Туфли, скрипка и
Брут. Точки зрения и мотивы
Рецензия на фильм
«Свидетели» режиссёра Константина Фама
Когда я впервые побывал в Освенциме,
захотел сделать мемориальный проект.
Константин Фам
Я всем сердцем желаю, чтобы
подобная трагедия не повторилась.
Константин Фам
Несколько дней назад посмотрела в кинотеатре картину
«Свидетели» (2018) режиссёра Константина Фама. Фильм произвёл очень сильное
впечатление, оторваться от экрана было невозможно.
Киноальманах делится на три части,
автономные и в то же время взаимосвязанные. Каждая часть является
самостоятельным короткометражным фильмом. Соединение этих трёх «коротких
метров» дало блестящий результат.
Часть
1. История любви, жизни и смерти. История людей с «точки зрения» красных туфелек.
Мы видим только ноги, взрослые и детские, мужские и женские. Не видим лиц, не
слышим голосов. Слышим только отличную музыку (композитор Егор Романенко).
Героиня мечтает о красных туфельках,
которые царствуют в витрине обувного магазина. Вскоре появляются ноги юноши в
ботинках, теперь они (мужчина и женщина) вместе бегут, шагают. А вот плохие
ноги в ботинках: их хозяин курит, плюётся, нагло пристаёт к другим ногам. Все
последующие годы ноги женщины всегда в красных туфлях. Свадьба, путешествие,
дочка… И вдруг - ноги в сапогах, их много, рядом те самые плохие ботинки. Ноги
жены бегут за ними, каблук туфелек ломается – ломается жизнь семьи. Женские
голые ноги, ещё одни, ещё, ещё… Дверь за толпой раздетых женщин закрывается… В
немецком концлагере осталась только куча обуви, в которой валяется старая
красная туфля. А где же ботинки мужа? Как сложилась судьба дочери? Чьи ботинки
появились в финале первой части?
Часть 2. История любви, жизни и смерти.
История людей глазами собаки по кличке Брут. Это экранизация рассказа
Л.Ашкенази «Брут». Может ли немецкая овчарка стать доброй и любящей? Конечно,
ведь хозяйка Брута именно такая (Оксана Фандера). Можно ли добрую и любящую
собаку превратить в убийцу? Можно, ведь следующий хозяин Брута (Филипп
Янковский) служит в немецком концлагере.
Ужасный
финал киноновеллы оказался и предсказуемым, и неожиданным. Римский политик Марк
Юний Брут является символом предательства, но овчарка Брут не предала свою настоящую
хозяйку, погибшую в немецком концлагере. Только собака в концлагерном мире
людей (жертв и преступников) оказалась способной к своеобразному сопротивлению.
Часть
3. История любви, жизни и смерти. История людей с «точки зрения» скрипки. По
рассказу Йосси Тавора. В последней киноновелле, видимо, расставлены все точки
над и. Мужчина и женщина, живущие в 21 веке, узнают правду о жизни и смерти
своих дедушек и бабушек. В первой и второй частях шла речь об этих людях.
Скрипач Лео и его семья (новелла «Брут») пытались
спастись от смерти в концлагере, уехав на корабле «Сент-Луис» на Кубу.
Любовница Лео разорвала билет и осталась с Брутом. Все позже были отправлены в лагерь,
даже собака. Скрипач Шломо (Алим Кандур) и его жена (новелла «Туфельки») тоже попали
в концлагерь. Там собралось много музыкантов, из них составили еврейский
оркестр. Эпизод расстрела играющего оркестра потрясает.
Немец Курт-Карл (Вячеслав Чепурченко),
служащий в концлагере, оказался крепким орешком. Он, например, спас сына
дирижёра Лео (Ленн Кудрявицки), но вынужден был убить самого Лео.
Финальная сцена фильма у Стены Плача в
сопровождении прекрасной музыки Егора Романенко изумительна.
Хронотоп.
Место действия – Германия. Упоминается Хрустальная ночь, то есть еврейские
погромы в 1938 году, но во второй части к героине обращаются «пани» (оккупированная
Польша?). Время действия – примерно 1930-ые – 1940-ые годы (в 1 и 2 частях); 1940-ые
- 2010-ые годы (в 3 части). Упоминается корабль «Сент-Луис», на котором в 1939
году немецкие евреи пытались уехать в США, Стена Плача в финале.
Точки
зрения и мотивы фильма. Итак, история жизни, любви, смерти людей в этой
картине рассматривается с точки зрения туфелек, собаки, скрипки. Необычно, очень
убедительно и талантливо.
Эти же предметы и собаку можно назвать
мотивами фильма «Свидетели». «В роли мотива может выступать любой феномен,
любое смысловое «пятно» – событие, черта характера, элемент ландшафта, любой
предмет, произнесенное слово, краска, звук и т. д.; единственное, что
определяет мотив, – это его репродукция в тексте…» (Борис Гаспаров).
Смысл
названия. Свидетелями кошмаров Второй мировой войны могли быть не только
живые существа (люди и животные), но и бездушные предметы. Красные туфельки и
скрипка стали как раз такими метафорическими очевидцами озверения людей (и
животных). Зрители фильма Константина Фама тоже в какой-то степени стали
свидетелями ужасов того времени. Трудно не согласиться со словами режиссёра: «Этот
фильм я посвящаю памяти своих родственников, которые погибли и пропали без
вести во время Второй мировой войны, а также памяти шести миллионов жертв
Холокоста. Я всем сердцем желаю, чтобы подобная трагедия не повторилась».
Источники
1.
Людвик Ашкенази «Брут» https://profilib.net/chtenie/122461/lyudvik-ashkenazi-brut.php
2. Сайт
фильма https://www.witnessesmovie.com/
3.
Гаспаров Б.М. «Литературные лейтмотивы» (М, 1994).
4. Интервью
с режиссёром https://www.souzveche.ru/articles/culture/37756/
Комментариев нет:
Отправить комментарий