воскресенье, 15 июня 2025 г.

День за днём: июнь 2025

        Мои культурные занятия первой половины июня 2025.
        Концерты
1. День России на Соборной набережной. Хедлайнерами праздничного концерта стали группа «На-На» и коллектив «Новые самоцветы».
2. Детский фестиваль «Бум-Бам» в Соляном саду. Хедлайнер фестиваля — группа «Непоседы» из Москвы. Вела программу наша прекрасная выпускница Арина Лапина!!!
       Чтение
Павел Басинский "Скрипач не нужен. Роман с критикой".
Яна Вагнер "Кто не спрятался. История одной компании".
Белла Ахмадулина. Стихотворения
Бабаев Э. Г. "Из истории русского романа XIX века (Пушкин, Герцен, Толстой)".
       Статьи
Ирина Ивойлова "Какие сочинения писали ученики 70 лет назад".
В. Левин "Об истинном смысле монолога Печорина".
Дмитрий Быков "Гоголевский проезд".
Аверинцев С. С. "Поэтический мир Пастернака".
         Журналы
"Вестник Череповецкой епархии", 2025, №1.
        Мои эссе
1. Мои эссе. Заметки о школе: учителя, старшеклассники, ЕГЭ. Часть 1
2. Мои эссе. Не спрячешься, не скроешься...
3. Мои эссе. Кот Партизан
       Кинотеатр
"Соловей против Муромца".
"Балерина".
        Кинофильмы
"Игла". Цой.
"Вальмон". Милош Форман, Колин Фёрт.
"Сто дней после детства". Сергей Соловьёв.
"Полицейская история". Ален Делон.
"Жена керосинщика". Кайдановский.
"Сделано в Дагенхэме".
"Агата и сыск. Выгодный риск".
        Киносериалы
"Шерлок и дочь". Досмотрела.
"Гарри Уайлд". Сезон 4. Досмотрела.
"Формула преступления". Сезон 2.
        Моё самообразование
Курс Любови Сумм "Космос Поэта. Путеводитель по Гомеру" https://magisteria.ru/category/guide-to-homer

Мои эссе. Кот Партизан

 Много лет назад у нас был ужасно умный кот по имени-кличке Партизан (надеюсь, ничьи чувства не оскорблены). Его знали в лицо все соседи. Кот весь день гулял на улице (тогда так было принято), вечером у подъезда я звала его домой на ночь: "Партизан! Партизан!". И регулярно подходил какой-нибудь незнакомец и говорил: "Девушка, вы меня зовёте?" Эту историю я вспомнила, увидев картинку про Дарси.



1940-1956. Платное обучение в СССР

 1940-1956. В 1940 г. в СССР была введена довольно ощутимая (в год 1 примерно среднемесячная зарплата в старших классах школ и примерно 2 среднемесячные зарплаты в вузах) плата за обучение, что резко противоречило советской идеологии и предшествующей политике. Вероятно, это было сделано по финансовым причинам для сокращения гражданских расходов, а также таким образом предполагалось улучшить комплектование заведений для подготовки офицеров и квалифицированных рабочих (военных училищ, ремесленных училищ и школ ФЗО), в которых обучение оставалось бесплатным.

Показательно, что система распределения выпускников, обоснованная учебой в вузах за счет государства, после введения платы за обучение осталась неизменной. Бесплатное образование было восстановлено в 1956 г. 
Эту информацию нашла на сайте музея, сегодня ссылка не работает уже.

Мои эссе. Заметки о школе: учителя, старшеклассники, ЕГЭ. Часть 1

 Заметки о школе: учителя, старшеклассники, ЕГЭ. Часть 1

Я работаю учителем в обычной провинциальной школе и веду репетиторские занятия. В декабре-январе в 11 классе на уроках русского языка учились писать сочинение ЕГЭ, отрабатывали каждый структурный элемент. Естественно, в классе есть ученики, которые регулярно прогуливают школу или сидят в телефоне. Есть также один приятный молодой человек. Он на всех уроках обычно занимался своими делами, видимо, более важными.
Однажды я говорю ему: "Ты можешь открыть тетрадь и готовиться с нами к сочинению. Баллы на ЕГЭ не помешают ". Он отвечает: "Мы с репетитором ещё этим не занимались, не буду".
Что ж, бесплатный сыр бывает только в мышеловке? Нет, ещё он бывает на школьных уроках. Не надо? Ладно, я рада за коллегу, которая будет учить юношу за деньги его родителей.
После Великой Отечественной войны обучение в старших классах было платным. Может, вернуться к этой советской традиции?
P.S. Платное обучение (вуз и старшие классы) было в СССР в 1940-1956 годах.

Юлий Ким. История, приключившаяся с комедиографом Капнистом в царствование Павла I и пересказанная мне Натаном Эйдельманом

 Юлий Ким

История, приключившаяся с комедиографом Капнистом в царствование Павла I и пересказанная мне Натаном Эйдельманом

Капнист пиесу накропал, громадного размеру.
И вот он спит, в то время, как царь-батюшка не спит:
Он ночь-полночь пришел в театр и требует премьеру.
Не знаем, кто его толкнул. История молчит.

Партер и ложи — пусто все. ни блеску, ни кипенья.
Актеры молятся тайком, вслух роли говоря.
Там, где-то в смутной глубине, маячит жуткой тенью
Курносый царь. И с ним еще, кажись, фельдъегеря.

Вот отмахали первый акт. Все тихо, как в могиле.
Но тянет, тянет холодком оттуда (тьфу-тьфу-тьфу!)
«Играть второй!» — пришел приказ, и с Богом приступили,
В то время, как фельдъегерь: «Есть!» — и кинулся во тьму.

Василь Васильевич Капнист метался на перине:
Опять все тот же страшный сон, что был уже в четверг:
Де он восходит на Олимп, но, подошел к вершине,
Василь Кирилыч цоп его за ногу — и низверг.

За ногу тряс его меж тем фельдъегерь с предписаньем:
«Изъять немедля и в чем есть отправить за Урал,
И впредь и думать не посметь предерзостным мараньем
Бумагу нашу изводить, дабы хулы не клал.»

И не успел двух раз моргнуть наш, прямо скажем, Вася,
Как был в овчину облачен и в сани водворен.
Трясли ухабы, тряс мороз, а сам-то как он трясся,
В то время как уж третий акт давали пред царем.

Бледнел курносый иль краснел — впотьмах не видно было.
Фельдъегерь: «Есть!» — и на коня, и у Торжка нагнал:
«Дабы сугубо наказать презренного зоила,
В железо руки заковать, дабы хулы не клал!»

«Но я не клал! — вскричал Капнист, точа скупые слезы —
Я ж только выставил порок по правилам искусств!
Но я его и обличил! За что ж меня в железы?
И в пятом акте истоптал, — за что ж меня в Иркутск?!»

Меж тем кузнец его ковал с похмелья непроворно.
А тут еще один гонец летит во весь опор…
Василь Васильевич Капнист взглянул, вздохнул покорно,
И рухнул русский Ювенал у позлаченных шпор!

…Текли часы. Очнулся он, задумчивый и вялый.
Маленько веки разлепил и посмотрел в просвет:
«Что, братец, там за городок? Уже Иркутск, пожалуй?»
— «Пожалуй, барин, Петербург» — последовал ответ.

«Как…Петербург?!» — шепнул Капнист, лишаясь дара смысла.
— «Вас, барин, велено вернуть до вашего двора.
А от морозу и вобче — медвежий полог прислан,
И велено просить и впредь не покладать пера.»

Да! Испарился царский гнев уже в четвертом акте,
Где змей порока пойман был и не сумел уползть.
«Сие мерзавцу поделом!» — царь молвил, и в антракте
Послал гонца вернуть творца, обернутого в полсть.

Все ближе, ближе Петербург, и вот уже застава.
И в пятом акте царь вскричал: «Василий! Молодец!»
И на заставе ждет уже дворцовая подстава,
И только прах из-под копыт — и махом во дворец.

Василь Васильевич на паркет в чем был из полсти выпал.
И тут ему и водки штоф и пряник закусить.
— «Ну, негодяй, — промолвил царь и золотом осыпал —
Пошто заставил ты меня столь много пережить?»

…Вот как было в прежни годы,
Когда не было свободы!

Обновлен сайт проекта ВШЭ «Список чтения», на котором отражено содержание школьных программ, стандартов и кодификаторов ОГЭ и ЕГЭ по литературе с 1852 по 2024 год

 Из Методической копилки словесников в ФБ. Андрей Кокорин

Обновлен сайт проекта ВШЭ «Список чтения», на котором отражено содержание школьных программ, стандартов и кодификаторов ОГЭ и ЕГЭ по литературе с 1852 по 2024 год:
litra.sociolit.ru
Работает поиск по авторам и произведениям — все желающие могут посмотреть историю их бытования в школьном литературном каноне.
В разделе «Источники» опубликованы сделанные нашей командой сканы всех обработанных программ по литературе, и они доступны для скачивания.
Добавлена общая аналитика данных в разделе «Статистика».
И все это просто очень красиво — заходите посмотреть!

Мои эссе. Не спрячешься, не скроешься...

 Не спрячешься, не скроешься...

В первый день лета собрались в кино. Кинотеатр с прекрасным названием "Комсомолец" находится в 15 минутах от дома. Вышла из подъезда, минуты через 2 слышу: "Здравствуйте, Светлана Георгиевна". Поздоровалась с мальчиком Русланом из 6 класса. Иду через Комсомольский парк, пришла в кинотеатр, сели в зале. Достаю телефон, чтобы отключить звук, читаю в чате своего 6 класса сообщение мальчика Максима: "Светлана Георгиевна сейчас в Комсомольском парке". "Не спрячешься, не скроешься - ученик тебя настигнет" (почти Роберт Рождественский).
P.S. Много лет назад в отпуске поехали с подругой к ней в глухую деревню на неделю. Сказала Тане: "Здесь уж точно никаких учеников не встречу". В первый день вечером пошли гулять, из-за забора раздался крик: "Здравствуйте, Светлана Георгиевна". Это был голос девочки, которая потом окончит филфак в университете, но учителем в школу не пойдёт. Так я поняла, какая у меня важная профессия!

Алексей Олейников. Список книг на лето - от детских писателей

 

Алексей Олейников
Список книг на лето - от детских писателей (проверено на своих детях).
Распределен   по жанрам.

Приключения и Фэнтези
Мария Дроздова — «С пианино за плечами»
История о мыше Фарри Разерфорде, который, став наследником, отправляется на поиски пропавшего брата. Несмотря на свою непрактичность (берет с собой пианино!), он сталкивается с опасностями и обретает новых друзей. От 10 лет, для любителей приключений животных.

Игорь Свинин — «Наследники Триглава»
Героическое фэнтези о 12-летнем сироте Ланеке по прозвищу Пакля. В мире, где Равновесие контролирует науку и магию, Ланек, ненавидящий магию, оказывается в центре событий, которые заставляют его преодолеть предубеждения и слабость.

Алена Малухина — «Другой берег»
Сказка для подростков о дерзкой Ойкью и мальчике-вороне Варне, которые пытаются раскрыть тайну Другого берега Великой реки. Оба одиноки, но обладают волшебными способностями и ищут свой путь. Для читателей от 12 лет.

Тимоте де Фомбель — «Тоби Лолнесс»
Фантастическая антиутопия о мальчике Тоби, живущем на огромном Дереве. Его отец-учёный создал источник энергии, но его открытие угрожает Дереву. Сбежав из тюрьмы, Тоби отправляется в опасное путешествие, полное дружбы, любви и предательства.

Светлана Лаврова — «Трилобиты не виноваты»
Фантастическая повесть-детектив с научно-популярными элементами о палеонтологии. Юные ученики секретной школы трилобитов отправляются на поиски средства от грядущего ледникового периода, открывая для себя множество научных фактов. Для детей и подростков.

Александра Лахтинен — цикл «Хвост Авроры»
Зимняя, созерцательная история с элементами приключений о лисах из рода Бореалис и их таинственной связи с северным сиянием. Подойдет подросткам от 10 лет, любящим природу.

Ася Кравченко — «Лучше лети. Проект №19»
Оптимистичная и искрометная повесть о Мите, мечтающем стать изобретателем. Он почти закончил свой везделёт и планирует построить аппарат по передаче счастья. Для мечтателей 10-13 лет, верящих в доброту и чудеса.

Ася Кравченко — «Перелётные дети»
Городское фэнтези о Вере и Мишеле из страны Там, прилетевших в Москву, чтобы найти дом своей бабушки. Они летают по городу, встречая необычных персонажей и открывая для себя чудеса обыденности.

Анри Боско — «Малыш и река»
Роман о малыше Паскале, который сбегает из дома к манящей реке, где находит простую жизнь на лоне природы. Он учится выживать и обретает друга. Книга о тяге к свободе, соединении с природой и поиске близкой души.

Марина Ясинская — серия «Восьмирье»
Фэнтезийная серия для младшего и среднего школьного возраста (8–12 лет) о дружбе, предательстве, мечтах и волшебных приключениях в загадочном мире, разделённом на государства со своими законами.

Тамара Михеева — «Асино лето»
Волшебная сказка о дружбе, любви и красоте. Девочка Ася в летнем лагере знакомится с гномами, учится летать и спасает друга. Добрая и светлая повесть, где сбываются самые сокровенные желания. От 6 лет.

Алексей Олейников — «Школа Глобус»
Захватывающее фэнтези-детектив-хоррор, где обычная школа наполнена уроками магии, летающими булочками и демонами. Для любителей экшена, юмора и жанрового микса от 12 лет.

Алексей Олейников — цикл «Дженни Далфин и Скрытые Земли»
Эпическое фэнтези о юной циркачке Дженни Далфин, которая узнаёт о настоящем волшебстве, скрытом за кулисами цирка «Магус». Цирк оказывается древним сообществом, оберегающим мир людей от сверхъестественных духов и чудовищ. Дженни проходит путь от акробатки до Видящей, которой предстоит решить судьбу мира. Цикл наполнен экшеном, риском и любовными линиями. Для поклонников масштабных миров и сильных героев от 12 лет.

Реалистическая проза и Повседневность

Алена Кашура — «Мы — виражи!»
История о семье, которая теряет состояние и переезжает в дом на колёсах. Несмотря на трудности, дети верят в чудо. Повесть о семейных ценностях, цирке, силе духа и надежде.

Елена Трофимчук — «Сколько весит сердце жирафа»
История взросления и прощания. Тима переживает переезд и перемены в семье, а возвращение дедушки из мира снов заставляет его задуматься о ценности моментов с близкими и поиске важных слов.

Николай Внуков — «Один»
Реалистичная повесть о 14-летнем Саше, выброшенном штормом на необитаемый остров. Основанная на реальных событиях, это история выживания, взросления и стойкости в экстремальных условиях. От 10 лет.

Наталья Савушкина — «Царское дело»
Добрая и глубокая повесть о летних каникулах в деревне, взрослении, вине и прощении. Автор с теплом, юмором и мудростью рассказывает о внутренних переживаниях юных героев. Подойдет для младших школьников.

Мария Парр — «Тоня Глиммердал»
Жизнерадостная книга о 10-летней Тоне, прозванной "грозой Глиммердала" и единственном ребёнке в норвежской деревушке. Книга исследует жизнь деревни, взаимоотношения и показывает, как мудрость детей помогает взрослым.

Нина Дашевская — «Ветер вернётся»
Сборник рассказов-миниатюр, представляющий собой путешествие во внутренний мир подростков — сложных, закрытых, но замечающих красоту в обыденном. Действие происходит в Санкт-Петербурге.

Стас Востоков — «Криволапыч»
Повесть о енотовидном псе Криволапыче, который отправляется на поиски лучшей жизни. Он путешествует, заводит дружбу с лисом и вместе они противостоят злодею, защищая животных. О дружбе, взаимопомощи и любви к природе. От 12 лет.

Дарья Варденбург — «Правило 69 для толстой чайки»
Повесть о 13-летнем заикающемся подростке Якобе Беккере. Он мечтает о кругосветном путешествии и, записавшись в секцию парусного спорта, учится бороться с трудностями и верить в себя.

Ева Немеш — «Сенсор»
Ритм-роман в форме личного дневника о сложном периоде взросления 14-летнего Ромы Турбина, переехавшего в новое место. Затрагивает темы первой влюблённости, самопознания и адаптации.

Петра Соукупова — «Суперстранные дети»
Трогательная и честная история о четырех "странных" детях, которые примиряются со своими особенностями и пытаются вписаться в общество. Мила витает в облаках, Петр боится темноты, Катка стыдится полноты, а Франта злится, что его считают "калекой на костылях". Книга о принятии себя и поиске своего места. Идеально для 10-14 лет.

Виль Гмелинг — «Бассейн, или Всё лето под открытым небом»
Книга о троих детях семьи Буковски, которые получают бесплатный абонемент в бассейн после спасения тонущего малыша. Это лето становится для них особенным, уча ценить дружбу и взаимопонимание.

Анастасия Шанская — «Кот прямо с неба»
Забавная повесть о приключениях, природе и животных. Кот Ефим падает с седьмого этажа прямо на голову обычной семье, и каждый день с ним становится настоящим испытанием на прочность, наполненным юмором.

Наталья Евдокимова — «Лето пахнет солью»
Сборник рассказов и повесть об отдыхе в Крыму, пропитанный атмосферой жаркого лета, морской соли и запаха кипарисов. Книга о каникулах, семейных отношениях, дружбе и первой любви.

Историческая проза и военная литература

Майя Лунде — «Через границу»
История о 10-летней Герде и её брате Отто в Норвегии во время Второй мировой войны. Их жизнь меняется, когда они сталкиваются с другими детьми, которым грозит опасность, и оказываются втянуты в спасение от нацистов.

Ури Орлев — «Остров на птичьей улице»
Классическая повесть о 11-летнем еврейском мальчике, который скрывается в развалинах Варшавского гетто во время Второй мировой войны, оставшись без семьи. Книга получила множество международных премий.

Ольга Громова — «Сахарный ребёнок»
Подростковый роман, основанный на реальной истории Стеллы Нудольской. Пятилетняя Эля и её мама, попав в лагерь в Киргизии как "члены семьи изменника Родины", сталкиваются с трудностями, но сохраняют достоинство и веру в добро.

Ольга Колпакова — «Полынная ёлка»
Короткая повесть о военном детстве и депортации семьи этнических немцев в Сибирь во время Второй мировой войны. Рассказ ведётся от лица маленькой девочки, пережившей недетские испытания. Книга основана на воспоминаниях и поднимает идею, что нет исключительно плохих или хороших людей. Издана в 2017 году, переведена на немецкий и получила премию имени Ершова в 2019 году. Возрастной ценз: 12+.
Наталья Волкова — «Разноцветный снег»
Захватывающая повесть о 13-летней Стасе, которая в литературном кружке расследует загадочную историю "предателя" времен войны, открывая для себя сложности прошлого и настоящего. Для подростков от 13 лет, любящих детективы.

Александр Киселёв — «Вайнахт/Рождество»
Детская повесть о военном детстве во время Великой Отечественной войны (октябрь 1941 - январь 1942 года). Рассказывает о жизни в оккупированном и освобожденном городе, поднимая вопросы человечности и отсутствия однозначно плохих или хороших людей на войне. Финалист конкурса «Книгуру-2019».

Джессика Паркер Крамер — «История, которую нельзя рассказывать»
Дебютный роман о 10-летней Иляне, живущей в Румынии 1989 года под диктатурой. Когда её дядя пропадает, родители прячут её в деревне, где она сталкивается с реальностью, полной шпионов, и элементами румынских поверий.

Детективы

Тамара Михеева — «Тайник в доме художника»
Детский детектив о расследовании похищения картин из дома художника Мухина. Дети семьи Крымовых вместе с другом и пуделем начинают собственное расследование, собирая улики.

Алексей Олейников — «Детективное агентство Утюг»
Цикл детских детективов о четырех подростках — Грише, Ане, Еве и Климе, которые расследуют загадочные происшествия в старом московском дворе, сталкиваясь с необычными загадками и приключениями. Для любителей детективов от 10 лет.

Современная подростковая проза

Александра Зайцева — «Я, не Я, Жанна» Книга рассказывает о Полине, чья жизнь становится достоянием популярного блога матери "Как приручить подростка". Чтобы отстоять личные границы, Полина заводит собственную страничку, превращая свою историю в полемику о критике и диалоге.

Сатира
Ларри Бейнхарт — «Хвост виляет собакой» (В оригинале "Wag the Dog") Острая политическая сатира о сфабрикованной войне и манипуляции СМИ для победы на выборах. Подойдет старшим подросткам (16+), интересующимся политикой и властью медиа.

понедельник, 2 июня 2025 г.

День за днём: май-май 2025

           Мои культурные занятия второй половины мая.
           Концерты
1.Рок-фестиваль "Время колокольчиков" ко Дню рождения Александра Башлачева, с участием групп "Кино" и "Калинов мост".
2.Концерт Череповецкого симфонического оркестра "МУЗЫКА КИНО. САУНДТРЕКИ".
            Чтение
Хулио Кортасар "Захваченный дом".
Шарлотта Бронте "Эшворт".
Роберт Рождественский. Стихотворения.
Мария Аксёнова "Знаем ли мы русский язык. Книга 1".
Мария Аксёнова "Знаем ли мы русский язык. Книга 2".
Мария Аксёнова "Знаем ли мы русский язык. Книга 3".
           Статьи
А.Ю. Колпаков "Стихотворение А.А.Фета "Я пришёл к тебе с приветом". Опыт анализа".
В.М. Пахомов "Дитмар Эльяшевич Розенталь".
"Мы только подбираемся к "Онегину". Беседа с Надеждой Тарховой.
Дмитрий Быков "Юрий Арабов"
           Журналы
"Дилетант", 2024, №2.
           Кинотеатр
"Громовержцы".
"Олень".
"Пара на пару".
"Туда".
           Кинофильмы
"Ниночка". Грета Гарбо.
           Киносериалы
"Агата и сыск. Рулетка судьбы". Роман Антона Чижа.
"Формула преступления". Сезон 2.
           Моё самообразование
Курс "Введение в философию Аристотеля" https://magisteria.ru/category/aristotle-intro
           Хоккей
Смотрела некоторые матчи на Чемпионате мира по хоккею.
Смотрела некоторые матчи плей-офф МХЛ, КХЛ, ВХЛ.

Дайте мне новый бланк ответов

 21 мая  в нашей школе проходил первый в этом сезоне ОГЭ (9 класс) по английскому языку. Я работала организатором в аудитории. Один юноша очень удивил (и сам удивился тоже): он долго чиркал на бланке ответов, затем состоялся у нас такой диалог.

- Дайте мне новый бланк ответов.
- Разве такое возможно?
- Конечно, возможно, у меня очень много ошибок.
- Нет, бланк выдаётся на экзамене в одном экземпляре.
Мальчик был сильно разочарован.

Мои эссе. "Джейн Эйр" в 6 классе

 Я в конце мая в 6 классах на уроке литературы пересказывала сюжет "Джейн Эйр" Ш. Бронте. Многие девочки поедали меня глазами, внимательно слушали, восхищались, задавали вопросы. Мальчики терпеливо это действо сносили. Думаю, кто-то почитает роман, кто-то посмотрит фильм.

«Мы только подбираемся к „Онегину“». Беседа с Надеждой Тарховой о новых пушкинских изданиях

 Филолог Надежда Тархова — автор самого актуального на сегодняшний день комментария к «Евгению Онегину» и составительница «Летописи жизни и творчества А. С. Пушкина».

«Мы только подбираемся к „Онегину“»
Беседа с Надеждой Тарховой о новых пушкинских изданиях.

Интервью с Верой Терехиной о Маяковском

 Интервью с Верой Терехиной о Маяковском

В настоящее время в Институте мировой литературы им. А. М. Горького РАН идет подготовка Полного академического собрания произведений Владимира Маяковского в 20 томах. О том, чем оно отличается от предшествующих собраний, почему без записных книжек поэта его стихотворения могут быть неправильно прочитаны, ради чего писалась поэма «Во весь голос» и в чем актуальность Маяковского для современного читателя, мы поговорили с доктором филологических наук, главным научным сотрудником ИМЛИ РАН Верой Терехиной. 

Национальные сопоставительные исследования качества общего образования

 Приказом Рособрнадзора утверждены состав участников, сроки и продолжительность проведения национальных сопоставительных исследований качества общего образования в 2025/2026 учебном году. Документ зарегистрирован Минюстом России 29 мая.


🗓 Национальные сопоставительные исследования качества общего образования будут проведены 14, 16, 21, 23 октября 2025 года.

В исследованиях примут участие обучающиеся 6, 8, 9, 10 классов, а также обучающиеся по программам среднего профессионального образования, которые завершили в предыдущем учебном году освоение основной образовательной программы среднего общего образования и проходят обучение в очной форме на базе основного общего образования (в зависимости от учебного плана).

ВПР в 2026 году

 Приказом Рособрнадзора утверждены состав участников, сроки и продолжительность проведения ВПР в школах в 2025/2026 учебном году. Документ зарегистрирован Минюстом России 29 мая.


🗓 ВПР пройдут с 20 апреля по 20 мая, конкретную дату проведения проверочной работы по тому или иному предмету школа определяет самостоятельно. Проверочные работы в следующем учебном году пройдут в 4-8 и 10 классах.

📌 Обязательными для всех участников ВПР будут два предмета: русский язык и математика. Четвероклассники также выполнят ВПР по одному из предметов по случайному выбору: окружающий мир, литературное чтение или иностранный язык (английский, немецкий или французский).

В остальных классах к обязательным предметам добавляются два предмета по случайному выбору – по одному из естественно-научного и гуманитарного блоков. В 5 и 6 классах предметами по случайному выбору будут история, литература, иностранный язык, география и биология, в 7 и 8 классах к предметам по выбору добавятся физика и информатика, а в 8 и 10 классах также обществознание.

ВПР по математике и физике в 7 и 8 классах школы могут проводить на базовом или углубленном уровне. Часть ВПР по выбору в 5-8 классах могут проводиться как в компьютерной форме, так и на бумажном носителе. От выполнения ВПР освобождаются школьники, участвующие в национальных сопоставительных исследованиях качества общего образования.

Посмотрела в кинотеатре российские фильмы "Пара на пару" и "Туда"

 Посмотрела в кинотеатре российские фильмы "Пара на пару" и "Туда". Первая картина для одноразового просмотра подходит: можно посмеяться, даже поразмышлять о семейных ценностях. Фильм "Туда" мне понравился гораздо больше. Рекомендую! Кстати, современные сценаристы, видимо, увлеклись психотерапевтическими книжками. Раньше они читали книги В. Проппа.

понедельник, 19 мая 2025 г.

День за днём: май 2025

         Мои культурные занятия первой половины мая.
         Чтение
Гузель Яхина "Эйзен".
Юрий Буйда "Дар речи".
Евгений Водолазкин "Чагин".
          Статьи
Б.А. Кичикова "Калмыцкая сказка" Пугачева - философская притча Пушкина".
Б.А. Кичикова "Калмыцкая сказка" в сказочно-символическом контексте романа А. С. Пушкина "Капитанская дочка".
         Журналы
"Знамя", 2024, №7.
         Кинотеатр
"Финал".
         Кинофильмы
"Двое в городе". Ален Делон.
"Самурай". Ален Делон.
"Мальтийский сокол".
         Киносериалы
"Агата и сыск. Королева брильянтов". Роман Антона Чижа.
"Формула преступления". Сезон 2.
"Наследники". Сезон 1.
"Шерлок и дочь".
          Моё самообразование
Курс "Сакральное. В сердце религиозного опыта" https://magisteria.ru/category/sacrum

"Арзамас". Детектив про «Слово о полку Игореве»

 Для учителя литературы

Много новых (уверена, не только для меня) фактов. 1) Детектив про «Слово о полку Игореве». Как граф Мусин-Пушкин из лучших побуждений незаконно присвоил оригинал древнерусского шедевра и как петербургский филолог Александр Бобров вывел его на чистую воду. arzamas.academy/materials/153 2) Кто похитил "Слово о полку Игореве"? Кирилл Головастиков в подкасте "Неловкая пауза" (Арзамас) рассказывает об исследованиях Александра Боброва. arzamas.academy/podcasts/3... 3 ) Сергей Иванов. Курс "Исторические подделки и подлинники". Лекция 3. arzamas.academy/courses/7/3 4) Дмитрий Сичинава. Два века споров о подлинности «Слова о полку Игореве». arzamas.academy/materials/154 5) Заболоцкий читает «Слово о полку Игореве». arzamas.academy/micro/chte... 6) Никита Гусев. Кто такие половцы? Откуда взялись половцы, как они стали орудием в междоусобной вражде на Руси и куда в конце концов делись. arzamas.academy/materials/674 7) Александр Лифшиц. Кто подделывал российские древности. arzamas.academy/materials/150 8) Дмитрий Добровольский. Что такое древнерусская литература. Летописи, религиозные трактаты, жития и «Слово о полку Игореве» arzamas.academy/materials/...

Какие сочинения писали ученики 70 лет назад

 Какие сочинения писали ученики 70 лет назад 

За три года старшеклассники в 50-х годах должны были написать 23 сочинения - классных и домашних. Среди них, к примеру, были такие:
"Татьяна, русская душою",
"Борьба Гоголя с "мертвыми душами" в русской жизни",
"Картины освобожденного труда в романе Чернышевского "Что делать?",
"Некрасов как соратник Чернышевского",
Если отбросить идеологизированные темы, то литературные - совсем не простые. Не уверена, что все нынешние школьники могли бы их осилить.
Сочинения в те годы писались в особой тетради. Каждый старшеклассник составлял целый "сборник" школьных литературно-критических статей. Зачем такое сочинительство было нужно? Удивитесь, но в 50-е годы было объявлено: цель курса школьных сочинений - "общая авторская подготовка советского школьника". А все потому, что "уменье писать необходимо каждому советскому человеку: и стахановцу, и мастеру полей, и офицеру, и партийному, советскому, профсоюзному деятелю, организатору и пропагандисту, не говоря уже о людях таких профессий, как учителя, журналисты, ученые. Большевистское слово - острейшее оружие нашей борьбы за коммунизм против капитализма с его растленной идеологией", сказано в одной из популярных методичек для педагогов, изданной в 50-х годах прошлого века.
Для чего нужны были сочинения в школе? "Сочинения учат… мыслить с пером в руках… Работа над ним (сочинением) развивает не одно мышление ученика: она развивает его волю, настойчивость, выдержку. Она обогащает, несомненно, его чувства: ученик переживает неудачи свои и товарищей, разочарований и радость достижений. Сочинения развивают трудоспособность ученика. Подготовка сочинения сказывается и на поведении ученика в коллективе школьном и семейном".
К слову, сама работа над школьным сочинением была даже важнее, чем результат, и переписывал работу ученик начисто только после того, как несколько раз поработал над текстом сам и исправил ошибки, на которые указал учитель.
Какие ошибки были в сочинениях 70 лет назад?

Утвержден перечень нормативных словарей русского языка

 Утвержден перечень нормативных словарей русского языка

Правительство определило официальные издания для фиксации языковых норм
Правительство России утвердило перечень словарей, справочников и грамматик, которые фиксируют нормы современного русского литературного языка. Текст распоряжения появился на интернет-портале правовой информации.
В список вошли орфографический и орфоэпический словари русского языка, разработанные Институтом русского языка имени В.В. Виноградова РАН. Также туда добавили толковый словарь, созданный специалистами Санкт-Петербургского государственного университета, и словарь иностранных слов от Института лингвистических исследований РАН.
По словам главы Минпросвещения Сергея Кравцова, единый перечень нужен для того, чтобы люди могли ориентироваться на одни и те же нормы. Он отметил, что это важно и для школьников, и для преподавателей, и для специалистов, работа которых связана с языком.
Словари из утвержденного списка выложат в открытом доступе на сайте Института Виноградова. Кроме того, они войдут в Национальный словарный фонд — государственную систему, запуск которой запланирован на 2027 год.
https://snob.ru/news/utverzhden-perechen-normativnykh-slovarei-russkogo-iazyka/?utm_source=vk&utm_medium=social

Литературовед Богданова Ольга Владимировна, Материалы на сайте "Культура письменной речи"

 Для учителя литературы

Литературовед Богданова Ольга Владимировна, Санкт-Петербургский государственный университет, доктор филологических наук, профессор. Материалы на сайте "Культура письменной речи".
https://gramma.ru/BIB/?id=3.0

понедельник, 12 мая 2025 г.

Посмотрела в кинотеатре российский фильм "Финал"

 Посмотрела в кинотеатре российский фильм "Финал" о победе сборной России по волейболу на олимпиаде 2012 года. Картина показалась посредственной, скучноватой, такой просветительско-пропагандистской. Но эпизод финальной игры в Лондоне вполне захватывающе снят. Да и узнала о тренере Владимире Алекно.

пятница, 2 мая 2025 г.

День за днём: апрель-апрель 2025

         Мои культурные занятия второй половины апреля 2025.
         Концерт
Вечер авторской музыки. Участники: израильский вокалист и клавишник - ТАЛЬ БАБИЦКИЙ и ярославский джазмен, саксофонист и вокалист - СТАС МАЙНУГИН.
         Чтение
Шарлотта Бронте "Найдёныш".
Наталия Мещанинова "Секреты. Рассказы".
Дарья Благова "Оттолкнуться от паузы".
Белла Ахмадулина. Стихотворения.
Сергей Орлов. Стихотворения.
          Статьи
М.А. Максимов "Романы о революции сквозь призму историософии ("Доктор Живаго" и "Тихий Дон").
Дмитрий Быков "Виктор Драгунский".
Марк Липовецкий "Ошибка Пелевина. Как главный писатель 90-х годов превратился в "подсветку" нынешней власти".
Н.А. Борисенко "Опыт психологического исследования ранней читательской биографии А. С. Пушкина".
Е.П. Дудина "Опора на анализ динамики модуса в работе над сочинением по предложенному тексту".
В.И. Тюпа "Коммуникативное событие урока".
           Журналы
"Дилетант", 2024, №1.
            Мой книжный улов
Апрель 2025
            Кинотеатр
"Кракен".
            Кинофильмы
"Бассейн" (1969).
            Киносериалы
"Формула преступления". Сезон 2.
"Шерлок и дочь".
"Агата и сыск. Королева брильянтов".
"Наследники". Сезон 1.
             Хоккей
Продолжаю смотреть некоторые матчи плей-офф.

Посмотрела в кинотеатре российский фильм "Кракен"

 Посмотрела в кинотеатре российский фильм "Кракен" режиссёра Николая Лебедева. Очень понравился. В ролях Александр Петров, Сергей Гармаш, Виктор Добронравов, Диана Пожарская, Антон Богданов и другие. Удачно сценаристы заменили военного врага фантастическим существом. Да, картина фантастическая. Интересно, что погибают только иностранные люди. Рекомендую к просмотру!

четверг, 1 мая 2025 г.

Мой книжный улов: апрель 2025

          Купила книги. Бумажные.
Кушниров Марк Аронович "Жизнь и фильмы Бориса Барнета"
      Книга рассказывает о творчестве крупнейшего советского режиссера Бориса Васильевича Барнета. Им созданы широко известные фильмы - ДЕВУШКА С КОРОБКОЙ, ОКРАИНА, У САМОГО СИНЕГО МОРЯ, ПОДВИГ РАЗВЕДЧИКА и другие. Б.Барнет был также и замечательным актером, он снимался в своих фильмах и в фильмах других режиссеров. Книга иллюстрирована кадрами из фильмов, поставленных Б.Барнетом.
Серия "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ)
Кушниров Марк Аронович "Эйзенштейн". 
       Фильмы Сергея Эйзенштейна — «Броненосец „Потемкин“», «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный» — стали классикой мирового кино, заложившей основы современного киноискусства. Но творческий путь великого режиссера не был легким: он не смог осуществить большую часть замыслов, не раз подвергался травле по идеологическим мотивам и скончался, едва дожив до пятидесяти. Ему пришлось испытать разлад с близкими, предательство друзей, мучительные неудачи в личной жизни. Несмотря на громадное количество посвященных ему работ, его полноценная биография до сих пор не создана. Новая книга культуролога и киноведа Марка Кушнирова — попытка разобраться во внутреннем мире Эйзенштейна, породившем его многообразные достижения в кинематографе, театре, графике и публицистике.
Иванов Вячеслав Всеволодович "Эстетика Сергея Эйзенштейна"
       В книге собраны работы выдающегося русского лингвиста, антрополога и семиотика Вячеслава Всеволодовича Иванова. Открывающая издание работа «Структурное исследование знаков искусства», в которой вероятностный и теоретико-информационный методы применяются к произведениям русской литературы и задействуются в исследованиях кинематографа, ранее не издавалась и впервые представлена в настоящей книге. Цикл работ, посвященных анализу теоретических разработок одного из самых известных режиссеров и теоретиков искусства Сергея Эйзенштейна, позволяет читателю не только ближе познакомиться с наследием великого режиссера, но и с новых сторон рассмотреть перспективы развиваемого Ивановым подхода.
Ясность, глубина и широкий охват материала делают книгу полезной для культурологов, философов, антропологов, студентов творческих специальностей, а также всех интересующихся историей и теорией кино и проблемами семиотики.
Патриция Дж. Томпсон "Маяковский на Манхэттене. История любви с отрывками из мемуаров Элли Джонс"
     Впервые монография "Маяковский на Манхэттене. История любви с отрывками из мемуаров Элли Джонс" была опубликована в Нью-Йорке в 1993 году. В 2003 году сотрудники института мировой литературы им. А.М. Горького РАН подготовили издание книги на русском языке. При тираже 2000 экземпляров книга сразу стала букинистической редкостью. В новое издание вошли фотоматериалы о поездке Владимира Маяковского в Нью-Йорк в 1925 году из фондов Государственного музея В.В. Маяковского, письма Элли Джонс, адресованные поэту в Россию, из коллекции Российского государственного архива литературы и искусства, уникальные снимки из архива Елены Владимировны, переданного в дар музею Роджером Томпсоном (многие из них публикуются впервые).
Наталья Борисовна Иванова "Текст и контекст. Работы о новой русской словесности"
     В книгу вошли избранные статьи, заметки, выступления нескольких десятилетий. Принципом авторского отбора текстов стала демонстрация движения словесности от начала 1980-х к середине 2020-х. Первая часть отдана работам, написанным еще в застое, но в атмосфере предчувствия изменений, а начиная с 1986-го, - во времена перестройки и гласности. Во второй части представлена смена литературного языка и полемические работы. Третья часть посвящена проблемам разрушения и формирования канона между эпохами, жанровому репертуару, фикшн и нон-фикшн, автобиографической прозе, а также таким явлениям, как дефолт и девальвация литературы. Пристально прослежена сама литературная жизнь в ее разных проявлениях и институциях. Героев много - от Юрия Трифонова и Фазиля Искандера до Андрея Битова, Владимира Маканина и Георгия Владимова, Александра Солженицына и Владимира Войновича, Татьяны Толстой, Виктора Пелевина, Михаила Шишкина, Владимира Шарова. ряд длинный. Антигероев тоже хватает. Герои и антигерои, персоны и персонажи литературной сцены рубежа XX-XXI веков уходят в небытие - или переходят из текста в текст, продолжаясь во времени.
Наталья Борисовна Иванова "Судьба и роль"
      Новая книга Натальи Ивановой обязана своему рождению смене литературного амплуа с литературного критика на драматурга: автор называет свои тексты документальными фантазиями, драмами-коллажами, документальными драмами в сценах и эпизодах. Действующим лицам первого плана, таким, как Анна Ахматова и Борис Пастернак, приходилось делать выбор чуть ли не каждодневно. Жизнь, в самом мрачном ее варианте, разыгрывала пьесы, где были главные герои и были персонажи как бы второго плана, уходящие в тень. Но без диалога, взаимодействия с ними, вне их присутствия не осуществились бы и судьбы, и замыслы первых. В этих драмах практически нет .чужих. слов — все слова есть в письмах, дневниках, воспоминаниях; здесь же произведен монтаж: отобрано и соединено. Вторая часть книги состоит из эссе о непростых творческих и человеческих взаимоотношения поэтов, прозаиков, художников, определивших эпоху. Здесь было пространство всему — дружеству, любви, ревности, соревнованию, горечи. Первая, драматургическая часть перекликается со второй и дополняется ею.
Бутромеев Владимир Петрович "Лев Толстой. Война и мир. Подробный иллюстрированный путеводитель"
       Данное издание основано на кратком, но при этом полном пересказе великого романа, сюжетные линии которого четко проходят на фоне событий начала XIX века. Чтение романа «Война и мир» сравнимо с путешествием по реке Волге от истока до устья. Путешественник плывет по великой реке, чувствует ее мощь и силу и осматривает берега. Но если по ходу плавания передавать созерцающему аэрофотоснимки и видео с борта сопровождающего самолета, то он получит более полную картину. Его представление о реке станет объемнее, многограннее. Дать читателю возможность получить такое объемное многомерное представление о романе Л. Н. Толстого было одной из главных задач при создании иллюстрированного путеводителя.  В книге нет литературоведческого анализа, искусствоведческих описаний. Только этапы жизни героев и живопись, дающая возможность увидеть людей и исторические события глазами художников того времени. Путеводитель предназначен в первую очередь для старшеклассников. Но не для того чтобы они не читали оригинал, а наоборот, чтобы было интереснее читать текст, написанный более ста лет назад.  Предназначен он и для тех, кто раз в три-четыре года перечитывает «Войну и мир». Они найдут в книге много интересных фактов, подробностей, деталей, которые дополнят картину мира, созданную Л. Н. Толстым.
 Жвалевский Андрей Валентинович, Пастернак Евгения Борисовна "Приквел"
       Авторы собирались написать обычную подростковую повесть. Но что-то пошло не так. Во-первых, повестей получилось четыре. Хотя история одна. Во-вторых, у каждой части свой жанр: школьный хоррор, фэнтези, «твердая» фантастика и антиутопия. Наверное, в сумме этот жанр можно назвать словом «пробудизм». Или «про буддизм» — как вам удобнее. В-третьих, чуть ли не каждый читатель в финале видит свое объяснение описанным событиям и свою главную идею. Хотя авторы думали, что все совершенно однозначно. И только одно предсказание сбылось — как обычно, книга Жвалевского и Пастернак читается запоем. Людьми любого возраста.
Жвалевский Андрей Валентинович, Пастернак Евгения Борисовна "Банальные истории"
      Никогда еще писательский дуэт Жвалевскии-Пастернак не получал от своих тест-читателей таких разных отзывов на рукопись - от "таких шестиклассников не бывает вообще" до "я чувствовала себя всеми героями сразу". И это отлично! Но кое-что придется все-таки пояснить. Во-первых, у "Банальных историй" нет единого сюжета - это сборник новелл про шестиклассников. Каждая новелла состоит из нескольких частей. Каждая часть - рассказ одного из героев. А во-вторых, если книга про шестиклассников, это не означает, что она лишь для них. Среди персонажей - младшие и старшие сестры, родители, учителя и прочие взрослые. Авторы надеются, что все эти разнообразные читатели выяснят: банальных историй в жизни не бывает.
Жвалевский Андрей Валентинович, Пастернак Евгения Борисовна "Время всегда хорошее 2.0"
      Перед вами новая версия знаменитой повести «Время всегда хорошее», которая, как мы знаем, стала любимой книгой для семейного чтения у нескольких поколений подростков и их родителей. Это не продолжение, а новое изложение истории про подростков, которые поменялись временами. Авторы постарались сохранить дух любимой книги, но сделали ее более современной и увлекательной. Сюжет стал сложнее, появились новые герои, развернулись новые события. Так что, если вам были интересны приключения Оли и Вити из первой версии книги — смело читайте «Время всегда хорошее 2.0», вы узнаете много нового. А если вы еще не слышали про эту фантастическую историю, у вас есть шанс познакомиться с ней.
Жвалевский Андрей Валентинович, Пастернак Евгения Борисовна "Закон сохранения кота"
      В далекой-далекой Коландии полный порядок: магики трудятся на благо общества в специнститутах, индивидуальные чипы следят за здоровьем и обеспечивают связью, люди живут спокойно и правильно. До тех пор, пока Анатоль и Элина не встречаются, не проклинают друг друга и не сбивают машиной бродячего кота. Насмерть. Но не совсем. Потому что закон сохранения кота никто не отменял. И отныне Коландия движется к событию, которое кардинально изменит весь этот мир. Знаменитый писательский дуэт Жвалевский-Пастернак начинает новую книжную серию. Продолжение уже пишется.
Левонтина И., Иомдин Б., Шмелев А., Шмелева Е. "Тридцать шесть подсвечников. Шарады, шляпа, игры со словами"
      Словесные игры – отличное времяпрепровождение для любой компании. В них есть и детская легкость, и веселый абсурд,и соревновательность. Они развивают чувство языка и логику, расширяют кругозор, учат взаимопониманию. Поэтому так дружны семьи и компании, где принято играть со словами. Эту книгу написали известные лингвисты. Выдающиеся ученые, они знают, сколько интересного таится в языке, стоит только чуть внимательнее приглядеться и прислушаться к нему. Люди веселые и азартные, они любят играть сами и вовлекать в игру всех вокруг. Начните играть в «шляпу», «калошу», разгадывать и сочинять шарады – и вам больше никогда не будет скучно!
Марина Соловьева "Усохни, Перхоть, или Школа, которой больше нет"
     Книга Марины Соловьевой "Усохни, перхоть, или Школа, которой больше нет" снискала большую популярность среди читателей и успешно продается в книжных магазинах. Второй дополнительный тираж ( 1000 экз.) был издан весной 2023 г. Это книга об истории удивительного класса, сумевшего пронести свою дружбу через всю жизнь; о необычном далеком времени конца семидесятых – начала восьмидесятых годов, когда гудрон жевали вместо жвачки, сгущенку варили в кастрюле, книги читали запоем и часто по очереди, когда стихи переписывали от руки, а школа была центром вселенной. Это книга о советской школе, когда учителя воспитывали, помогали, наставляли, увлекали, учили жизни. Это книга о Школе, которой больше нет, и не будет...
Марина Соловьева "Разные двери"
      Книга Марины Соловьевой «Разные двери» – это сборник рассказов, объединенных темой выбора и принятия ответственных решений. По характеру книга похожа на ажурный витраж, преображенный солнечным светом. Рассказы, вошедшие в эту книгу, как напоенные лучами витражные стеклышки, образуют некий единый узор бытия, в котором автор одновременно бережно и остроумно преподносит знакомые нам горькие и забавные перевертыши жизни. Жизни, главным образом, семейной. Но можно ли семью отделить от всего остального? Наша реальность не расчерчена на жанры: здесь романтическая комедия, а там семейная мелодрама, тут детектив, а там хоррор. Все истории в этой книге проходят через лирическое «я» автора, что создает атмосферу достоверности. Приятный бонус – это неуловимая аура, которая останется с тобой после прочтения. Выбрать ту самую, свою дверь далеко не просто. И этот выбор мы делаем не раз на протяжении всей жизни. Порой мы только годы спустя понимаем, в какой момент был сделан судьбоносный шаг. Никто не застрахован от ошибки. Но, как писал Борхес, «ищи не дабы найти, а ради счастья искать». Об этом и рассказы Марины Соловьевой.
Серия "Жизнь известных людей" (ЖИЛ)
Сенчин Роман Валерьевич "Александр Тиняков: Человек и персонаж"
     - Александр Тиняков — поэт-провокатор времен декаданса, творчество которого переживает новый всплеск популярности. В чем причина такого феномена, разбирается в своей книге Роман Сенчин. - Автор — писатель, литературовед, автор бестселлера «Елтышевы», лауреат премий «Большая книга» и «Ясная Поляна». - Серия ЖИЛ («Жизнь известных людей»). В своей книге Роман Сенчин обращается к фигуре Александра Тинякова — поэта-декадента, «мерзкие» стихи которого были забыты, но теперь, спустя сто лет, переживают новый бум популярности. Сенчин исследует трагическую судьбу поэта в поисках причин этого феномена, а также размышляет, стоит ли считать моду на Тинякова диагнозом нашей эпохе.
Воденников Дмитрий Борисович "Иван Бунин. Жизнь наоборот"
      Дмитрий Воденников — поэт, эссеист, автор книг стихов и прозы, в том числе "Сны о Чуне", "Приснившиеся люди", "Бессмертная стрекоза". "…Однажды зимним морозным утром я понял, что начну тоже с холода, только парижского: когда упал первый ком земли на крышку гроба Бунина на неожиданно по-русски ледяном ноябрьском кладбище. А потом начну отматывать всё к началу. "Жизнь наоборот". Через старость, болезнь, мировую славу, эмиграцию, потрясения, революцию, третью любовь, вторую, первую. И так до истока. И когда только что появившийся на свет ребенок закричит, книга и закончится. И тогда мы начнем всё сначала". (Дмитрий Воденников)

Из моего чата для 11А класса. "Швабрин был настоящим мужчиной"?

 Из моего чата для 11А класса

Учитель. Девочка в сочинении написала: «Я не люблю Гринева и считаю его глупым, инфантильным барчуком, а Швабрина уважаю, потому что он боролся вместе с пугачевцами против царского самодержавия и был настоящим мужчиной» (цитата из романа братьев Вайнеров "Завещание Колумба").
Что скажете?

Арина Лапина. Не боролся он на стороне пугачёвцев против царского самодержавия. Он примкнул к ним только потому, что боялся за свою жизнь, когда Пугачёв и его люди взяли Белогорскую крепость.
Настоящим мужчиной Алексея Швабрина трудно назвать. Это читатель может понять, обратив внимание на отношение Швабрина к Маше Мироновой.
Во-первых, после того, как крепость оказалась во власти Пугачёва, Швабрин выдавал капитанскую дочку за свою жену, при этом относился он к ней отвратительно: морил голодом, держал взаперти.
За спиной Маши Мироновой Алексей пускает про неё слухи, называя "совершенной дурочкой". Причиной такого отношения к ней со стороны Швабрина является отказ героини выйти за него замуж.
Я считаю, что Швабрин- это бесчестный, самовлюблённый, ищущий во всём собственную выгоду персонаж. Антипод Петра Андреевича Гринёва, который, в отличие от Швабрина, живёт и действует по чести. Даже когда Пугачёв пришёл в Белогорскую крепость, Пётр под страхом смерти не присягнул ему.
Думаю, девочке стоит перечитать роман, а также переосмыслить своё представление о понятии " настоящий мужчина".

«ЕГЭ – это про100». Подготовка к экзамену по русскому языку

 Учитель русского языка и литературы, один из разработчиков заданий ЕГЭ Марина Лащенова и учитель русского языка Юлия Козлова в прямом эфире марафона по подготовке к ЕГЭ разобрали сложные моменты, на которые часто «попадаются» выпускники, и поделились полезными советами.

❓ В связи с изменением формулировки задания 27, какой структуры сочинения лучше придерживаться?
💬 Строгой структуры нет, но помните, что задача – проанализировать текст, стиль публицистический, все части сочинения должны соответствовать задаче анализа текста. Самое простое – следовать за сформулированными в заданиях пунктами.

❓ Как правильно распределить время на ЕГЭ по русскому языку?
💬 Сначала выполняйте задания с кратким ответом, пропускайте те, в которых не уверены. Затем прочитайте текст, проработайте вопросы, напишите черновик – и вернитесь к пропущенным заданиям. Внимательно переносите ответы в бланк, чтобы не перепутать слова, цифры и номера заданий. На проверку оставьте 20 минут.

❓ Задания с кратким ответом на ЕГЭ будут из Открытого банка?
💬 Нет, Открытый банк нужен для подготовки, на экзамене будут задания из закрытого банка.

❓ Словников на сайте ФИПИ теперь не будет? На что тогда ориентироваться?
💬 Ориентируйтесь на Навигатор самостоятельной подготовки к ЕГЭ, размещенный на сайте ФИПИ – там есть необходимые словарные слова и орфоэпический минимум.

❓ Можно ли в сочинении ЕГЭ по русскому языку использовать слова в уменьшительно-ласкательной форме, например, «маменька», «дядюшка», «книжечка»? Не снизят ли за это балл по критерию К10?
💬 Любое средство выразительности должно быть обосновано. Такие слова допустимы как примеры-иллюстрации при соблюдении стилевого единства.

❓ Как избежать речевых ошибок и штампов при написании сочинения? Какие методы помогут сделать текст выразительным?
💬 Следите за уместностью слов, избегайте незаконченных фраз. Средства выразительности должны быть оправданы и соответствовать аналитической задаче.

❓ Что значит «сочинение, написанное несамостоятельно»?
💬 Это списанная, заученная работа или пересказ чужого текста.

❓ Как привлекать текст для анализа в сочинении?
💬 Допустимы три способа: цитирование (без избытка), ссылки на номера предложений и краткий аналитический пересказ. Можно комбинировать эти методы.

❓ Задание 22: всегда ли будут использоваться выделения слов в первой колонке таблицы?
💬 Нет, выделения бывают только при вопросах о звукописи (аллитерации/ассонансе) или метонимии. В остальных случаях слова нужно находить самостоятельно.

❓ Будут ли на ЕГЭ слова с вариативным написанием?
💬 Нет, таких заданий не предусмотрено.

❓ Можно ли исправлять в чистовике?
💬 Да, аккуратные исправления допустимы и не влияют на оценку.