понедельник, 13 августа 2018 г.

Мои эссе: фильм "Свидетели". Туфли, скрипка и Брут

 Туфли, скрипка и Брут. Точки зрения и мотивы
Рецензия на фильм «Свидетели» режиссёра Константина Фама
Когда я впервые побывал в Освенциме,
захотел сделать мемориальный проект.
Константин Фам
Я всем сердцем желаю, чтобы
подобная трагедия не повторилась.
Константин Фам
       Несколько дней назад посмотрела в кинотеатре картину «Свидетели» (2018) режиссёра Константина Фама. Фильм произвёл очень сильное впечатление, оторваться от экрана было невозможно.
      Киноальманах делится на три части, автономные и в то же время взаимосвязанные. Каждая часть является самостоятельным короткометражным фильмом. Соединение этих трёх «коротких метров» дало блестящий результат.
     Часть 1. История любви, жизни и смерти. История людей с «точки зрения» красных туфелек. Мы видим только ноги, взрослые и детские, мужские и женские. Не видим лиц, не слышим голосов. Слышим только отличную музыку (композитор Егор Романенко).
      Героиня мечтает о красных туфельках, которые царствуют в витрине обувного магазина. Вскоре появляются ноги юноши в ботинках, теперь они (мужчина и женщина) вместе бегут, шагают. А вот плохие ноги в ботинках: их хозяин курит, плюётся, нагло пристаёт к другим ногам. Все последующие годы ноги женщины всегда в красных туфлях. Свадьба, путешествие, дочка… И вдруг - ноги в сапогах, их много, рядом те самые плохие ботинки. Ноги жены бегут за ними, каблук туфелек ломается – ломается жизнь семьи. Женские голые ноги, ещё одни, ещё, ещё… Дверь за толпой раздетых женщин закрывается… В немецком концлагере осталась только куча обуви, в которой валяется старая красная туфля. А где же ботинки мужа? Как сложилась судьба дочери? Чьи ботинки появились в финале первой части?
     Часть 2. История любви, жизни и смерти. История людей глазами собаки по кличке Брут. Это экранизация рассказа Л.Ашкенази «Брут». Может ли немецкая овчарка стать доброй и любящей? Конечно, ведь хозяйка Брута именно такая (Оксана Фандера). Можно ли добрую и любящую собаку превратить в убийцу? Можно, ведь следующий хозяин Брута (Филипп Янковский) служит в немецком концлагере.
     Ужасный финал киноновеллы оказался и предсказуемым, и неожиданным. Римский политик Марк Юний Брут является символом предательства, но овчарка Брут не предала свою настоящую хозяйку, погибшую в немецком концлагере. Только собака в концлагерном мире людей (жертв и преступников) оказалась способной к своеобразному сопротивлению.
     Часть 3. История любви, жизни и смерти. История людей с «точки зрения» скрипки. По рассказу Йосси Тавора. В последней киноновелле, видимо, расставлены все точки над и. Мужчина и женщина, живущие в 21 веке, узнают правду о жизни и смерти своих дедушек и бабушек. В первой и второй частях шла речь об этих людях.
      Скрипач Лео и его семья (новелла «Брут») пытались спастись от смерти в концлагере, уехав на корабле «Сент-Луис» на Кубу. Любовница Лео разорвала билет и осталась с Брутом. Все позже были отправлены в лагерь, даже собака. Скрипач Шломо (Алим Кандур) и его жена (новелла «Туфельки») тоже попали в концлагерь. Там собралось много музыкантов, из них составили еврейский оркестр. Эпизод расстрела играющего оркестра потрясает.
      Немец Курт-Карл (Вячеслав Чепурченко), служащий в концлагере, оказался крепким орешком. Он, например, спас сына дирижёра Лео (Ленн Кудрявицки), но вынужден был убить самого Лео.
       Финальная сцена фильма у Стены Плача в сопровождении прекрасной музыки Егора Романенко изумительна.
      Хронотоп. Место действия – Германия. Упоминается Хрустальная ночь, то есть еврейские погромы в 1938 году, но во второй части к героине обращаются «пани» (оккупированная Польша?). Время действия – примерно 1930-ые – 1940-ые годы (в 1 и 2 частях); 1940-ые - 2010-ые годы (в 3 части). Упоминается корабль «Сент-Луис», на котором в 1939 году немецкие евреи пытались уехать в США, Стена Плача в финале.
      Точки зрения и мотивы фильма. Итак, история жизни, любви, смерти людей в этой картине рассматривается с точки зрения туфелек, собаки, скрипки. Необычно, очень убедительно и талантливо.
       Эти же предметы и собаку можно назвать мотивами фильма «Свидетели». «В роли мотива может выступать любой феномен, любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что определяет мотив, – это его репродукция в тексте…» (Борис Гаспаров).
      Смысл названия. Свидетелями кошмаров Второй мировой войны могли быть не только живые существа (люди и животные), но и бездушные предметы. Красные туфельки и скрипка стали как раз такими метафорическими очевидцами озверения людей (и животных). Зрители фильма Константина Фама тоже в какой-то степени стали свидетелями ужасов того времени. Трудно не согласиться со словами режиссёра: «Этот фильм я посвящаю памяти своих родственников, которые погибли и пропали без вести во время Второй мировой войны, а также памяти шести миллионов жертв Холокоста. Я всем сердцем желаю, чтобы подобная трагедия не повторилась».
Источники
1. Людвик Ашкенази «Брут» https://profilib.net/chtenie/122461/lyudvik-ashkenazi-brut.php
2. Сайт фильма https://www.witnessesmovie.com/
3. Гаспаров Б.М. «Литературные лейтмотивы» (М, 1994).
4. Интервью с режиссёром https://www.souzveche.ru/articles/culture/37756/

Комментариев нет: