Рецензия на книгу
Владислава Отрошенко «Сухово-Кобылин.
Роман-исследование
о судьбе и уголовном деле русского драматурга»
Здесь грабят!
А.В.Сухово-Кобылин
Веди меня, Великий Слепец – судьба!
А.В.Сухово-Кобылин
Кто
убил Луизу Симон-Деманш в Москве в 1850 году? Александр Васильевич
Сухово-Кобылин, её многолетний любовник? Крестьяне? Самуил Александрович
Панчулидзев, её мимолётный знакомый? Ответов на эти вопросы нет и уже не будет,
к сожалению, никогда. Но последний господин кажется Владиславу Отрошенко
особенно подозрительным!
Я с большим интересом прочитала книгу
писателя Владислава Олеговича Отрошенко «Сухово-Кобылин. Роман-исследование о
судьбе и уголовном деле русского драматурга» из серии «Жизнь замечательных
людей» издательства «Молодая гвардия». Оказывается, дворянин Панчулидзев был
последним, кто общался с Луизой перед её гибелью, и первым, кто ранним утром
без приглашения приехал в её квартиру. Следователи оставили эти факты без
внимания! Почему? «Если бы следствие не велось целенаправленно против
Сухово-Кобылина, если бы частные приставы не собирали улики только против
Сухово-Кобылина, если бы Панин и Закревский не направляли дело в одну сторону,
не миновать бы Самуилу Александровичу секретных комнат Мясницкой части».
Книга
состоит из 11 глав, краткой библиографии и списка основных дат жизни и
творчества Сухово-Кобылина (1817 – 1903). В центре романа, конечно,
расследование уголовного дела русского драматурга. Отрошенко, очевидно, не
видит в писателе убийцу
Обратимся к некоторым фактам биографии
столбового дворянина Александра Васильевича. Род Кобылиных и венценосных
Романовых идёт от боярина Андрея Кобылы. Писатель закончил философский
факультет Московского университета, знал в совершенстве четыре европейских
языка. Родная сестра драматурга Елизавета Салиас де Турнемир (графиня по
мужу-французу) стала известной писательницей под псевдонимом Евгения Тур. В
юности Елизавета влюбилась в профессора Московского университета Николая
Надеждина, брат и родители были против такого неравного брака, поэтому девушку
выдали замуж за французского графа. Кстати, вначале профессор признавался в
любви матери девушки. Елизавета и Александр после этой истории терпеть не могли
друг друга. Сын Елизаветы тоже стал популярным писателем, я читала некоторые
исторические романы Евгения Салиаса.
Сухово-Кобылин создал драматическую
трилогию: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина». Я, естественно,
прочитала когда-то эти пьесы, но после книги Отрошенко очень хочется снова
вернуться к текстам драматурга. «Свадьба Кречинского» была написана в тюрьме.
Спектакли по этой пьесе стали безумно популярными в России. «За 25 лет «Свадьба
Кречинского» выдержала только в северной столице 100 представлений – больше,
чем «Гроза» Островского (96 представлений), и немногим менее, чем «Горе от ума»
Грибоедова (105 представлений)».
Убийство Луизы Симон-Деманш
расследовалось 7 лет. Московский высший свет был уверен, что именно
Сухово-Кобылин и его любовница (мать его незаконнорожденной дочери Луизы) Надежда Нарышкина причастны к
смерти француженки. В 1869 году появился роман Петра Боборыкина «На суд»,
«сюжет которого совпадает с кобылинским процессом, а точнее сказать, с канвой
тех слухов и сплетен, которыми было окутано это громкое дело». В конце 1857
года по решению министра юстиции Панина уголовное дело русского драматурга было
закрыто. «С этого момента репутация убийцы, ловко увернувшегося от наказания,
преследовала его до конца дней».
В главе 7 Отрошенко подробно рассказывает
о мошенничестве директора Императорских театров Александра Гедеонова, который
лишил драматурга дохода от поспектакльной оплаты (500 тысяч рублей за 20 лет).
Глава 1 повествует о знакомстве в Париже
аристократа Александра Васильевича и привлекательной француженки, о приезде в
Санкт-Петербург парижской модистки Луизы Симон-Деманш в 1842 году, о том, как
обер-прокурор сената Кастор Никифорович Лебедев в 1854 году на глазах драматурга
съел билет Опекунского совета (10 тысяч рублей серебром), взятку, полученную от
Сухово-Кобылина. Вот где корни драматической трилогии писателя!
В главе 11 рассказывается о постановке в
театре в 1900 году третьей пьесы «Смерть Тарелкина», ранее запрещённой
цензурой. Цензоры назвали произведение «Расплюевские весёлые дни». «Многие
журналисты в России уже толком не знали, жив ли автор трилогии». Он жил во
Франции у моря, где и скончался в 1903 году. «Из дикой разноголосицы мнений и
утверждений постепенно составилось два стройных хора, и каждый с усердием выводил
свой мотив: убийца, негодяй, донжуан, крепостник, лжец, игрок, самодур.
Невинный ангел…»
Комментариев нет:
Отправить комментарий