суббота, 13 октября 2018 г.

Мой открытый урок русского языка "Морфемы «пол» и «полу» в начале слова" в 6 классе

   9 октября 2018 года в нашей школе состоялся очередной методический день. Я провела открытый урок русского языка "Морфемы «пол» и «полу» в начале слова" в 6Б классе. Это был второй урок по данной теме.
Тема. Морфемы «пол» и «полу» в начале слова
Цель урока
1.Образовательная: знать правила написания слов с морфемами «пол» и «полу».
2.Развивающая: уметь правильно писать слова с морфемами «пол» и «полу», отличать эти морфемы от омонимичных корней.
3.Воспитательная: уметь обнаруживать связь общества и языка, уважать родной язык.
Планируемые результаты
1.Предметные результаты: ученики смогут научиться правильно писать морфемы пол- и полу- в начале слова, отличать эти морфемы от омонимичных корней.
2. Личностные результаты: уметь вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, осознавать значимость использования русского языка. 
3.Метапредметные результаты.
·        Регулятивные УУД: анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему.
·        Познавательные УУД: объединять явления в группы по определённым признакам, сравнивать, классифицировать; выделять явление из общего ряда явлений.
·        Коммуникативные УУД: играть определённую роль в совместной деятельности; высказывать и обосновывать суждение. 
   Ход урока
1.Мотивация учебной деятельности.
    А. Зачин урока.
В воскресенье ко мне в гости пришла подруга, которая работает в Государственной Думе РФ. Она рассказала, что ещё летом получила электронное письмо от племянника. Это послание показалось ей очень опасным для будущего нашей страны. Вот это письмо. В чём опасность этого письма?
«Здраствуйте тётя Ира! В деревне хорошо. Я сдесь буду развеваться, загорать и заколюсь на сонце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будит рыбу лавить рано утром, пол-шестого. Я уже наловил пол-ведра. Хорошо поседеть на биригу с удочькой. Я уже обижал лиса. С приветом Петя».
    Б. Рефлексия. Почему это письмо угрожает безопасности государства? Какие выводы сделаем?
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
    А. Фронтальная работа. Распределим ошибки в письме по орфограммам. Что такое орфограмма? Подчеркните ошибкоопасные места в письме.
На доске таблица без записей из 5 столбиков. Пять учеников заполняют таблицу.
Непроизносимая согласная в корне
Непроверяемая согласная в корне
Сущ. с пол
Проверяемая гласная в корне
Сочетания чк-чн
здравствуйте
здесь
полведра
развиваться
удочка
солнце

полшестого
закаляться




бочок




ловить




посидеть




берегу




обежал




леса

      Б. Разорвите ужасное письмо.  Забудьте о нём.
3. Выявление места и причины затруднения.
     Рефлексия. Какие трудности возникли при заполнении таблицы? Почему? Какие выводы?
4. Построение проекта выхода из затруднения.
    Целеполагание. Как вы думаете, чем мы дальше займёмся на уроке? Мы повторим некоторые орфографические правила, постараемся не стать угрозой для страны. Что такое орфография? Какое правило сегодня на уроке должно стать основным? 
Тема урока: Морфемы «пол» и «полу» в начале слова. 
Что станет задачей урока? Отработаем умение правильно писать слова с «пол» и «полу».
5. Реализация построенного проекта.
     Фронтальная работа. Прочитайте карточку-подсказку (каждому выдан лист с заданиями). Какая информация для вас новая, какая уже известная?  Объясните правописание примеров.
 «Карточка-подсказка. Учёные до сих пор спорят, что такое пол и полу, корни или приставки. И мы с вами тоже не решим этот вопрос, поэтому назовём их просто морфемами. Между собой они различаются по смыслу. Пол означает просто половину чего-то: полгода – это половина года. А вот полу означает нечто новое, в частности новое явление, лишь наполовину обладающее указанными свойствами. Полуправда – это наполовину правда, а на вторую половину ложь.
ü  Полугодие, полузащитник.
ü  Пол-Европы, пол-Шексны.
ü  Пол-ягоды, пол-ириски.
ü  Пол-лекции, пол-листа.
ü  Полшестого, полстакана.
ü  Прошло пол летних каникул. Морфема пол пишется раздельно со следующим за ней словом, если по смыслу она к нему не относится».
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
     А. Работа в парах. Вместе со своим соседом выполните задания 1,2,3 на листе.
«Задание 1.Найдите в каждом ряду лишнее слово, выпишите его, докажите свою точку зрения.
1)      Полуправда, полчище, полупустой, пол-луковицы, полслова.
2)      Половецкий, полпорции, пол-лыжи, полусогнутый, пол-оврага.
3)      Полкирпича, полкилометра, полосатый, полуприцеп, полуслепой.
4)      Полуночный, полстола, полушарие, пол-лужи, полнолуние».
Ответы. 1) полчище, 2) половецкий, 3) полосатый, 4) полнолуние.
«Задание 2. Из списка слов выберите слова с морфемами пол и полу, запишите их, докажите свою точку зрения.
Ползучий, полено, полушёпот, полководец, полкомнаты, полновесный, половик, полуседой, пол-ломтика, полоса, полотёр, полундра, получатель, пол-лысины, полячка».
Ответы: полушёпот, полкомнаты, полуседой, пол-ломтика, пол-лысины.
«Задание 3. Вставьте в словосочетания нужные по смыслу слова.
Полугодовалый …, полугодичный …, полугодовой …»
Ответы: ребёнок, срок, отчёт (план).
     Б. Фронтальная работа. Проверка заданий по цепочке.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
       А. Индивидуальная работа.
Задание 4 на листе. Выпишите правильно слова с морфемами пол и полу
"Задание 4.Вот шествие по улице идет, и кое-кто впол_голоса поет… (Иосиф Бродский)
Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
Принесено немного; кто принес пол_лукошка, а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)
Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись... (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)
Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)
Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Коляска проехала пол_версты, прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.
Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)
Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)
Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками... (И. С. Тургенев. «Муму»)
Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)
Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)".
    Б. Взаимопроверка. Обменяйтесь с соседом тетрадкой, проверим правильность работы. Учитель читает правильные ответы. Оцените работу соседа, распишитесь.
Ответы: вполголоса, пол-Павловска, пол-ложки, пол-лукошка, пол-Европы, пол-листа, полуграмотный, полверсты, пол своего государства, полутёмных, пол-отчины, полушубок,
пол-аршина, полумаски, полуживой.
Дополнительное задание, если останется время. "Выборочный диктант. Выпишите из рассказа Артура Гиваргизова «Евгений» слова на изучаемую сегодня орфограмму. См. Кронгауз и др. с. 113. МХАТ – это какое слово? (аббревиатура)".
Ответы: пол-урока, полперемены, полчетверти, пол учебного года, пол-лета, полуправду, полмесяца, пол-МХАТа.
8. Включение в систему знаний и повторение.
     Фронтальная работа. Какие правила регулируют написание морфем пол-и полу- в начале слова? Приведите примеры.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
     Оцените свою деятельность на уроке. Выберите одну из 3 тем (нашла у коллеги в ФБ) и напишите 2-3 предложения.
«Ну и ну!»
«Здорово!»
«Терпеть не могу!»
10. Домашнее задание. Инструктаж.
       Задания на выбор.
·               Расскажите о своей деятельности на уроках, используя слова с «пол» и «полу». Вот что, например, у меня получилось. «Полночи я готовилась к уроку русского языка в 6Б классе, полуживая легла спать. Каков же результат? Полкласса активно работали на уроке, другие пол-урока производили впечатление на гостей. Полуграмотный ученик правильно исписал пол-листа – ура! Неужели я сказала полуправду?»
·             Упр. 147 (задания 1-6).
 Литература
1.Русский язык. 5-8 классы. Сборник эвристических заданий. Учебно-методическое пособие. Под редакцией А.В.Хуторского. – М., 2013, с.7.
2.Максим Кронгауз, Елена Арутюнова, Борис Панов, Артур Гиваргизов. Неучебник по русскому языку. Орфография. Часть 1. О корнях и не только. – М., 2018, с. 112-116.
3.Упражнение Жужлевой Д.А., Панова Б.А. http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_64
Приложение 1 (лист с заданиями)
6 класс. Урок русского языка. Морфемы «пол» и «полу» в начале слова
Прочитайте карточку-подсказку, объясните правописание примеров. Какая информация для вас новая, какая – уже известная?
Карточка-подсказка
Учёные до сих пор спорят, что такое пол и полу, корни или приставки. И мы с вами тоже не решим этот вопрос, поэтому назовём их просто морфемами. Между собой они различаются по смыслу. Пол означает просто половину чего-то: полгода – это половина года. А вот полу означает нечто новое, в частности новое явление, лишь наполовину обладающее указанными свойствами. Полуправда – это наполовину правда, а на вторую половину ложь.
ü  Полугодие, полузащитник.
ü  Пол-Европы, пол-Шексны.
ü  Пол-ягоды, пол-ириски.
ü  Пол-лекции, пол-листа.
ü  Полшестого, полстакана.
ü  Прошло пол летних каникул. Морфема пол пишется раздельно со следующим за ней словом, если по смыслу она к нему не относится.
Задание 1
Найдите в каждом ряду лишнее слово, выпишите его, докажите свою точку зрения.
1)      Полуправда, полчище, полупустой, пол-луковицы, полслова.
2)      Половецкий, полпорции, пол-лыжи, полусогнутый, пол-оврага.
3)      Полкирпича, полкилометра, полосатый, полуприцеп, полуслепой.
4)      Полуночный, полстола, полушарие, пол-лужи, полнолуние.
Задание 2
Из списка слов выберите слова с морфемами пол и полу, запишите их, докажите свою точку зрения.
Ползучий, полено, полушёпот, полководец, полкомнаты, полновесный, половик, полуседой, пол-ломтика, полоса, полотёр, полундра, получатель, пол-лысины, полячка.
Задание 3
Вставьте в словосочетания нужные по смыслу слова.
Полугодовалый …, полугодичный …, полугодовой …
Задание 4
Выпишите правильно слова с морфемами пол и полу.
Вот шествие по улице идет, и кое-кто впол_голоса поет… (Иосиф Бродский)
Натурально, давеча могла что-нибудь услышать от приходивших, потому что теперь весь Петербург уже знает, и здесь пол_Павловска или и весь уже Павловск. (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
А крови всего этак с пол_ложки столовой на рубашку вытекло… (Ф. М. Достоевский. «Идиот»)
Принесено немного; кто принес пол_лукошка, а кто и совсем на донышке. (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Пошехонская старина»)
Я, батюшка, пол_Европы изъездил, покуда, наконец, в королевской мюнхенской библиотеке нашел рукопись... (М. Е. Салтыков-Щедрин. «Дневник провинциала в Петербурге»)
Он взял с этажерки и подал ему пол_листа серой бумаги. (И. А. Гончаров. «Обломов»)
Отец его, боевой генерал 1812 года, полу_грамотный, грубый, но не злой русский человек, всю жизнь тянул свою лямку… (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Коляска проехала пол_версты, прежде чем разговор возобновился между ними. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
Пол_своего государства царь был готов отдать за то, чтобы хоть один раз взглянуть на это сокровище.
Из полу_темных сеней постоялого дворика несло запахом теплого ржаного хлеба. (И. С. Тургенев. «Отцы и дети»)
В чистом поле не было возможности сопротивляться татарам, городов не успели укрепить; наконец, Даниил сказал: «Не отдам пол_отчины моей, лучше поеду сам к Батыю». (С. М. Соловьев. «История России с древнейших времен»)
Из чащи, одетый в русский полу_шубок и в шапку-ушанку, выскакивает Номах. (С. А. Есенин. «Страна негодяев»)
Он обратился к людям, с самыми отчаянными знаками спрашивал о ней, показывая на пол_аршина от земли, рисовал ее руками... (И. С. Тургенев. «Муму»)
Из-под таинственной, холодной полу_маски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта,
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста. (М. Ю. Лермонтов)
Теперь один старик седой,
Развалин страж полу_живой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит… ( М. Ю. Лермонтов. «Мцыри»)

Приложение 2 (письмо)
«Здраствуйте тётя Ира! В деревне хорошо. Я сдесь буду развеваться, загорать и заколюсь на сонце, поворачиваясь с бачка на бачок. Миша меня будит рыбу лавить рано утром, пол-шестого. Я уже наловил пол-ведра. Хорошо поседеть на биригу с удочькой. Я уже обижал лиса. С приветом Петя».

Комментариев нет: