среда, 14 августа 2019 г.

Мои эссе: Е.Квашнина «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы"

Рецензия на книгу Елены Квашниной «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации читательской деятельности»
           Вы любите читать? Вы читали книги с дополненной реальностью? А графический роман? А виммельбухи? Вы ведёте читательский дневник? А читательский блог? Если вы на все вопросы ответили словом «нет», то возьмите в руки книгу Елены Сергеевны Квашниной «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации читательской деятельности».
          В предисловии автор пишет: «Важную роль в формировании читательских компетенций школьников сегодня играют тексты новой природы. Именно эти тексты окружают современного читателя. Понятие «тексты новой природы» постепенно входит в активный словарный запас педагогов, обсуждается, вызывает споры и уточняется». О таких текстах и рассказывает Е.С.Квашнина.
         Первый раздел (самый большой) называется «Как работать с «новыми» детскими книгами?» Упоминаются отличные книги Ю.В.Щербининой «Время библиоскопов» и «Книга – текст – коммуникация. Словарь-справочник новейших терминов и понятий». Первые книги с подвижными элементами и объёмными вставками появились в 12 веке. Например, английский художник 12 века М.Пэрис вклеил в книгу складную карту и сконструировал вращающиеся схемы с датами церковных праздников. Е.Квашнина предлагает учителям и ученикам составить ленту времени, на которой нужно поместить книжные открытия (клапаны, панорамы, объёмность).
          В 20 веке появились трёхмерные книги, pop-up (всплывающие) книги. Художник Роберт Сабуда создаёт прекрасные книги-панорамы «Красавица и Чудовище», «Питер Пэн», «Алиса в Стране чудес». Сегодня всё-таки «на первый план выходят не образовательные, а развлекательные цели интерактивных книг». Но издаются серии книг и с просветительскими задачами. Получение знаний об историческом событии или герое, развитие критического мышления школьников, погружение в эпоху. Например, издательство «Лабиринт Пресс» выпускает серию «Книга + эпоха». 
        В 21 веке появились книги с дополненной реальностью: «гибридные книги, в которых сочетаются печатные тексты и электронные элементы». Для чтения таких книг требуется мобильное устройство, а к нему программа для сканирования 3D – иллюстраций или QR – кодов. Елена Сергеевна предлагает разные формы работы с такими книгами в школе и библиотеке.
         Вы, наверное, ждёте, когда же пойдёт речь о каких-то виммельбухах? «Виммельбухи -  это книги, в которых нет текста, повествовательные истории представлены в них при помощи сюжетных рисунков с большим количеством деталей». Как читать такие книги? Одна из главок так и называется. Подробно рассказано о графическом романе и комиксе, о том, как их применять на уроке, в библиотеке. Любите поэзию? Прочитайте главу о визуальных поэтических текстах. Отдельные главы посвящены читательским блогам и путеводителям, травелогам.
       «Литература нон-фикшн – новое или хорошо забытое старое?» - название второго раздела. В нём говорится о смысловом чтении, о модели работы с литературой нон-фикшн. Упоминается замечательная фундаментальная работа Г.В.Пранцовой и Е.С.Романичевой «Современные стратегии чтения».
         Завершает книгу маленький раздел «Детское чтение не запрещено для чтения взрослым». Некоторые проблемы родителей поможет решить уникальная книга психолога Екатерины Мурашовой «Экзамен для родителей». О ней рассказано в эпилоге.
        Е.Квашнина справедливо утверждает: «Появившиеся новые форматы книг во много изменяют представления о работе педагога и библиотекаря с печатными изданиями… От библиотекаря и педагога зависит то, насколько новые виды деятельности будут осмыслены школьниками».
       Книга «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации читательской деятельности» - нужное и важное пособие для современных учителей и библиотекарей. Рекомендую коллегам!

2 комментария:

Людмила Кишкунова комментирует...

Светлана Георгиевна, здравствуйте! Своей рецензией Вы очень заинтересовали меня! Думаю, многие библиотекари и педагоги с удовольствием прочитали бы её. Разрешите сделать перепост Вашего сообщения в блоге "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ". Спасибо!

Светлана Георгиевна комментирует...

Да, конечно, сделайте перепост. Спасибо, Людмила. Книга Е.Квашниной очень полезна для нас.