суббота, 9 ноября 2013 г.

Мой читальный зал: РКМЧП, проектная деятельность, вики-учебник, интерактивные плакаты на уроках литературы (и не только)

Читаю интернет-журналы "Вопросы интернет-образования", "Эйдос".
1.Галиева Екатерина Викторовна "Приёмы технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) как средство повышения мотивации учащихся".
"Так, от привычной постановки цели я перешла к приёму «Лови ошибку», который помогает развить у школьников критический подход к получаемой информации. От конспектирования – к таблице ЗХУ (Знаю – Хочу узнать – Узнал), к которой мы возвращались по окончании работы с темой. От нудного с точки зрения ребят чтения параграфа учебника – к чтению с пометами на полях («V» – знал, «+» - новое, «-» - новое, «?» - новое трудное, надо разобраться).
В арсенал используемых на уроках приёмов я включила приём «толстых» и «тонких» вопросов, например, при изучении «Мёртвых душ» Гоголя. При этом каждый из учащихся, составивший 5 «толстых» и 5 «тонких» вопросов, получил от одного из одноклассников его вопросы и дал ответы на них. Таким образом, поднятые темы пришлось осмыслить не раз. Синквейн стал интересной альтернативой сочинению (был предложен учащимся в ходе изучения «Героя нашего времени» Лермонтова). А от традиционной лекции или слова учителя перешла к лекции со стопами. С особым настроением ребята отзываются на графические способы структурирования информации. Так, хорошо был принят приём «колесо проблем» (при изучении комедии «Недоросль» Фонвизина и «Горе от ума» Грибоедова). Кроме указанных приёмов технологии РКМЧП, я включила в практику и работу по созданию интеллект-карт в процессе работы над отдельным текстом или над целой темой".
Читать здесь
2.Машкрина О.В., Хисамова Т.П. "Организация проектной деятельности учащихся в рамках реализации ФГОС ООО".
Презентация
Учебный проект «Пусть всегда будет книга!», 2013
Формирующее оценивание
Самооценка ученика успешности своего участия в группе
Фамилия, имя ученика__________________________________________________
замечательно хорошо я мог бы сделать лучше
Я подобрал нужные картинки и фотографии к нашей презентации
Я описал не менее двух фактов
Я заранее готовлюсь к выступлению о нашей совместной работе
Я учусь говорить чётко и понятно, чтобы успешно выступать на защите проекта
Я внимательно слушаю, когда рассказывают другие ученики
Я ответил на вопросы проекта
Я наблюдал за собой и понял, что нужно, чтобы стать успешным учеником
Читать здесь
3.Александр Матюшкин "Деятельностный вики-учебник как инструмент литературного образования".
"Не менее значимыми являются и метапредметные результаты. Самой трудной и самой продуктивной частью работы является организация взаимодействия между обучающимися. Каждый старается писать свою статью без оглядки на все остальные. Но смысл вики-деятельности как раз и состоит в создании коллективного продукта, т. е. в совместном труде, который, с одной стороны, позволяет участникам выразить свой индивидуальный взгляд, с другой стороны, помогает организовать из индивидуальных взглядов более или менее целостную систему (здесь все зависит от таланта и терпения модератора). Таким образом, соблюдение вики-идеологии имеет следствием обучение соотносить свою работу с работами остальных участников, вырабатывает командные принципы взаимодействия, что предполагает, в том числе, готовность сокращения своей статьи, переноса части текста в статью другого автора или, напротив, дополнения своей статьи фрагментом текста другого автора, изменения позиции, стиля и других качеств статьи, результатом чего становится коллективное (командное) авторство. Вики-технология показывает и преимущества командной работы, когда коллективно  достигнутый результат оказывает большим, чем если бы каждый работал индивидуально. В последнем несложно убедиться, если предложить каждому студенту выполнить свою работу, пользуясь не вики-движком, а например, программой Microsoft Word. И в процессе работы очень хорошо видно, кто из студентов работает непосредственно в интернете, а кто только загружает туда готовый результат (качество работы последних обычно оказывается ниже)".
Читать здесь
4.Савинкина Светлана Юрьевна "Разработка и использование интерактивных плакатов, схем и таблиц".
"Цифровые образовательные ресурсы правомерно рассматривать как один из видов разрабатываемых в настоящее время ЭОР нового поколения:
-   Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал)
- Интерактивный демонстрационный материал (плакаты, упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия)
-   Тренажёр
Интерактивные плакаты, таблицы, схемы – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Новизна опыта использования заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий".
Читать здесь
5.Мусина Татьяна Валерьевна "Урок литературы "Поэзия Серебряного века".
"Хозяйка кафе: «Кто же сегодня посетил наш салон, наше поэтическое кафе? Уважаемые гости, представьтесь, пожалуйста!»
На столиках лежат портреты поэтов.
1 столик. Символисты: Александр Блок, Андрей Белый, Валерий Брюсов, Фёдор Сологуб, Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Константин Бальмонт и … (портрет отсутствует, поэтому учащийся импровизирует, то есть называет свой вариант фамилии и имени поэта / поэтессы).
2 столик. Акмеисты: Николай Гумилёв, Сергей Городецкий, Михаил Кузмин, Осип Мандельштам, Владимир Нарбут, Михаил Зенкевич, Хозяйка кафе (место пустует).
Хозяйка кафе в недоумении, она спрашивает: «Где же Анна Ахматова?»
«Вы здесь», - отвечают ей гости.
Ахматова: «Как вы догадались, что это я?»
Учащиеся: «Ваш стиль соответствует образу великой поэтессы: тёмные одежды, туфли, шаль, чётки, волосы, собранные в пучок…».
Читать здесь 

Комментариев нет: