воскресенье, 12 мая 2019 г.

Мои эссе: М.Бурас и М.Кронгауз «Откуда берутся дети»

Рецензия на книгу М.Бурас и М.Кронгауза «Откуда берутся дети»
"Карты Проппа" и школьный проект
    - Вот лето закончится, и будет у вас младший брат.
- Почему «когда кончится лето», а не прямо сейчас?
Бурас, Кронгауз
      Откуда берутся дети? На этот вечно актуальный вопрос вы получите убедительный ответ в повести лингвистов Марии Бурас и Максима Кронгауза. Книга напоминает некий исследовательский проект школьника. Как известно, проект включает в себя тему, актуальность, задачи, гипотезу, поиск источников информации, исследование, проверку, выводы, отчёт. Попробую обнаружить некоторые композиционные части проекта в тексте. О теме и актуальности я уже сказала.
      Гипотеза. В первой главе Ося (дошкольник) и Петя (младший школьник) узнают, что скоро у них появится братик. Главные герои выдвигают предположения о способах появления детей. Родители в машине в этот момент почему-то затихли, папа даже выключил радио.
- Если совсем коротко, детей находят в капусте, - медленно произнёс Ося.
- Полная ерунда! Детей приносят аисты, - Петя начал волноваться.
- Такая версия существует, но она ошибочна, - спокойно ответил Ося.
- Это твоя капуста ошибочна! – закричал Петя и толкнул Осю.
Соседская девочка Женька считает, что взрослые часто врут. «Говорят, например, что дети из живота берутся… Да, - признал Ося. – Эта версия не выдерживает критики».
      Источники информации. Братья ссылались на свои проверенные источники. Ося верил сказкам, Петя упоминал одноклассников и интернет. «Тут очнулся папа и вспомнил, что его родители всегда говорили ему совсем другое: как они пошли в магазин и купили себе сына. А когда папа подрос и попросил купить ему брата, сказали, что больше нет денег». Итак, появились четыре версии и четыре источника информации.
      Исследование. Случайно Ося, Петя, Женька узнали, что в их деревне есть «знаменитый детский магазин». Они тайком пробрались туда. И началось… У детей появилась отличная возможность проверить все версии.
      Тут в действие вступают «карты Проппа», о которых я писала в предыдущей рецензии на книгу Бурас и Кронгауза «Выше некуда! Новогодняя сказка» (читать). Животные-помощники, милые коровы, страшные волки, таинственные предметы, дремучий лес, ужасное болото, капустное поле…
       Глава 12 называется «Самозарождение жизни в капусте». Агроном на поле рассказывает детям о волшебных свойствах свежего капустного сока: «И в соке этом содержатся все мыслимые – и даже немыслимые – витамины и минералы, необходимые для жизни. Вот она там (в кочане) и зарождается».
       В главе 15 «Секретный аистодром» аисты совершают полёты со свёртками, перевязанными розовыми и голубыми ленточками.
       Проверка гипотезы. В последней главе мальчики видят в окне роддома маму с девочкой на руках. С крыши больницы взмывает ввысь чёрный аист с секретного аистодрома.
       Отчёт. Его читатель найдёт в эпилоге. Вот два факта из отчёта: сестру назвали Женькой, Ося в сентябре пошёл в первый класс.
       Книга очень хорошо оформлена прекрасным художником по имени Алиса Юфа.

Комментариев нет: