среда, 15 августа 2018 г.

Мои эссе. О книге А.В.Коровашко "Михаил Бахтин". Серия ЖЗЛ

Квартет под брендом «Бахтин»
Рецензия на книгу Алексея Коровашко «Михаил Бахтин»
За погребением и памятником следует память.
М.М.Бахтин
Память о трудах и днях Бахтина.
А.В.Коровашко
       Диалог, полифония, карнавал… Чего-то не хватает? О-о, хронотоп! Всё в порядке, просто я надела маску адепта «индустрии Бахтина», «звезды мирового литературоведения». Снимаю маску, теперь я обыкновенный читатель с книгой в руках.
       Том филолога и писателя Алексея Валерьевича Коровашко «Михаил Бахтин» (2017) появился в серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия». Купила эту книгу за 913 рублей и нисколько не пожалела! Она оказалась очень информативной, познавательной и даже увлекательной.
        Я обычный школьный учитель литературы (правда, много читающий), поэтому всё собрание сочинений философа Михаила Михайловича Бахтина (1895-1975) пока не одолела, но самые его известные труды прочитала в конце прошлого века. После прочтения книги Алексея Валерьевича очень захотелось освоить всё СС Бахтина. Спасибо автору за это.
        Писатель явно не является активным членом фан-клуба Бахтина, что мне как раз и нравится. Коровашко объективно, критично, аргументированно, иронично рассказывает о жизни и творчестве великого философа. Кстати, кандидатская диссертация филолога называлась «М.М. Бахтин и формалисты в литературном процессе 1910-х гг.»
        Биография Бахтина «больше напоминает мифологический роман об умирающем и воскресающем «божестве» гуманитарном науки, чем строго документальный рассказ о земной судьбе реально существовавшего человека». Оказывается, Михаил Михайлович менял свою судьбу в беседах, анкетах, воспоминаниях. Среди его предков не было дворян, его родители принадлежали к купеческому сословию. В семье Бахтиных было пятеро родных детей и приёмная дочь. Брат Николай (1894-1950) эмигрирует из России, станет профессором классической филологии в университете, членом коммунистической партии Англии, другом Людвига Витгенштейна.
     Учился Михаил в гимназии в городе Вильно и стал хроническим второгодником, видимо, по состоянию здоровья (костный туберкулёз). Это позволило ему очень много читать и заниматься самообразованием, зато не позволило получить документы об окончании гимназии и университета. Бахтин не закончил гимназию и не учился в университете, поэтому всю жизнь вынужден был скрывать эту информацию и надевать маску выпускника Петроградского университета. Он был самозванцем, Хлестаковым. Автор разводит фигуры Бахтина и Хлестакова: «Если Хлестакову всё принадлежит не по праву и он ни на что не может претендовать всерьёз, то Бахтину по праву принадлежит всё (эрудиция, талант, оригинальность мышления), хотя юридически его претензии совершенно необоснованны».
      Вспоминается замечательная книга Андрея Синявского (Абрама Терца) «Прогулки с Пушкиным», в которой самозванец Хлестаков назван прототипом Пушкина. «Но самозванцы у Пушкина не только цари, они – артисты, и в этом повороте ему особенно дороги». Эта хорошая книга в своё время многим не понравилась (мягко сказано), например, Роман Гуль написал памфлет «Прогулки хама с Пушкиным». Наверное, книга Коровашко у некоторых людей вызовет подобную реакцию. А вот я прочитала «Прогулки с Пушкиным» и «Михаила Бахтина» с удовольствием.
       Алексей Валерьевич подробно анализирует основные труды философа. «К философии поступка», «Автор и герой в эстетической деятельности», «Проблемы творчества Достоевского» (1929). «Итак, приведённые нами критические отзывы на «Проблемы творчества Достоевского» показывают, что эту книгу нельзя отождествлять со Священным Писанием, каждая буква которого должна вызывать немое восхищение. Относиться к ней нужно так, как относятся к обычному литературоведческому труду, имеющему свои достоинства и свои недостатки». «Слово в романе» - это сиквел предыдущей книги. В 1940 году уже существовал «Франсуа Рабле в истории реализма». В 1965 году вышла монография «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса». «Итак, постулируемая Бахтиным карнавализация теснится вместе с остранением Шкловского на одной смысловой площади. И это несколько неожиданное соседство лишний раз убеждает нас в том, что Бахтин очень часто лишь по-своему интонировал уже известные положения и тезисы. «Нащупывая» их в речевой утробе «Творчества Франсуа Рабле…», мы не занимаемся, разумеется, восстановлением чьего-то приоритета, а лишь пытаемся обновить застывшие представления о классической книге, придать её содержанию дополнительную ощутимость». В последние годы жизни философа его статьи публиковал журнал «Вопросы литературы», в 1974 году, например, появился текст «Время и пространство в романе», который был частью работы «Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике». «Термин «хронотоп» стал последним элементом лексического квартета («диалог» - «полифония» - «карнавал» - «хронотоп»), который до сих пор активно гастролирует в массовом сознании под брендом «Бахтин».
      Филолог Коровашко живёт не в башне из слоновой кости, а в нашем мире. В книге рассыпаны «детали» нашего времени: «Чернильное сердце» Корнелии Функе, Умберто Эко, «оцифровывать» период жизни, «Трудно быть богом» Германа, «Последний сон разума» Липскерова, Борис Николаевич Ельцин, «Декалог», Кеслёвского, Лионель Месси. Также мне понравился пародийный разбор главы из «Героя нашего времени» Лермонтова по методике анализа прозы Рабле Бахтина.
       «Тексты Бахтина сейчас являются не столько универсальной «отмычкой», с которой можно подойти к любому произведению мировой литературы, сколько надежным источником творческой энергии, питающей «машину» филологической мысли» (А.В.Коровашко).

Комментариев нет: