суббота, 29 сентября 2018 г.

Мои эссе: "Один: сто ночей с читателем" Д.Л.Быкова. Культурные разговоры с отличным писателем

        Прочитала книгу Дмитрия Львовича Быкова "Один: сто ночей с читателем" (2017). Это записи его ночных выступлений на радио "Эхо Москвы" с 19 июня 2015 года до 17 июня 2016 года. Быков отвечает на вопросы слушателей и рассказывает (в форме лекции) о писателях (в основном).
      Дмитрий Львович пишет в предисловии: "Программа "Один" мне представляется важным делом. Слушателю она помогает, а значит, поможет и читателю". Да, поможет, подтверждаю. Культурные разговоры с отличным писателем увлекают и расширяют кругозор. Слушателей интересует мнение ведущего о школьной программе по литературе, верит ли он в Бога, что думает о художественных методах, о писателях и режиссёрах, фильмах, о Вере из "Обрыва" Гончарова.  Какие  у него любимые стихотворения.
    В чём прелесть жанра рассказа?  "Рассказ должен быть как сон - страшный, или прекрасный, или смешной, но иррациональный в любом случае. В рассказе на крошечном пространстве надо добиться невероятного стилистического напряжения... Мне кажется, очень интересно экспериментирует с новеллой Денис Драгунский". О да, уже несколько лет Денис Викторович Драгунский - мой любимый отечественный новеллист.
    В чём особенности постмодерна? "Постмодерн - это освоение высокого искусства технологиями попсы, беллетристики, масс. Модернизм - это "И корабль плывёт..." Феллини. А постмодернизм - это "Титаник" Кэмерона, который сделан во многом с помощью феллиниевских ноу-хау, но брошенных на уровень масскульта... Самый постмодерн - это "Lost" (сериал "Остаться в живых") любимца моего Джей Джей Абрамса".
    Есть ли успешные автобиографические романы? "История моего современника" Короленко - наверное, лучший роман о себе, который был написан. Роман очень трезвый, и самое интересное, что не эгоцентричен... Вторая книга вызывает у меня некоторый восторг и преклонение, потому что это пишет наш современник в условиях очень сложных. Речь идёт об Александре Фурмане с его книгой "История одного присутствия" в 6 томах".
     Каков архетип русского революционного романа 20 века? "Роман о революции как роман об адюльтере, где прежний муж обречён, а новый проходит сложный путь. Есть мёртвый ребёнок". Это "Хождение по мукам" А.Н.Толстого, "Тихий Дон" М.Шолохова, "Доктор Живаго" Б.Пастернака. (См. статью Дмитрия Быкова "Метасюжет русской революции. В реальности и в литературе". Здесь.
     Ещё у Быкова просят рекомендательные списки книг по определённой теме: как развивать, например, критическое и логическое мышление ("Затерянное в листве" японского монаха, "Что такое искусство?" Толстого, "Выбранные места из переписки с друзьями" Гоголя). Что почитать о Франсуа Вийоне? Рассказ "Ночлег Франсуа Вийона" Стивенсона, пьесу "Жажда над ручьём" Юлиу Эдлиса, драматическую поэму "Франсуа Вийон" Павла Антокольского. Что почитать из английской литературы, чтобы составить представление об английском характере? "Свет погас" Киплинга, "Сага о Форсайтах" Голсуорси, "Пироги и пиво", "Луна и грош" Моэма, Честертон, Уайльд. Что почитать философского о жизни и смерти? Дмитрий Львович рекомендует трёхтомник Александра Лаврина: "Хроники Харона. Энциклопедия смерти", "По ту сторону Леты. Энциклопедия смерти", "Сфера Агасфера"; упоминает также книгу Чхартишвили "Писатель и самоубийство". Кстати, я уже заказала трилогию Лаврина на сайте интернет-магазина "Лабиринт", том Чхартишвили уже давно есть в домашней библиотеке.
     Любимый европейский прозаик Быкова - Эмиль Золя. "Но если начинать читать Золя с чего-то (если брать мой личный опыт в этом плане), как мне кажется, лучшая книга для этого - это "Карьера Ругонов", первый роман в цикле, который я прочёл когда-то за одни день, мне было лет одиннадцать. Настолько он меня потряс! ... Какие романы Золя я рекомендовал бы читать? Конечно, "Страницу любви" - такой странный, религиозный роман о девочке".
      В книге (в лекциях) рассказывается примерно о 69 писателях и режиссёрах. Юрий Тынянов, Дмитрий Мережковский, Алексей Балабанов, Фридрих Горенштейн, Владимир Богомолов, Стругацкие, Мария Шкапская, Леонид Соловьёв, Уильям Стайрон, Андрей Синявский, Алесь Адамович, Эмиль Золя, Владислав Ходасевич, Джордж Мартин, Леонид Андреев, Франсуа Вийон и другие.
      Дмитрий Быков говорит в предисловии: "За это время я разлюбил письменный жанр - а вот разговорный продолжает мне нравиться". А мне нравится его книга "Один: сто ночей с читателем". 

Комментариев нет: