среда, 19 февраля 2020 г.

Мой книжный улов: февраль 2020

        Купила книги.
Борис Акунин  "История Российского государства. Первая сверхдержава. Александр Благословенный и Николай Незабвенный".
       Эта книга посвящена событиям первой половины XIX века, эпохе правления сыновей императора Павла - Александра, кумира отечественных либералов, и Николая, кумира отечественных государственников. Два эти политических режима, очень разные по идеологии и стилю, задали России новый ритм дыхания, продолжающийся и поныне. Какие уроки можно извлечь из изучения Александровско-николаевской эпохи? "Первая сверхдержава" - седьмой том "Истории Российского Государства" - рассказывает читателю, в чем причины стремительного взлета и последующего ослабления российской империи, какой ценой страна достигла лидирующей мировой позиции и к каким результатам привел опыт "сверхдержавности".
Дмитрий Быков "Советская литература: мифы и соблазны". 
       Сборник лекций, подготовленный совместно с Лекторием "Прямая речь"; вторая книга в новой серии "Прямая речь" В Лектории "Прямая речь" каждый день выступают выдающиеся ученые, писатели, актеры и популяризаторы науки. Их оценки и мнения часто не совпадают с устоявшейся точкой зрения - идеи, мысли и открытия рождаются прямо на глазах слушателей. Вот уже десять лет визитная карточка "Прямой речи" - лекции Дмитрия Быкова по литературе. Быков приучает обращаться к знакомым текстам за советом и утешением, искать и находить в них ответы на вызовы нового дня. Его лекции - всегда события. Теперь они есть и в формате книги. "Советская литература: мифы и соблазны" - вторая книга лекций Дмитрия Быкова. Михаил Булгаков, Борис Пастернак, Марина Цветаева, Александр Блок, Даниил Хармс, Булат Окуджава, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов, Виктор Пелевин, Борис Гребенщиков, русская энергетическая поэзия…
Дмитрий Быков "Пятое действие".
      Поэтические строки Дм. Быкова гармонично и естественно выстраиваются в панораму жизни отдельной личности, страны, эпохи и мира в целом. "Быков - поэт вертикали,.. в основании которой уверенность в том, что выше тебя есть некто, к кому ты можешь обращаться и кто способен тебя услышать и ответить", - пишет в предисловии к этой книге М. Эдельштейн. Точность, стремительность, подлинность и глубина переживаний свойственны его стиху.  В новой книге "Пятое действие" представлены лучшие избранные и совсем новые стихотворения поэта.
"Энциклопедия для детей. Том 38. Языки мира".
       В томе Языки мира доступно и занимательно рассказано о многообразии мировых языков, о самых интересных и важных задачах, которые решает наука лингвистика. Книга включает также обзор наиболее часто изучаемых в нашей стране иностранных языков, помогая выбрать язык для освоения. Статьи тома написаны ведущими современными отечественными лингвистами, которые имеют большой опыт работы со школьниками и умеют подать материал ярко и понятно. Книга содержит советы по освоению иностранных языков, лингвистические задачи, интересные примеры дешифровки древних письмен, веселые рисунки. Книга рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста, их родителей и учителей, абитуриентов и студентов, а также всех, кому интересно все многообразие человеческих языков.
Томашевский Б.В. "Пушкин. В 2-х томах".
      В первый том книги о Пушкине выдающегося русского филолога Б. В. Томашевского (1890 - 1957) вошли две части: `Лицей` и `Петербург`. В качестве приложения печатаются главы о лицейских товарищах и преподавателях Пушкина, о лицейских поэтах и журналах, а также таблицы `Недельное расписание уроков в Лицее в 1814 и 1816 гг.`. Во второй том монографии Б. В. Томашевского `Пушкин` входят главы `Юг` и `Михайловское`. Работа над книгой о Пушкине не была закончена ученым, глава `Михайловское` обрывается разбором `Сцены из Фауста` и сказки `Жених`.
Мучник Б.С. "Человек и текст. Основы культуры письменной речи".
     В книге рассматриваются типичные для практики редактирования ошибки, нарушающие ясность речи (смещенное логическое ударение, ошибочная смысловая связь слов, двоение образа и др.). Определены основы лингвистической теории, дающей объяснение широкому классу языковых фактов с позиций предложений модели письменной коммуникации. Обоснован общий принцип разрешения типичной в практике редактирования конфликтной ситуации - противоречия между точностью текста и его ясностью. Приводимые автором монографии рекомендации направлены на повышение культуры письменной речи.
Сарнов Бенедикт "Опрокинутая купель".
      Официальное советское литературоведение, а вслед за ним школьные и вузовские программы и учебники утвердили в сознании многих поколений советских людей весьма искаженную картину русской литературы XIX и XX веков, в особенности, русской литературы советского периода. В последние годы ситуация резко переменилась. Старая система ценностей рухнула. Произошло то, что старой флотской командой обозначается как `поворот всем вдруг`. Но переменились только знаки: плюсы поменялись на минусы, минусы - на плюсы. Главную цель книги автор видит в том, чтобы `очистить` писателей, о которых идет речь, от всех причудливых наслоений обоего толка, от тенденциозного идеологизирования их прочтения и толкования. В книге представлены портреты тех писателей, которые, как представляется автору, особенно нуждаются в `очистке` от идеологических искажений, и творчество которых представляет наибольшую трудность для прочтения.
Татьяна Черниговская "Чеширская улыбка кота Шрёдингера. Язык и сознание".
      Книга представляет собой серию исследований автора, начавшихся с сенсорной физиологии и постепенно перешедших в область нейронаук, лингвистики, психологии, искусственного интеллекта, семиотики и философии - теперь всё это называется когнитивными исследованиями и представляет собой пример конвергентного и трансдисциплинарого развития науки. Исходная гипотеза совпадает с названием одного из разделов книги - язык как интерфейс между мозгом, сознанием и миром, и это отражает позицию автора и его взгляд на эволюцию и природу вербального языка и других высших функций, их фило- и онтогенез, на генетические и кросс-культурные аспекты развития сознания и языка и их мозговых коррелятов, на возможности межвидовой коммуникации и моделирования человеческих когнитивных процессов. Книга рассчитана на интеллектуального читателя, интересующегося природой человека и его местом в мире.
Юлия Щербинина "Речевая защита. Учимся управлять агрессией".
      Как защищаться от речевого нападения и держать словесный удар? Как противостоять хамству, клевете, манипулированию? Как управлять своей речью и поведением других людей в стрессовых и конфликтных ситуациях? Как общаться с детьми-грубиянами и дерзкими подростками? Ответы на эти и многие другие вопросы о речевой агрессии вы найдете в предлагаемой книге. Издание адресовано самому широкому кругу читателей: от психологов, педагогов, журналистов, менеджеров и других специалистов, работающих с людьми, до всех желающих научиться приемам коммуникативной защиты, успешному общению и умению контролировать агрессию в речи. Книга заняла второе место в IV Всероссийском конкурсе "Лучшая книга по коммуникативным наукам и образованию" в номинации "Межличностная коммуникация"
Юлия Щербинина "Педагогический дискурс: мыслить — говорить — действовать".
    Учебное пособие раскрывает секреты педагогической профессии, связанные с овладением дискурсивными умениями (рефлексивными, импровизационными, прогностическими и др.). Особое внимание уделяется умению противостоять деструктивным явлениям в педагогическом диалоге (речевой агрессии, словесному манипулированию, вульгаризации и жаргонизации речи). В доступной, популярной форме педагогический дискурс интерпретируется через архетипы, мифы, метафоры. Теоретический материал богато иллюстрируется примерами из современной художественной литературы и реальной педагогической практики. Пособие предлагает многочисленные практические задания, упражнения, коммуникативные и речевые игры. Пособие адресовано студентам педагогических вузов, учащимся педагогических колледжей, молодым преподавателям, всем, кто стремится полноценно осознать и реализовать себя в педагогической деятельности.
Юлия Щербинина "Довольно слов. Феномен языка современной российской прозы"
      В книге известного филолога Юлии Щербининой дается "художественный портрет" современного языка - картина речевой реальности, отраженной в произведениях российской прозы начала нынешнего века. Размышления ученого иллюстрируются мини-эссе авторов рассматриваемых романов, признанных мастеров отечественной прозы: Алексея Иванова, Александра Мелихова, Павла Крусанова, Романа Сенчина, Алексея Слаповского, Андрея Рубанова, Всеволода Бенигсена, Владимира Козлова, Анатолия Рясова, Дениса Гуцко. Получилось развернутое коллективное высказывание о повседневной "жизни Языка" и о нашей "жизни в Языке". Коммуникативные сценарии, речевые программы, словесные коды - в чем их своеобразие на сегодняшний день? Как феномены языка и артефакты коммуникации воплощаются средствами изящной словесности? Как творческие идеи писателей пересекаются с концепциями филологов и лингвистов? Книга будет интересна как исследователям языка, так и читателям-неспециалистам.
Марта Райцес "Читательский дневник".  
    Как работать с дневником.Прочитав книгу, ребенок должен самостоятельно выбрать, какое задание ему бы хотелось выполнить после прочтения: составить кроссворд или словарь, написать впечатления или фанфик, найти рецепт, нарисовать иллюстрацию и т.д. Затем ребенок сможет выполнить выбранное задание во второй части дневника, где есть специальные пустые страницы. Там он пишет название книги, автора, переводчика, дату прочтения и заполняет страницы. Не нужно стараться уместить свои мысли в границах отведенных страниц, не обязательно писать и делать только то, что предлагает автор. Страницы читательского дневника можно использовать как угодно - все зависит от фантазии ребенка. не забывайте, что это его территория творчества и самовыражения. Для кого эта книга. Для детей 8-14 лет, которые любят читать. Для преподавателей литературы, которые хотят развить любовь к чтению у своих учеников. Для родителей, которые хотят, чтобы их дети больше читали. Марта Райцес - основатель и методист первой в России организации профессиональных наставников по чтению "Книжный гид". По ее словам, чтение - это занятие, в котором нужно развиваться постоянно: "Мы популяризируем чтение и показываем людям, что на самом деле это не просто развивающее занятие. Это еще и исключительно интересно. Чтение - прекрасный вид досуга. Помимо этого мы формируем навыки, которые помогут человеку при чтении. Это навыки анализа текста, запоминания, методики скорочтения, способность рисовать интеллектуальные карты, ориентироваться в историко-культурном контексте... Очень важно, что мы преподносим все это в легкой форме, без назидательности".
Юрген Вольф "Литературный мастер-класс. Учитесь у Толстого, Чехова, Диккенса, Хемингуэя и многих других".
       Уроки от великих писателей собраны под одной обложкой в этой книге, полной цитат, упражнений, выдержек из дневников, автобиографий и интервью. У Чарльза Диккенса вы научитесь создавать выдающихся персонажей, у Эрнеста Хемингуэя - писать лаконично, но сильно, а у Джейн Остин - привлекать читателя на сторону несимпатичного персонажа. Используя советы и опыт великих писателей (таких, как Набоков, Чехов, Диккенс, Воннегут, Толстой, Кундера), вы сможете раскрыть свой талант, создать персонажей и написать интересную своей аудитории работу. Но самое главное - отбросить все сомнения и психологические затруднения и взяться за перо. Для кого эта книга. Это книга для тех, кто хочет написать роман или повесть, но не знает, с чего начать. Это книга для всех, кто увлекается литературой.
Шмелев Алексей Дмитриевич, Левонтина Ирина Борисовна "Либеральный лексикон".
       В книге рассматриваются несколько важных для либерального дискурса языковых выражений: права человека, свобода, толерантность, плюрализм, частная собственность и приватизация, демократия, справедливость. Описываются их значение, бытование в языке, ассоциативный потенциал, эволюция отношения к ним носителей языка.Каждое из этих выражений имеет свою историю, они в разное время и разными путями входили в язык, их значение и отношение к ним менялось с течением времени. Да и сейчас разные люди понимают эти слова по-разному. При этом взаимопонимание, возможность осмысленного конструктивного диалога в значительной степени определяется ясностью используемых языковых выражений, по крайней мере - ключевых для данного типа дискурса. Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся русской культурой, русским языком и историей идей.
Уильям Таубман "Горбачев. Его жизнь и время".
       Кто же такой Горбачев? Именно этим вопросом прежде всего задается американский историк и политолог, лауреат Пулитцеровской премии Уильям Таубман в своем масштабном исследовании жизни одного из самых ярких, влиятельных и неординарных политиков XX века. Детство, прошедшее в страшные 30-е-40-е годы в селе "Привольное" под Ставрополем. Коллективизация, голод, сталинский террор, а затем война и четыре месяца фашистской оккупации. Идеальная партийная карьера, борьба за власть, место генерального секретаря ЦК КПСС и резкая смена курса всей страны, а вместе с ней и всего мира. Гласность, перестройка, свобода слова, признание на Западе и все большее недовольство дома в России. Горбачев до сих пор остается одной из самых противоречивых, загадочных и масштабных фигур века. На основании архивных документов и личных встреч с главными действующими лицами той эпохи Таубман методично изучает со всех возможных сторон феномен последнего лидера Советского Союза.

Комментариев нет: