воскресенье, 11 ноября 2018 г.

«Приемы работы с текстом, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся». Технологическая карта урока литературы в 10 классе

     На городской конкурс для учителей «Приемы работы с текстом, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся» отправила методическую разработку "Урок литературы в 10 классе. Учимся анализировать прозаический текст. Денис Драгунский «Предложение».  Номинация «Развитие универсальных учебных действий учащихся  9-11 классов через работу с текстом».
     Данная работа, по условиям конкурса, должна быть в формате технологической карты. Форма карты также была указана в положении  конкурса.
Конспект урока здесь.
Паспорт урока
1.Предмет. Литература.
2.Класс. 10
3.Тема. Учимся анализировать прозаический текст. Рассказ Дениса Драгунского «Предложение».
4.Тип урока. Урок отработки умений и рефлексии.
5.Цели урока.
Образовательная: знать аспекты анализа прозаического текст (сильные позиции, композиция, хронотоп, сюжет).
Развивающая: уметь анализировать сильные позиции, композицию, хронотоп, языковые особенности рассказа, сюжет.
Воспитательная: желание мыслить, выдавать творческий результат.
6.Планируемые результаты.
Предметные: ученики смогут научиться анализировать сильные позиции, композицию, хронотоп, языковые особенности рассказа, сюжет.
Метапредметные:
  • регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, прогнозировать, осознавать уровень усвоения;
  • коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество, строить речевые высказывания;
  • знаково-символические УУД: уметь моделировать учебный материал, выделять существенное;
  • познавательные (общеучебные) УУД: уметь использовать разные виды чтения; создавать таблицу; владеть средствами самоконтроля; оценивать свою учебную деятельность; определять проблемы собственной учебной деятельности; определять причинно-следственные отношения компонентов объекта; осуществлять перенос зунов в новую ситуацию.
Личностные: уметь выбирать целевые установки для своих действий, принимать решения.  
7.Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
8.Аннотация. В 2014 году разработала оригинальный урок литературы и провела в 10 классе. Затем проводила этот урок в очередных 10 классах. Анализ рассказа Дениса Драгунского тоже делала сама. Конспект опубликовала в своём образовательном блоге «Учитель словесности» и в Живом журнале.

Технологическая карта конкурсного урока
 «Приемы работы с текстом, способствующие развитию универсальных учебных действий учащихся»

Этап урока
(мероприятия)
Деятельность
Приемы,  способствующие
развитию  универсальных учебных действий учащихся через работу с текстом
Учителя
Учащихся
1.Мотивация учебной деятельности и целеполагание.
До чтения текста (без текста).
Учитель читает фрагмент рассказа Виктора Драгунского «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах». Организует фронтальную беседу. Подводит учеников к формулировке темы. Приложение 1 (конспект урока)
Ученики участвуют во фронтальной беседе. Формулируют тему урока.
Модель работы читателя с текстом Г.Граник. Ассоциации, узнавание стиля автора.
2.Актуализация и пробное учебное действие.

Учитель до чтения текста организует прогнозирование содержания рассказа Дениса Драгунского. Приложения 1, 2, 4
Ученики участвуют фронтально в процессе прогнозирования.
Модель работы читателя с текстом Г.Граник. До чтения текста: название, ассоциации, прогнозирование.
Приложение 4
3.Выявление места и причины затруднения.
По ходу чтения (текст пока только у учителя).

Учитель читает рассказ «Предложение» Дениса Драгунского. Использует приёмы «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний».
Приложения 1, 3, 4
Ученики слушают рассказ Драгунского, участвуют во фронтальной беседе, предсказывают, записывают версии.
Модель работы читателя с текстом Г.Граник. По ходу чтения текста: установка, внимание к слову, диалог с текстом.
Развитие критического мышления средствами чтения и письма: приёмы «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний».
Приложение 4
4.Построение проекта выхода из затруднения.
После чтения (текст у всех учеников).
Учитель организует работу в парах с применением приёма «Толстые и тонкие вопросы».
Приложение 1, 4
Ученики работают в парах, придумывают репродуктивные и продуктивные вопросы к рассказу, задают их одноклассникам.
Модель работы читателя с текстом Г.Граник. После чтения текста: главная мысль. Развитие критического мышления средствами чтения и письма: приём «Толстые и тонкие вопросы».
Приложение 4
5.Реализация построенного проекта. Этап составления схемы ориентировочной основы действия.
Учитель организует фронтальную работу по анализу текста.
Приложение 1
Ученики участвуют в анализе текста.
Модель работы читателя с текстом Г.Граник. После чтения текста: главная мысль, жанр, сюжетные элементы, внесюжетные элементы, хронотоп, вид композиции, форма повествования.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися.
Учитель организует групповую работу по анализу языка рассказа.
Приложение 1
Ученики работают в группах, анализируют язык рассказа.
Модель работы читателя с текстом Г.Граник. После чтения текста: главная мысль, пейзаж, портрет, диалог.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися.
Учитель организует фронтальную беседу с целью выявления видов информации в тексте.
Приложение 1, 4
Ученики участвуют во фронтальной беседе, определяют виды информации в тексте.
Модель работы читателя с текстом Г.Граник. После чтения текста: виды информации в художественном тексте.
Приложение 4
8. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель организует обобщающую фронтальную беседу по анализу текста.
Приложение 1
Ученики участвуют в обобщающей фронтальной беседе по анализу текста.
Модель работы читателя с текстом Г.Граник. После чтения текста: сильные позиции текста.
Приложение 4
9.Рефлексия учебной деятельности.
Учитель организует рефлексию деятельности, используя занимательный приём.
Приложение 1
Ученики индивидуально выполняют задания рефлексивного характера.
Развитие критического мышления средствами чтения и письма: приём цитаты, написание эссе.
Приложение 4
10.Домашнее задание. Инструкция.
Учитель предлагает домашнее задание на выбор, рассказывает о способах выполнения.
Приложение 1, 4
Ученики слушают инструкцию, задают вопросы.
Модель работы читателя с текстом Г.Граник. После чтения текста: вторичные тексты.
Развитие критического мышления средствами чтения и письма: преобразование информации в схему, график, таблицу.
Приложение 4

Технологическую карту разработала в соответствии с методическими рекомендациями А.А.Пивоварова в его курсах «Технологическая карта: рекомендации по разработке и применению на уроке», «Современные подходы к разработке уроков (в свете требований ФГОС), «Триединая дидактическая цель современного урока: что необходимо знать каждому учителю»  на сайте «Первое сентября».

Приложение 4

Стратегии смыслового чтения. Приёмы обучения пониманию текста на уроках гуманитарного цикла
Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»
Модель работы читателя с текстом (Г.Г.Граник)
Примечания
I. До чтения текста
«Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия. А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных операций – операция сравнения…Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций: постановка вопросов к тексту, выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста, проверка этих ответов и гипотез» (Граник Г.Г.).

Виды информации в художественном тексте
           Фактуальная. Факты, события, место и время действия  (фабула). Передаётся  пересказом текста.
         Подтекстовая. Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.
         Концептуальная. Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная  информация. (И.Гальперин)
Стратегия «Чтение с остановками»
1.Искренний рассказ о своём опыте знакомства с автором, произведением.
1.Автор. Что известно о нём?
2.Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
2. Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.
3.Эпиграф. Ассоциации.
4.Прогноз. Читательское предугадывание ведёт к возникновению вероятностного прогнозирования.
II.По ходу чтения текста
1.Чтение текста с остановками. Во время остановки учитель задаёт вопросы (Что будет дальше? Почему герой поступил так? Какие чувства вызвал этот фрагмент?).
1.Установка. Ожидание подтверждения своего прогноза.
2.Приём «Дерево предсказаний». Краткая запись ответов – предсказаний учеников в виде схемы.
2.Внимание к слову. Лексическое значение непонятных слов.
3.Диалог с текстом. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.
III. После чтения текста
1.Приём «Толстые и тонкие вопросы».
1.Главная мысль текста.
Толстые вопросы
Тонкие вопросы
2.Приём «Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»).
2.Виды информации в художественном тексте.
         Фактуальная.
         Подтекстовая.
         Концептуальная
Продуктивные.
Прямого однозначного ответа в тексте нет.
Репродуктивные. 
Есть в тексте однозначный ответ.
3.Сильные позиции текста.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, начало и конец текста (главы), повторы, рифмы.
3. После обсуждения учитель предлагает несколько цитат, пословиц, связанных с содержанием текста. Ученики пишут эссе по своему выбору.
4.Вторичные тексты.
         План.
         Пересказ.
         Тезисы.
         Конспект.
«Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»)
1.Простые. Фактические, репродуктивные.
2.Уточняющие. «Если я правильно понял…».
3.Интерпретационные. «Почему…?».
4.Творческие. В вопросе есть частица «бы».
5.Оценочные. Критерии оценки явлений.
6.Практические. Взаимосвязь между текстом и жизнью.
4.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
5.Преобразование информации: схема, таблица, график, формула…
     Таблицу сделала сама на основе изученной литературы.

Литература
1.Граник  Г. Учитель, учебник и школьник. – М., 1977.
2.Граник Г. и др. Как учить школьников работать с учебником.   – М., 1987.
3.Граник  Г.и др. Когда  книга учит. – М.,1988.
4.Граник Г. и др. О реализации закономерностей понимания в учебном тексте. – Проблемы  школьного учебника. Выпуск  20. М., 1991.
5.Граник Г. и др. Как научить  школьников  вдумчивому чтению. – Воспитание школьников, 1991, №5, 6, 1992, №5-6.
6.Граник Г. и др. Понимание  текста. – Вопросы  психологии,  1993, №5.
7.Граник Г. и др. Как  учить  работать с книгой. – М., 1995.
8.Загашев И. Новые педагогические технологии в школьной библиотеке: образовательная технология развития критического мышления средствами чтения и письма. – Библиотека в школе, 2004, №17-24.
9. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим  детей мыслить  критически.- С.- Пб.,  2003.

Комментариев нет: