Рецензия на книгу
Елены Квашниной «Новые» детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые
формы организации читательской деятельности»
Вы любите читать? Вы читали книги с
дополненной реальностью? А графический роман? А виммельбухи? Вы ведёте
читательский дневник? А читательский блог? Если вы на все вопросы ответили
словом «нет», то возьмите в руки книгу Елены Сергеевны Квашниной «Новые»
детские книги в пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации
читательской деятельности».
В предисловии автор пишет: «Важную
роль в формировании читательских компетенций школьников сегодня играют тексты
новой природы. Именно эти тексты окружают современного читателя. Понятие
«тексты новой природы» постепенно входит в активный словарный запас педагогов,
обсуждается, вызывает споры и уточняется». О таких текстах и рассказывает
Е.С.Квашнина.
Первый раздел (самый большой) называется
«Как работать с «новыми» детскими книгами?» Упоминаются отличные книги
Ю.В.Щербининой «Время библиоскопов» и «Книга – текст – коммуникация.
Словарь-справочник новейших терминов и понятий». Первые книги с подвижными
элементами и объёмными вставками появились в 12 веке. Например, английский
художник 12 века М.Пэрис вклеил в книгу складную карту и сконструировал
вращающиеся схемы с датами церковных праздников. Е.Квашнина предлагает учителям
и ученикам составить ленту времени, на которой нужно поместить книжные открытия
(клапаны, панорамы, объёмность).
В 20 веке появились трёхмерные книги, pop-up (всплывающие)
книги. Художник Роберт Сабуда создаёт прекрасные книги-панорамы «Красавица и
Чудовище», «Питер Пэн», «Алиса в Стране чудес». Сегодня всё-таки «на первый
план выходят не образовательные, а развлекательные цели интерактивных книг». Но
издаются серии книг и с просветительскими задачами. Получение знаний об
историческом событии или герое, развитие критического мышления школьников,
погружение в эпоху. Например, издательство «Лабиринт Пресс» выпускает серию
«Книга + эпоха».
В
21 веке появились книги с дополненной реальностью: «гибридные книги, в которых
сочетаются печатные тексты и электронные элементы». Для чтения таких книг
требуется мобильное устройство, а к нему программа для сканирования 3D – иллюстраций или QR
– кодов. Елена Сергеевна предлагает разные формы работы с такими книгами в
школе и библиотеке.
Вы, наверное, ждёте, когда же пойдёт
речь о каких-то виммельбухах? «Виммельбухи - это книги, в которых нет текста,
повествовательные истории представлены в них при помощи сюжетных рисунков с
большим количеством деталей». Как читать такие книги? Одна из главок так и
называется. Подробно рассказано о графическом романе и комиксе, о том, как их
применять на уроке, в библиотеке. Любите поэзию? Прочитайте главу о визуальных
поэтических текстах. Отдельные главы посвящены читательским блогам и
путеводителям, травелогам.
«Литература нон-фикшн – новое или хорошо
забытое старое?» - название второго раздела. В нём говорится о смысловом
чтении, о модели работы с литературой нон-фикшн. Упоминается замечательная фундаментальная
работа Г.В.Пранцовой и Е.С.Романичевой «Современные стратегии чтения».
Завершает книгу маленький раздел
«Детское чтение не запрещено для чтения взрослым». Некоторые проблемы родителей
поможет решить уникальная книга психолога Екатерины Мурашовой «Экзамен для
родителей». О ней рассказано в эпилоге.
Е.Квашнина справедливо утверждает: «Появившиеся
новые форматы книг во много изменяют представления о работе педагога и
библиотекаря с печатными изданиями… От библиотекаря и педагога зависит то,
насколько новые виды деятельности будут осмыслены школьниками».
Книга «Новые» детские книги в
пространстве библиотеки и школы. Новые формы организации читательской
деятельности» - нужное и важное пособие для современных учителей и
библиотекарей. Рекомендую коллегам!
2 комментария:
Светлана Георгиевна, здравствуйте! Своей рецензией Вы очень заинтересовали меня! Думаю, многие библиотекари и педагоги с удовольствием прочитали бы её. Разрешите сделать перепост Вашего сообщения в блоге "КЛУБ ДРУЗЕЙ КНИГ". Спасибо!
Да, конечно, сделайте перепост. Спасибо, Людмила. Книга Е.Квашниной очень полезна для нас.
Отправить комментарий