Рецензия на книгу
М.Бурас и М.Кронгауза «Откуда берутся дети»
"Карты Проппа" и школьный проект
"Карты Проппа" и школьный проект
- Вот лето
закончится, и будет у вас младший брат.
- Почему «когда кончится лето», а не прямо сейчас?
Бурас, Кронгауз
Откуда берутся дети? На этот вечно актуальный
вопрос вы получите убедительный ответ в повести лингвистов Марии Бурас и
Максима Кронгауза. Книга напоминает некий исследовательский проект школьника.
Как известно, проект включает в себя тему, актуальность, задачи, гипотезу, поиск
источников информации, исследование, проверку, выводы, отчёт. Попробую
обнаружить некоторые композиционные части проекта в тексте. О теме и
актуальности я уже сказала.
Гипотеза. В первой главе Ося (дошкольник)
и Петя (младший школьник) узнают, что скоро у них появится братик. Главные
герои выдвигают предположения о способах появления детей. Родители в машине в
этот момент почему-то затихли, папа даже выключил радио.
- Если
совсем коротко, детей находят в капусте, - медленно произнёс Ося.
- Полная
ерунда! Детей приносят аисты, - Петя начал волноваться.
- Такая
версия существует, но она ошибочна, - спокойно ответил Ося.
- Это
твоя капуста ошибочна! – закричал Петя и толкнул Осю.
Соседская
девочка Женька считает, что взрослые часто врут. «Говорят, например, что дети
из живота берутся… Да, - признал Ося. – Эта версия не выдерживает критики».
Источники информации. Братья ссылались на
свои проверенные источники. Ося верил сказкам, Петя упоминал одноклассников и
интернет. «Тут очнулся папа и вспомнил, что его родители всегда говорили ему
совсем другое: как они пошли в магазин и купили себе сына. А когда папа подрос
и попросил купить ему брата, сказали, что больше нет денег». Итак, появились четыре
версии и четыре источника информации.
Исследование. Случайно Ося, Петя, Женька
узнали, что в их деревне есть «знаменитый детский магазин». Они тайком
пробрались туда. И началось… У детей появилась отличная возможность проверить
все версии.
Тут в действие вступают «карты Проппа», о
которых я писала в предыдущей рецензии на книгу Бурас и Кронгауза «Выше некуда!
Новогодняя сказка» (читать). Животные-помощники, милые коровы, страшные волки, таинственные
предметы, дремучий лес, ужасное болото, капустное поле…
Глава 12 называется «Самозарождение
жизни в капусте». Агроном на поле рассказывает детям о волшебных свойствах
свежего капустного сока: «И в соке этом содержатся все мыслимые – и даже
немыслимые – витамины и минералы, необходимые для жизни. Вот она там (в кочане)
и зарождается».
В главе 15 «Секретный аистодром» аисты
совершают полёты со свёртками, перевязанными розовыми и голубыми ленточками.
Проверка гипотезы. В последней главе
мальчики видят в окне роддома маму с девочкой на руках. С крыши больницы взмывает
ввысь чёрный аист с секретного аистодрома.
Отчёт. Его читатель найдёт в эпилоге. Вот
два факта из отчёта: сестру назвали Женькой, Ося в сентябре пошёл в первый
класс.
Книга очень хорошо оформлена прекрасным
художником по имени Алиса Юфа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий