четверг, 1 мая 2025 г.

Мой книжный улов: апрель 2025

          Купила книги. Бумажные.
Кушниров Марк Аронович "Жизнь и фильмы Бориса Барнета"
      Книга рассказывает о творчестве крупнейшего советского режиссера Бориса Васильевича Барнета. Им созданы широко известные фильмы - ДЕВУШКА С КОРОБКОЙ, ОКРАИНА, У САМОГО СИНЕГО МОРЯ, ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА и другие. Б.Барнет был также и замечательным актером, он снимался в своих фильмах и в фильмах других режиссеров. Книга иллюстрирована кадрами из фильмов, поставленных Б.Барнетом.
Серия "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ)
Кушниров Марк Аронович "Эйзенштейн". 
       Фильмы Сергея Эйзенштейна — «Броненосец „Потемкин“», «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный» — стали классикой мирового кино, заложившей основы современного киноискусства. Но творческий путь великого режиссера не был легким: он не смог осуществить большую часть замыслов, не раз подвергался травле по идеологическим мотивам и скончался, едва дожив до пятидесяти. Ему пришлось испытать разлад с близкими, предательство друзей, мучительные неудачи в личной жизни. Несмотря на громадное количество посвященных ему работ, его полноценная биография до сих пор не создана. Новая книга культуролога и киноведа Марка Кушнирова — попытка разобраться во внутреннем мире Эйзенштейна, породившем его многообразные достижения в кинематографе, театре, графике и публицистике.
Иванов Вячеслав Всеволодович "Эстетика Сергея Эйзенштейна"
       В книге собраны работы выдающегося русского лингвиста, антрополога и семиотика Вячеслава Всеволодовича Иванова. Открывающая издание работа «Структурное исследование знаков искусства», в которой вероятностный и теоретико-информационный методы применяются к произведениям русской литературы и задействуются в исследованиях кинематографа, ранее не издавалась и впервые представлена в настоящей книге. Цикл работ, посвященных анализу теоретических разработок одного из самых известных режиссеров и теоретиков искусства Сергея Эйзенштейна, позволяет читателю не только ближе познакомиться с наследием великого режиссера, но и с новых сторон рассмотреть перспективы развиваемого Ивановым подхода.
Ясность, глубина и широкий охват материала делают книгу полезной для культурологов, философов, антропологов, студентов творческих специальностей, а также всех интересующихся историей и теорией кино и проблемами семиотики.
Патриция Дж. Томпсон "Маяковский на Манхэттене. История любви с отрывками из мемуаров Элли Джонс"
     Впервые монография "Маяковский на Манхэттене. История любви с отрывками из мемуаров Элли Джонс" была опубликована в Нью-Йорке в 1993 году. В 2003 году сотрудники института мировой литературы им. А.М. Горького РАН подготовили издание книги на русском языке. При тираже 2000 экземпляров книга сразу стала букинистической редкостью. В новое издание вошли фотоматериалы о поездке Владимира Маяковского в Нью-Йорк в 1925 году из фондов Государственного музея В.В. Маяковского, письма Элли Джонс, адресованные поэту в Россию, из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства, уникальные снимки из архива Елены Владимировны, переданного в дар музею Роджером Томпсоном (многие из них публикуются впервые).
Наталья Борисовна Иванова "Текст и контекст. Работы о новой русской словесности"
     В книгу вошли избранные статьи, заметки, выступления нескольких десятилетий. Принципом авторского отбора текстов стала демонстрация движения словесности от начала 1980-х к середине 2020-х. Первая часть отдана работам, написанным еще в застое, но в атмосфере предчувствия изменений, а начиная с 1986-го, - во времена перестройки и гласности. Во второй части представлена смена литературного языка и полемические работы. Третья часть посвящена проблемам разрушения и формирования канона между эпохами, жанровому репертуару, фикшн и нон-фикшн, автобиографической прозе, а также таким явлениям, как дефолт и девальвация литературы. Пристально прослежена сама литературная жизнь в ее разных проявлениях и институциях. Героев много - от Юрия Трифонова и Фазиля Искандера до Андрея Битова, Владимира Маканина и Георгия Владимова, Александра Солженицына и Владимира Войновича, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина, Михаила Шишкина, Владимира Шарова. ряд длинный. Антигероев тоже хватает. Герои и антигерои, персоны и персонажи литературной сцены рубежа XX-XXI веков уходят в небытие - или переходят из текста в текст, продолжаясь во времени.
Наталья Борисовна Иванова "Судьба и роль"
      Новая книга Натальи Ивановой обязана своему рождению смене литературного амплуа с литературного критика на драматурга: автор называет свои тексты документальными фантазиями, драмами-коллажами, документальными драмами в сценах и эпизодах. Действующим лицам первого плана, таким, как Анна Ахматова и Борис Пастернак, приходилось делать выбор чуть ли не каждодневно. Жизнь, в самом мрачном ее варианте, разыгрывала пьесы, где были главные герои и были персонажи как бы второго плана, уходящие в тень. Но без диалога, взаимодействия с ними, вне их присутствия не осуществились бы и судьбы, и замыслы первых. В этих драмах практически нет .чужих. слов — все слова есть в письмах, дневниках, воспоминаниях; здесь же произведен монтаж: отобрано и соединено. Вторая часть книги состоит из эссе о непростых творческих и человеческих взаимоотношения поэтов, прозаиков, художников, определивших эпоху. Здесь было пространство всему — дружеству, любви, ревности, соревнованию, горечи. Первая, драматургическая часть перекликается со второй и дополняется ею.
Бутромеев Владимир Петрович "Лев Толстой. Война и мир. Подробный иллюстрированный путеводитель"
       Данное издание основано на кратком, но при этом полном пересказе великого романа, сюжетные линии которого четко проходят на фоне событий начала XIX века. Чтение романа «Война и мир» сравнимо с путешествием по реке Волге от истока до устья. Путешественник плывет по великой реке, чувствует ее мощь и силу и осматривает берега. Но если по ходу плавания передавать созерцающему аэрофотоснимки и видео с борта сопровождающего самолета, то он получит более полную картину. Его представление о реке станет объемнее, многограннее. Дать читателю возможность получить такое объемное многомерное представление о романе Л. Н. Толстого было одной из главных задач при создании иллюстрированного путеводителя.  В книге нет литературоведческого анализа, искусствоведческих описаний. Только этапы жизни героев и живопись, дающая возможность увидеть людей и исторические события глазами художников того времени. Путеводитель предназначен в первую очередь для старшеклассников. Но не для того чтобы они не читали оригинал, а наоборот, чтобы было интереснее читать текст, написанный более ста лет назад.  Предназначен он и для тех, кто раз в три-четыре года перечитывает «Войну и мир». Они найдут в книге много интересных фактов, подробностей, деталей, которые дополнят картину мира, созданную Л. Н. Толстым.
 Жвалевский Андрей Валентинович, Пастернак Евгения Борисовна "Приквел"
       Авторы собирались написать обычную подростковую повесть. Но что-то пошло не так. Во-первых, повестей получилось четыре. Хотя история одна. Во-вторых, у каждой части свой жанр: школьный хоррор, фэнтези, «твердая» фантастика и антиутопия. Наверное, в сумме этот жанр можно назвать словом «пробудизм». Или «про буддизм» — как вам удобнее. В-третьих, чуть ли не каждый читатель в финале видит свое объяснение описанным событиям и свою главную идею. Хотя авторы думали, что все совершенно однозначно. И только одно предсказание сбылось — как обычно, книга Жвалевского и Пастернак читается запоем. Людьми любого возраста.
Жвалевский Андрей Валентинович, Пастернак Евгения Борисовна "Банальные истории"
      Никогда еще писательский дуэт Жвалевскии-Пастернак не получал от своих тест-читателей таких разных отзывов на рукопись - от "таких шестиклассников не бывает вообще" до "я чувствовала себя всеми героями сразу". И это отлично! Но кое-что придется все-таки пояснить. Во-первых, у "Банальных историй" нет единого сюжета - это сборник новелл про шестиклассников. Каждая новелла состоит из нескольких частей. Каждая часть - рассказ одного из героев. А во-вторых, если книга про шестиклассников, это не означает, что она лишь для них. Среди персонажей - младшие и старшие сестры, родители, учителя и прочие взрослые. Авторы надеются, что все эти разнообразные читатели выяснят: банальных историй в жизни не бывает.
Жвалевский Андрей Валентинович, Пастернак Евгения Борисовна "Время всегда хорошее 2.0"
      Перед вами новая версия знаменитой повести «Время всегда хорошее», которая, как мы знаем, стала любимой книгой для семейного чтения у нескольких поколений подростков и их родителей. Это не продолжение, а новое изложение истории про подростков, которые поменялись временами. Авторы постарались сохранить дух любимой книги, но сделали ее более современной и увлекательной. Сюжет стал сложнее, появились новые герои, развернулись новые события. Так что, если вам были интересны приключения Оли и Вити из первой версии книги — смело читайте «Время всегда хорошее 2.0», вы узнаете много нового. А если вы еще не слышали про эту фантастическую историю, у вас есть шанс познакомиться с ней.
Жвалевский Андрей Валентинович, Пастернак Евгения Борисовна "Закон сохранения кота"
      В далекой-далекой Коландии полный порядок: магики трудятся на благо общества в специнститутах, индивидуальные чипы следят за здоровьем и обеспечивают связью, люди живут спокойно и правильно. До тех пор, пока Анатоль и Элина не встречаются, не проклинают друг друга и не сбивают машиной бродячего кота. Насмерть. Но не совсем. Потому что закон сохранения кота никто не отменял. И отныне Коландия движется к событию, которое кардинально изменит весь этот мир. Знаменитый писательский дуэт Жвалевский-Пастернак начинает новую книжную серию. Продолжение уже пишется.
Левонтина И., Иомдин Б., Шмелев А., Шмелева Е. "Тридцать шесть подсвечников. Шарады, шляпа, игры со словами"
      Словесные игры – отличное времяпрепровождение для любой компании. В них есть и детская легкость, и веселый абсурд,и соревновательность. Они развивают чувство языка и логику, расширяют кругозор, учат взаимопониманию. Поэтому так дружны семьи и компании, где принято играть со словами. Эту книгу написали известные лингвисты. Выдающиеся ученые, они знают, сколько интересного таится в языке, стоит только чуть внимательнее приглядеться и прислушаться к нему. Люди веселые и азартные, они любят играть сами и вовлекать в игру всех вокруг. Начните играть в «шляпу», «калошу», разгадывать и сочинять шарады – и вам больше никогда не будет скучно!
Марина Соловьева "Усохни, Перхоть, или Школа, которой больше нет"
     Книга Марины Соловьевой "Усохни, перхоть, или Школа, которой больше нет" снискала большую популярность среди читателей и успешно продается в книжных магазинах. Второй дополнительный тираж ( 1000 экз.) был издан весной 2023 г. Это книга об истории удивительного класса, сумевшего пронести свою дружбу через всю жизнь; о необычном далеком времени конца семидесятых – начала восьмидесятых годов, когда гудрон жевали вместо жвачки, сгущенку варили в кастрюле, книги читали запоем и часто по очереди, когда стихи переписывали от руки, а школа была центром вселенной. Это книга о советской школе, когда учителя воспитывали, помогали, наставляли, увлекали, учили жизни. Это книга о Школе, которой больше нет, и не будет...
Марина Соловьева "Разные двери"
      Книга Марины Соловьевой «Разные двери» – это сборник рассказов, объединенных темой выбора и принятия ответственных решений. По характеру книга похожа на ажурный витраж, преображенный солнечным светом. Рассказы, вошедшие в эту книгу, как напоенные лучами витражные стеклышки, образуют некий единый узор бытия, в котором автор одновременно бережно и остроумно преподносит знакомые нам горькие и забавные перевертыши жизни. Жизни, главным образом, семейной. Но можно ли семью отделить от всего остального? Наша реальность не расчерчена на жанры: здесь романтическая комедия, а там семейная мелодрама, тут детектив, а там хоррор. Все истории в этой книге проходят через лирическое «я» автора, что создает атмосферу достоверности. Приятный бонус – это неуловимая аура, которая останется с тобой после прочтения. Выбрать ту самую, свою дверь далеко не просто. И этот выбор мы делаем не раз на протяжении всей жизни. Порой мы только годы спустя понимаем, в какой момент был сделан судьбоносный шаг. Никто не застрахован от ошибки. Но, как писал Борхес, «ищи не дабы найти, а ради счастья искать». Об этом и рассказы Марины Соловьевой.
Серия "Жизнь известных людей" (ЖИЛ)
Сенчин Роман Валерьевич "Александр Тиняков: Человек и персонаж"
     - Александр Тиняков — поэт-провокатор времен декаданса, творчество которого переживает новый всплеск популярности. В чем причина такого феномена, разбирается в своей книге Роман Сенчин. - Автор — писатель, литературовед, автор бестселлера «Елтышевы», лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». - Серия ЖИЛ («Жизнь известных людей»). В своей книге Роман Сенчин обращается к фигуре Александра Тинякова — поэта-декадента, «мерзкие» стихи которого были забыты, но теперь, спустя сто лет, переживают новый бум популярности. Сенчин исследует трагическую судьбу поэта в поисках причин этого феномена, а также размышляет, стоит ли считать моду на Тинякова диагнозом нашей эпохе.
Воденников Дмитрий Борисович "Иван Бунин. Жизнь наоборот"
      Дмитрий Воденников — поэт, эссеист, автор книг стихов и прозы, в том числе "Сны о Чуне", "Приснившиеся люди", "Бессмертная стрекоза". "…Однажды зимним морозным утром я понял, что начну тоже с холода, только парижского: когда упал первый ком земли на крышку гроба Бунина на неожиданно по-русски ледяном ноябрьском кладбище. А потом начну отматывать всё к началу. "Жизнь наоборот". Через старость, болезнь, мировую славу, эмиграцию, потрясения, революцию, третью любовь, вторую, первую. И так до истока. И когда только что появившийся на свет ребенок закричит, книга и закончится. И тогда мы начнем всё сначала". (Дмитрий Воденников)

Комментариев нет: