среда, 28 июля 2021 г.

Мой книжный улов: июль 2021

             Купила книги. Бумажные и электронные.
Цыпкин Леонид "Лето в Бадене» и другие сочинения. Роман, повести, рассказы".
       Этот роман я, ничуть не усомнившись, включила бы в число самых выдающихся, возвышенных и оригинальных достижений века, полного литературы и литературности — в самом широком смысле этого определения», — писала о «Лете в Бадене» прославленная писательница и философ Сьюзен Зонтаг. Леонид Цыпкин — недооцененный классик русской литературы: его проза была по-настоящему открыта только в 2000-е годы. «Лето в Бадене», одно из главных достижений неподцензурной прозы 1970-х, не вписывается в готовый литературный канон, а скорее меняет его, становясь в один ряд с такими культовыми книгами, как «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева и «Школа для дураков» Саши Соколова. В завораживающем ритме романа соединяются поездка рассказчика из Москвы в Ленинград в 1970-е и путешествие Ф.М.Достоевского и его жены Анны Григорьевны по Европе в 1867-м. Помимо романа «Лето в Бадене» в книгу вошли другие произведения Леонида Цыпкина, а также сделанные им фотографии петербургских мест, связанных с именем Достоевского. Леонид Цыпкин (1926–1982) — писатель, врач-патологоанатом, доктор медицинских наук.
Гаспаров Михаил "Собрание сочинений в шести томах. Т. 2: Рим / После Рима".
       Первое посмертное собрание сочинений М.Л. Гаспарова (в шести томах) ставит своей задачей максимально полно передать многогранность его научных интересов и представить основные направления его деятельности. Гаспаров прежде всего знаменит своими античными штудиями, хотя сам он называл себя лишь «временно исполняющим обязанности филолога-классика в узком промежутке между теми, кто нас учил, и теми, кто пришел очень скоро после нас». Он также много занимался Средними веками и особенно много — переводил. Во втором томе собрания сочинений М.Л. Гаспарова представлены работы о литературе древнего Рима и о латинской литературе последующего периода, в основном средневековой. Они предназначались для изданий разного профиля и сами поэтому имеют разножанровый характер: панорамные картины больших историко-литературных периодов, тонкие портреты виднейших древнеримских поэтов, глубокие аналитические разборы отдельных произведений. Связывает обе части тома одна из главных для Гаспарова тем — история, содержание и судьба античной риторики, а также интерес к поэзии — от Катулла и Овидия к средневековым вагантам. В этом томе, как и в предыдущем, исследования М.Л. Гаспарова сопровождаются его художественными переводами, работа над которыми велась параллельно с научными изысканиями.
Эйдельман Натан «Сказать все…». Избранные статьи по русской истории, культуре и литературе XVIII–XX веков".
       Натан Яковлевич Эйдельман (1930–1989) — ведущий исследователь отечественной истории и культуры, любимый многими поколениями читателей за неоценимый вклад в изучение и популяризацию истории XVIII–XIX веков. В эту книгу вошли работы автора, посвященные как эволюции взглядов его главных героев — Пушкина, Карамзина, Герцена, так и формированию мировоззрений их антагонистов. Одним из самых увлекательных повествований в книге оказывается история ренегата — «либерала-крикуна» Леонтия Дубельта, вначале близкого к декабристам, а затем ставшего одним из самых ревностных охранителей николаевского режима. Книга завершается пророческим анализом истории российских реформ, начиная с эпохи Петра I и заканчивая перестройкой. «Революция сверху в России», написанная в 1989 году, стала политическим и историософским завещанием Эйдельмана, который, предвидя свой скорый уход, торопился передать обществу, стоящему на пороге новых радикальных перемен, и свои надежды, и свои опасения по поводу его будущего.
Юрий Буйда "Сады Виверны".
      Юрий Буйда - прозаик, автор романов "Пятое царство", "Синяя кровь", "Прусская невеста" (шорт-лист премии "Русский Букер"), "Вор, шпион и убийца" (премия "Большая книга"). Его книги переведены на многие языки. "Сады Виверны" - дерзкое путешествие по трем странам и четырем эпохам. Искусный колдун превращает уродливых женщин в красавиц и оборачивается зверем, милосердный инквизитор отправляет на костер Джордано Бруно и сражается с драконом, бесстрашный шалопай вступает в схватку с темным маркизом и защищает невинных девушек от санкюлотов, а многоликий агент петербургской полиции убивает великого князя и спасает от нацистов будущего президента Франции... И всеми невероятными событиями управляет Эрос истории, бог древний и безжалостный. "Когда мы вышли во двор, она вдруг повернулась ко мне и проговорила, глядя прямо в глаза: - Тебе не придется выбирать между мной и Ноттой, потому что у любви нет множественного числа, как у красоты, железа и Бога".
Гузель Яхина "Эшелон на Самарканд".
       Гузель Яхина - самая яркая дебютантка в истории российской литературы новейшего времени, лауреат премий "Большая книга" и "Ясная Поляна", автор бестселлеров "Зулейха открывает глаза" и "Дети мои". Ее новая книга "Эшелон на Самарканд" - роман-путешествие и своего рода "красный истерн". 1923 год. Начальник эшелона Деев и комиссар Белая эвакуируют пять сотен беспризорных детей из Казани в Самарканд. Череда захватывающих и страшных приключений в пути, обширная география - от лесов Поволжья и казахских степей к пустыням Кызыл-Кума и горам Туркестана, палитра судеб и характеров: крестьяне-беженцы, чекисты, казаки, эксцентричный мир маленьких бродяг с их языком, психологией, суеверием и надеждами…
Дмитрий Быков "Истребитель".
       "Истребитель" - роман о советских летчиках, "соколах Сталина". Они пересекали Северный полюс, торили воздушные тропы в Америку. Их жизнь - метафора преодоления во имя высшей цели, доверия народа и вождя. Дмитрий Быков попытался заглянуть по ту сторону идеологии, понять, что за сила управляла советской историей. Слово "истребитель" в романе - многозначное. В тридцатые годы в СССР появилась новая нация, каждый представитель которой одновременно мог быть и истребителем, и истребляемым - в зависимости от обстоятельств. Многие сюжетные повороты романа, рассказывающие о подвигах в бою и подковерных сражениях в инстанциях, хорошо иллюстрируют этот тезис. "Мне кажется, в этом романе я объяснил себе, что такое был Советский Союз, и больше к этой теме возвращаться не хочу. Это роман про нескольких гениев и как минимум двух маньяков, про десять летчиков, про полярный дрейф и штурм стратосферы и еще про одну женщину, которая обречена раз за разом возвращаться к своему убийце". (Дмитрий Быков)
Ирина Руцинская "Иконография Сталина. Репрезентация власти в советском искусстве 1930-1950-х годов".
       На протяжении четверти века создание образа Сталина оставалось главной темой советского искусства. Тысячи произведений, миллионы их репродукций, сотни выставок и экспозиций обеспечивали ежедневное и повсеместное "присутствие" вождя в жизни каждого советского человека. В монографии И.И.Руцинской впервые на основании более чем тысячи произведений живописи и графики выведены основные иконографические схемы, в рамках которых происходила визуализация образа Сталина, от детства до смерти вождя. Повторяющиеся изобразительные образцы рассматриваются не в качестве единичных примеров, но как тотальный принцип визуальной репрезентации власти в советском искусстве, прослеживаются трансформации, связанные с рождением новых мифологем в структуре сталинского мифа. Визуальный материал исследуется не изолированно, а в широком социокультурном контексте эпохи. Издание обращено не только к искусствоведам, культурологам и историкам, но и к широкому кругу читателей, что обусловлено неослабевающеим интересом к советской повседневности, сталинской эпохе и спорной личности самого Сталина.
Джейн Остин "Сэндитон".
      «Сэндитон» – последний, написанный за несколько месяцев до смерти, роман Джейн Остин. Яркая ирония на атмосферу модных приморских курортов аристократической Англии. Страсти кипят и бушуют, грозя захлестнуть чувствами все побережье!
Антония Сьюзен Байетт "Дева в саду".
      «Дева в саду» – это первый роман «Квартета Фредерики», считающегося, пожалуй, главным произведением кавалерственной дамы ордена Британской империи Антонии Сьюзен Байетт. Тетралогия писалась в течение четверти века, и сюжет ее также имеет четвертьвековой охват, причем первые два романа вышли еще до удостоенного Букеровской премии международного бестселлера «Обладать», а третий и четвертый – после. В «Деве в саду» непредсказуемо пересекаются и резонируют современная комедия нравов и елизаветинская драма, а жизнь подражает искусству. Йоркширское семейство Поттер готовится вместе со всей империей праздновать коронацию нового монарха – Елизаветы II. Но у молодого поколения – свои заботы: Стефани, устав от отцовского авторитаризма, готовится выйти замуж за местного священника; математику-вундеркинду Маркусу не дают покоя тревожные видения; а для Фредерики, отчаянно жаждущей окунуться в большой мир, билетом на свободу может послужить увлечение молодым драматургом… «„Дева в саду“ – современный эпос сродни искусно сотканному, богатому ковру. Герои Байетт задают главные вопросы своего времени. Их голоса звучат искренне, порой сбиваясь, порой достигая удивительной красоты» (Entertainment Weekly).
Хилари Мантел "Зеркало и свет".
      Впервые на русском – «триумфальный финал завораживающей саги» (NPR), долгожданное завершение прославленной трилогии о Томасе Кромвеле, правой руке короля Генриха VIII, начатой романами «Вулфхолл» («лучший Букеровский лауреат за много лет», Scotsman) и «Введите обвиняемых», также получившим Букера, – случай беспрецедентный за всю историю премии. Мантел «воссоздала самый важный период новой английской истории: величайший английский прозаик современности оживляет известнейшие эпизоды из прошлого Англии», говорил председатель Букеровского жюри сэр Питер Стотард. Итак, после казни Анны Болейн и женитьбы короля на Джейн Сеймур позиции Кромвеля сильны, как никогда. Он подавляет Благодатное паломничество – восстание католиков, спровоцированное закрытием монастырей, – и один из руководителей восстания, лорд Дарси, перед казнью пророчески предупреждает Кромвеля, что королевская милость не вечна. Казалось бы, хорошо известно, чем кончится эта история, – однако роман Мантел читается увлекательнее любого детектива…В 2015 году телеканал Би-би-си экранизировал «Вулфхолл» и «Введите обвиняемых», главные роли исполнили Марк Райлэнс («Еще одна из рода Болейн», «Шпионский мост», «Дюнкерк»), Дэмиэн Льюис («Ромео и Джульетта», «Однажды в… Голливуде»), Клер Фой («Опочтарение», «Корона», «Человек на Луне»). Сериал, известный по-русски как «Волчий зал», был номинирован на премию «Золотой глобус» в трех категориях (выиграл в одной), на BAFTA – в восьми (выиграл в трех) и на «Эмми» – тоже в восьми.
Хилари Мантел "Введите обвиняемых".
      Исторический роман «Введите обвиняемых» – это вторая книга трилогии «Томас Кромвель» от известной британской писательницы Хилари Мантел. За эту масштабную биографическую сагу, повествующую о средневековой Англии и династии Тюдоров, автор получила сразу две Букеровских премии. Ради брака с пленительной Анной Болейн король Англии Генрих VIII развелся с Екатериной Арагонской, что повлекло за собой массу серьезных последствий – разрыв с католической церковью, общественные беспорядки и политические волнения, отразившиеся на судьбе всей Европы. Однако вскоре выяснилось, что все эти жертвы были напрасны: страсть переменчивого монарха к амбициозной девушке остыла, к тому же Анна не смогла родить ему наследника и, вдобавок, настроила против трона ряд влиятельных людей.
Генрих решает, что ему необходимо избавиться и от второй жены, но как это сделать, не преступая закон и не разжигая вновь массовую истерию в стране? На помощь королю приходит верный и изобретательный секретарь Томас Кромвель, чья способность плести интриги и добиваться поставленных целей не имеет границ.
М.А. Плющ "Сводный комментарий к роману в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин».
      Как справедливо считают специалисты по пушкиноведению, текст «Евгения Онегина», насыщенный реминисценциями, скрытыми цитатами, намеками нуждается в развернутом комментарии. Лучшим на сегодняшний день комментарием к «Евгению Онегину» является труд Ю. М. Лотмана, первый тираж которого вышел в 1980 г. Предлагаемый сводный комментарий является результатом переработки труда Ю. М. Лотмана и включения в переработанный текст множества сведений из электронных научных и научно-популярных источников информации. Цель комментария заключается в предоставлении читателям обогащенного источника уточненной информации для понимания многих строф в романе «Евгений Онегин», которые нуждаются в расшифровке их содержания.
Маша Трауб "Не мамкай!"
       Однажды знакомая молодая мама услышала от меня: "Я не Макаренко и не знаю, как воспитывать детей". Девушка деловито уточнила, есть ли Макаренко в инстаграме, решив подписаться на человека, знающего ответы на все вопросы. Как накормить ребенка и чем? Что делать или не делать при капризах? В какие игры играть? Какие книги читать? А как поступать, если не хочет читать (спать днем, одеваться, ходить на горшок – нужное подчеркнуть)? Как вообще воспитывать детей? Четкого ответа у меня нет. Это они нас, родителей, воспитывают. Нам остается их только любить. В этой книге – опыт такой любви. Маша Трауб
Александр Жорин "ПолуУмные стихи".
       Что бы такого съесть, чтобы неделю не ходить в школу? Все рецепты – у поэта. Почему доктор лечит только рекордсменов? А потому что самый лучший в мире спорт – это есть на скорость торт! Стихи-страшилки, стихи-перевёртыши, виртуозная игра словами, зарифмованные анаграммы, стихи, где все слова на одну букву, стихи-загадки, стихи-ребусы, стихи-прятки – это только малая часть новых оригинальных жанров, в которых творит Александр Жорин. Книжка для семейного чтения, возраст читателей от 3 до 103, и каждое поколение читателей сборника найдёт, над чем посмеяться: искромётный юмор автора захватит с первой страницы. Для младшего школьного возраста.
Кристина Стрельникова "Великолепный Веня Венчиков".
      Веня Венчиков летает в космос и путешествует в эпохи, когда жили знаменитые литераторы (благодаря тому, что построил машинку времени). Он и с Пушкиным на дружеской ноге, и наперечёт знает всех кошек и собак Маяковского, и Маршаку, если что, позвонит по домашнему телефону, и за словом в карман не полезет. Автор рассказов Кристина Стрельникова тонко вплетает в ткань повествования цитаты и аллюзии, причём делает это настолько уместно и с таким изящным юмором, что по прочтении книги юный читатель непременно достанет с полки тома классиков (если уже это не сделал). И начнёт листать страницы, потому что отныне для него великие люди - это не только портреты на стенах! Для младшего и среднего школьного возраста.
Евгений Шалашов "Призраки Черного леса". 
       Мог ли подумать доцент провинциального вуза, что его давняя мечта - поездка в зимний Крым - обернется путешествием сквозь пространство и время? Что он попадет в тело наемника Артакса и станет своим в мире меча и магии? Мире, где огромное насекомое может быть уважаемым ростовщиком, где шойзели строят мосты, а гномы делают сыр. Но лишь одно неизменно в любом мире - настоящая любовь и верность данному слову.
Евгений Шалашов "Декабристы-победители".
      История похожа на быстро летящий поезд, на пути которого то и дело попадаются стрелочные переводы. Свернешь на один путь - доедешь до станции, свернешь на другой - полетишь под откос. Декабрь 1825 года, восстание декабристов - одна из важнейших развилок истории. Мы все знаем, как разворачивались события. Но мы не знаем, что было бы, победи декабристы. А один верный приказ, один решительный поступок, один меткий выстрел - и всё пошло бы другим путем. Вот оно и пошло другим…Поручик Николай Клеопин оказался в самом эпицентре событий. И, как все, очутился на кровавом распутье: предать, изменить присяге, вступить в ряды победивших и развязавших гражданскую войну или бежать и прятаться? Или, может быть… начать свою собственную партизанскую войну? Разлом прошел не только по судьбе поручика Клеопина. Он прошел и по дому Романовых, и по судьбам Пестеля, Рылеева, Сперанского, Ермолова, Пушкина и многих, многих других. У каждого теперь будет новая судьба, у каждого новая война…
Евгений Шалашов "Лихолетье".
       В новой книге признанного мастера альтернативной истории Евгения Шалашова речь идет об одном из самых страшных периодов - Смутном времени. Только в этой исторической альтернативе всё ещё страшнее. Русь разорвана на куски поляками, шведами и англичанами. Земское ополчение рассеяно, князь Пожарский погиб при штурме Москвы, а Кузьма Минин взят в плен и замучен врагами. Словно вурдалаки ненасытные, рыщут по городам и весям банды иноземных разбойников. В бушующем море кровавого пожара стоят две твердыни - Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри. Князь Даниил Мезецкий, хотя родом и из Рюриковичей, никогда не стремился к трону. Он не интриговал, а честно сражался и выполнял дипломатические поручения. Однако волею обстоятельств ему придется принять шапку Мономаха. Удастся ли молодому царю прекратить Лихое время? Сдюжит ли? Сможет ли возглавить очистительный поход против ляхов, шведов, англичан и прочих разорителей земли русской?
Евгений Шалашов "Дракон в болоте. Сказки".
     12 небольших сказок, которые можно читать и детям и взрослым. Десять сказок общего цикла, а еще две - совсем иные.
Алиса Даншох "История болезни, или Дневник здоровья".
      «История болезни, или Дневник здоровья» – удивительная история взросления, в которой каждый этап связан с той или иной болезнью. Ставшая легендарной книга «Похороните меня за плинтусом» не имеет продолжений, и только сейчас на смену маленькому замученному бабушкой мальчику пришла маленькая девочка-девушка-женщина с похожей судьбой. Новый роман – парадоксально жизнеутверждающее чтение. Плюс ко всему, это еще и портрет эпохи, где в гости может прийти не старый еще Аркадий Стругацкий и помочь выздороветь от ангины. А Вениамин Смехов в роли героя Ежи Ставинского заставляет задуматься о боях без правил: либо болезнь – тебя, либо – ты ее.
Алиса Даншох "Долгая дорога в страну возрастных изменений".
         Новая книга писательницы Алисы Даншох – логическое продолжение «Истории болезни, или Дневника здоровья», увидевшей свет в 2019 году. Теперь читателей ждет дорога в страну возрастных изменений. Пусть у каждого она будет максимально длинной! Немало интереснейших встреч ждет нас на пути. С живой молодильной водой, с аксиомой – что пожуешь, то и поживешь, с бессонницей – будь она неладна, с дорогами, которые мы сами выбираем, со счастливыми долгожителями – им судьба отмерила век… В финале – сенсационная песнь о мужском климаксе (и такой бывает!), которую надо обязательно услышать не только представительницам слабого пола. В общем, долгая дорога в страну возрастных изменений начинается…
Игорь Можейко "Тайны античного мира".
       Имя замечательного писателя-фантаста Кира Булычева известно и детям, и взрослым. Однако И.В. Можейко, работавший под псевдонимом Кир Булычев, был не только мастером фантастики, но и ученым - историком и востоковедом. Его книги о прошлом не менее занимательны, чем произведения о далеком будущем. Книга "Тайны античного мира" расскажет читателю о загадках, бередивших умы людей вот уже не одну сотню лет. Существовали ли сокровища Приама? Как началась Троянская война? Кто придумал Атлантиду? Что произошло с храмом Артемиды Эфесской? Обо всем этом и многом другом поведает книга. Для среднего школьного возраста.
Игорь Можейко "Тайны Средневековья".
       "Порой загадки Средневековья лежат на границе сказки и реальности. Для жителей той эпохи не существовало большого различия между бараном и единорогом, щукой и русалкой, драконом и ящерицей. Человек Европы еще не выделился из природы и ощущал единство с ней..." Книга замечательного писателя и историка-востоковеда Игоря Всеволодовича Можейко "Тайны Средневековья" расскажет об удивительном времени рыцарских орденов и Крестовых походов, времени зарождения научной мысли и веры в колдовство и ведьм... Средневековые легенды о короле Артуре и фее Моргане, о Лонселоте и Робине Гуде, о загадочной чаше Грааля, о короле Ричарде Львиное Сердце и о Владе Дракуле до сих пор вызывают интерес как в литературе, так и в кино. Для среднего школьного возраста.
Дмитрий Макаров "Лекции по искусству".
       Сказки для нас – прошлое. В них нет и не может быть ничего нового, не так ли? А нам хочется новизны, мы пытливо засматриваемся в будущее. Книга поэта и писателя Дмитрия Макарова разубедит вас. "Красная Шапочка", "Золушка", "Кот в сапогах" и другие великие сюжеты предстанут в своем развитии, затронувшим всю многовековую историю нашего общества. Здесь есть эрос и танатос, нравственное и безнравственное, право и бесправие, большинство и меньшинство. Сказки – барометр европейской культуры. По тому, как их сегодня рассказывают, можно понять, в каком она состоянии. И даже угадать ее будущее. Попробуем?
Но вы лучше пока присядьте. Сказки не любят суеты.
Данила Монтанари "Шрам на бедре".
       Две дочери Ритора Арриания - близняшки Камилла и Лучилла, похожи как две капли воды. Только ближайшие служанки, да старенькая бабушка знают о единственном различии: шраме на бедре, последствии случайной травмы, о которой не говорили даже отцу. И вот теперь Камилла мертва. Но действительно ли это она? Или одна сестра выдает себя за другую? Сенатору Публию Аврелию Стацию придется проявить недюжинную выдержку и использовать все свое обаяние, чтобы раскрыть тайну. А также разобраться с чередой других несчастий, которые преследуют семью почтенного Арриания.
Данила Монтанари "Кому выгодно?"
       46 год нашей эры, время правления императора Клавдия. В Риме орудует опасный убийца. Все преступления совершаются во время грозы, а жертвам бритвой перерезают горло. Убитые тоже чем-то схожи между собой - это молодые белокурые красавцы-мужчины, но при этом - рабы. А жизнь раба в среде римских патрициев не стоит и ломаного сестерция... Но сенатор Публий Аврелий Стаций, как всегда, идет наперекор мнению большинства. Он решает восстановить справедливость и найти преступника. На этом пути ему придется примерять на себя самые разные роли - от библиофила-книгочея до завсегдатая публичного дома, от обольстителя женских сердец до жалкого истопника в дешевой общественной бане.
К.К. Рыбников "Семь старых французских сказок".
      Сборник французских сказок в литературной обработке К.К. Рыбникова.
К.К. Рыбников, М. К. Рыбников «Особняк на Благовещенской. Три жизни».
     Содержит фотоматериалы предоставленные "Череповецким музейным объединением" и жителями Череповца.
Эльвира Риммер «Череповецкое музейное объединения. Страницы истории».
      В книге описывается вся история череповецких музеев: когда, как и зачем они создавались, кто внес значительный вклад в пополнение коллекций. «В 1878 году Иван Милютин организовывал выставки для великих князей, проезжавших через Череповец по Мариинской водной системе. Одна из выставок была промышленной, на ней демонстрировалось местное производство. Вторую выставку по просьбе Милютина организовал Елпидифор Барсов. Он купил у волоколамского исправника большую коллекцию старинных вещей и предметов. Музей начался с небольшого здания в Соляном саду, где и открылась постоянная выставка. Это произошло 31 марта 1896 года по старому стилю. В основу легла великолепная коллекция Барсова, в которой было 1500 монет, в том числе золотых и серебряных, церковные облачения, оружие и другие предметы», — рассказала Эльвира Риммер.

Комментариев нет: