Конспект урока литературы в 9 классе
"Учимся анализировать прозаический текст. Денис Драгунский "Лузерка"
Цель
урока: Формирование умения
анализировать прозаический текст.
Ход урока
I этап урока. Этап мотивационный
До чтения текста
(без текста)
1.
Читаю фрагмент из рассказа Виктора Драгунского «Тайное становится явным». Вы
узнали героя и автора?
Дениска вырос. Кто он теперь? Сейчас он
знаменитый писатель Денис Викторович Драгунский. Мастер короткого рассказа.
2.Вы,
конечно, догадались, какой писатель будет сегодня у нас в гостях?
Да, мы прочитаем рассказ Дениса
Викторовича, поразмышляем над ним.
II
этап урока.
3.Название
рассказа – «В недалёком будущем. Лузерка». Как вы думаете,
о чём это маленькое произведение?
4.Прогноз.
А вот вам «Толковый словарь» к рассказу.
Карточка (слайд) Денис Драгунский «В недалёком будущем. Лузерка». Толковый словарь
Фитнес
–
вид физической активности, который направлен на поддержание общей физической
формы, достигаемой за счёт правильного питания, отдыха и умеренных физических
нагрузок.
Декофеинированный,
декофеинизированный кофе – это результат подвергания обычных кофейных зерен
некоторому процессу, который практически полностью лишает их кофеина.
Латте – кофейный
напиток родом из Италии, состоящий из молока (итал. Latte) и кофе эспрессо.
Эспрессо (от итал. Espresso) —
метод приготовления кофе путём прохождения горячей воды (около 90 °C) под
давлением 9 бар через фильтр с молотым кофе.
Креолы (от
фр. Créole; исп. Criollo и порт. Crioulo, криолу; лат. Creare
«создавать, взращивать») — различные этнические общности смешанного
происхождения, образовавшиеся в колониальный период, главным образом в Америке,
Африке и Азии.
Лузер
–
неудачник (жаргонное).
Теперь каким будет ваш прогноз? Таким
образом, вам кажется, что…
III этап урока.
По ходу чтения
(текст только у учителя)
1.Чтение
с остановками. Приём «Дерево предсказаний». Учитель читает, ученики
предсказывают. Кто-то записывает предположения (на доске или в тетради) по ходу
чтения.
«Рома и Коля сидели в
баре модного московского фитнес-центра «Марабу». Они только что покачались
на тренажерах, поплавали в бассейне, сделали массаж, приняли душ, и вот теперь,
удобно устроившись в креслах, пили легкий декофеинированный «латте» на
кокосовом молоке, и ждали своего друга Васю, который почему-то опаздывал».
Как, по-вашему, складывается жизнь Ромы и Коли?
Как, по-вашему, складывается жизнь Ромы и Коли?
«Рома и Коля были счастливы в семейной
жизни. Ромина жена была вице-президентка компании «МосМетроПасс», а Колина –
директорка ИТЭК, «Института трансазиатских энергетических коммуникаций». Они
очень хорошо зарабатывали и полностью обеспечивали своих мужей и детей. В семье
Ромы был всего один ребенок палестинской национальности,
а у Коли целых трое, усыновленных из Филиппин. Рожать детей уже лет пятнадцать
стало совсем не модно, да и понятно почему. Но иметь детей было обязательно,
поэтому их усыновляли из бедных стран».
Почему совсем не модно стало рожать детей?
Почему совсем не модно стало рожать детей?
«У Васи детей было двое, оба креолы из
Эквадора, кровные братья, славные ребята, один – школьник, другой – на первом курсе.
Хорошие, но сильно закомплексованные. Ясное дело – Васина жена была
обыкновенная менеджерка в какой-то зачуханной торговой фирме, с очень скромной
зарплатой и средненькой квартиркой. Даже непонятно, как она смогла уговорить в
мужья такого красавца и умника, как Вася. Да еще и двоих детей завести. И вот
теперь ребята были травмированы из-за того, что у них всегда – устаревшие
гаджеты и в ноябре – футболки октябрьской коллекции, а то и сентябрьской,
вообще позор».
Что могут обсуждать Рома и Коля в баре?
«Поскольку Вася
опаздывал, Рома и Коля как раз обсуждали вот этот вопрос. Они знали, что Васе
не по карману абонемент в «Марабу». Хотели помочь ему деньгами, но боялись
оскорбить его гордость. Что они могли для него сделать? Заказывать ему кофе,
обманывая, что это комплимент от кафе?
- Надо с ним серьезно поговорить, - сказал Коля. – Вот так, искренне и по-дружески. Сказать, что он должен уходить от этой лузерки.
- Да, - кивнул Рома. – Тут мы переодевались, я глянул на его трусы и майку – стыдно смотреть. Вообще баба, которая не может обеспечить мужика, – это не баба!
- Лузерка, я же говорю! – сказал Коля, как припечатал.
- Тссс! – шепнул Рома. – Он идет!»
- Надо с ним серьезно поговорить, - сказал Коля. – Вот так, искренне и по-дружески. Сказать, что он должен уходить от этой лузерки.
- Да, - кивнул Рома. – Тут мы переодевались, я глянул на его трусы и майку – стыдно смотреть. Вообще баба, которая не может обеспечить мужика, – это не баба!
- Лузерка, я же говорю! – сказал Коля, как припечатал.
- Тссс! – шепнул Рома. – Он идет!»
Рома и Коля поговорят с Васей о его жене?
«Вася подошел к
друзьям, они коротко обнялись. Он стал сбивчиво
объяснять, что младший парень в школе посеял планшет, пришлось ехать, помогать
искать – вот поэтому он и опоздал. Вася говорил, опустив голову, а то и
слегка отвернувшись.
- Так! – строго сказал Коля и резко взял его за подбородок, повернул к себе. – А вот это, вот это – что?»
- Так! – строго сказал Коля и резко взял его за подбородок, повернул к себе. – А вот это, вот это – что?»
Что увидел Коля?
«Под глазом у Васи расплывался небольшой, но вполне однозначный синяк. Вася отвернулся и пробормотал:
- Да утром встал в туалет, кругом темно, я и треснулся об угол шкафа в коридоре. Ребят, я пойду сплаваю, а вы меня не ждите…
Он быстро ушел».
«Под глазом у Васи расплывался небольшой, но вполне однозначный синяк. Вася отвернулся и пробормотал:
- Да утром встал в туалет, кругом темно, я и треснулся об угол шкафа в коридоре. Ребят, я пойду сплаваю, а вы меня не ждите…
Он быстро ушел».
Кто одарил Васю синяком?
«- Вот ведь горе какое! – всплеснул руками
Рома.
- Лузерки, они такие, - сказал Коля. – Вымещают свои проблемы на тех, кто не может дать сдачи! Бежать ему надо, бежать! Детей в охапку, и ноги!
- Ага, - вздохнул Рома. – Ноги! Легко сказать. А куда? На улицу?»
- Лузерки, они такие, - сказал Коля. – Вымещают свои проблемы на тех, кто не может дать сдачи! Бежать ему надо, бежать! Детей в охапку, и ноги!
- Ага, - вздохнул Рома. – Ноги! Легко сказать. А куда? На улицу?»
Каким
будет, по-вашему, финал рассказа?
«- Погоди, - задумался Коля. – Я всё Маше расскажу. Прямо сегодня вечером. Попрошу, она даст денег, чтоб ему снять квартиру на первое время… Обязательно даст. Она понимает. Она мне сама говорила, что от лузерок надо спасаться, пока цел. Я прямо разволновался. Друг на глазах погибает! Возьму еще двойной эспрессо!
- Говорят, портит кожу лица, - задумчиво предостерег Рома.
- Плевать! Что я, не мужик? – и Коля махнул рукой бармену».
«- Погоди, - задумался Коля. – Я всё Маше расскажу. Прямо сегодня вечером. Попрошу, она даст денег, чтоб ему снять квартиру на первое время… Обязательно даст. Она понимает. Она мне сама говорила, что от лузерок надо спасаться, пока цел. Я прямо разволновался. Друг на глазах погибает! Возьму еще двойной эспрессо!
- Говорят, портит кожу лица, - задумчиво предостерег Рома.
- Плевать! Что я, не мужик? – и Коля махнул рукой бармену».
Ваши впечатления каковы?
2.
«Дерево предсказаний».
Сопоставим наши установки во время чтения
(слушания) и окончательный результат. Тот, кто записывал предсказания, читает
их.
Почему нам (не) удались верные
предсказания?
IV этап урока.
После чтения
(текст у всех учеников)
1.Рассказ простой и понятный. Вы уверены в этом?
Попробуем разобраться в смысле текста.
Посмотрите на слова в толковом
словаре. Какие ещё 4 слова из рассказа можно было туда вписать? Причём эти 4
слова входят в одну тематическую группу?
Вице-президентка, директорка, менеджерка,
лузерка. Это феминитивы.
Карточка (слайд) «Денис Драгунский «В
недалёком будущем. Лузерка». Феминитивы»
Вице-президентка,
директорка, менеджерка, лузерка – феминитивы.
Что
такое феминитивы?
«Феминативы (от лат. Femina —
«женщина»), или феминитивы, — имена существительные женского рода, которые
обозначают женщин, образованы от однокоренных существительных мужского рода,
обозначающих мужчин, и являются парными к ним. Обычно феминативы обозначают
профессии, социальную принадлежность, место жительства» (Википедия).
Лингвист Максим Кронгауз:
«Последнее время в социальных сетях постоянно возникают конфликты, а иногда и
скандалы по поводу слов, называющих женщин. Тем не менее, есть часть
феминисток, которые считают, что для каждого обозначения человека должно быть
парное — в женском роде. Вот я позволил себе странное высказывание,
противопоставил человека и женщину. Но действительно часто слова мужского рода
обозначают человека вообще: и мужчину, и женщину. Например, когда мы говорим
«шофёр» или «генерал», мы можем иметь в виду человека любого пола. Если
возникает слово женского рода (например, «шофёрша»), то, разумеется, оно
обозначает только женщину и противопоставлено не мужчине, а именно человеку. Но
это уже лингвистические нюансы». https://tass.ru/lyudi-i-veschi/6820376
Что
такое феминизм?
Философ
Кирилл Мартынов:
«Феминизм — это явление, которое можно рассматривать как минимум
с двух сторон. Во-первых, это политическое движение, связанное
с борьбой женщин за равноправие. Именно этот аспект часто
ассоциируется с классическим феминизмом, в частности с движением
суфражисток, которые требовали предоставить женщинам право голоса
на выборах. Во-вторых, феминизм — это интеллектуальное движение,
по сути, течение в философии, которое по своему содержанию
и аргументации гораздо более разнообразно, чем классический политический
феминизм». https://postnauka.ru/faq/44150
V этап урока.
2.Анализ
текста. Фронтальная работа.
А.Жанр
рассказа. Докажите, что «Лузерка» является рассказом, а не повестью.
Одно событие. Минимум героев. Экономия
всех художественных средств.
Б.Сюжет.
Найдём элементы сюжета.
Завязка: «Рома и Коля сидели в баре
модного московского фитнес-центра «Марабу». Они ждали своего друга Васю.
Развитие
действия: счастливые Рома и Коля обсуждали ужасную семейную жизнь Васи, несчастный
Вася пришёл.
Кульминация:
«Под глазом у Васи расплывался небольшой, но вполне однозначный синяк». Жена -
лузерка бьёт красивого и умного мужа.
Падение
действия: Вася ушёл, Рома и Коля обсуждают положение Васи в семье.
Развязка:
«Возьму еще двойной эспрессо!»
В.Внесюжетные
элементы. Назовите их.
Ретроспективный внесюжетный элемент:
описание мира, в котором живут герои. Муж, жена, дети. Характеристика семьи.
Задание:
1 ряд – семья Ромы, 2 ряд – семья Коли, 3 ряд – семья Васи.
Семья
|
Жена
|
Муж
|
Дети
|
Семья
1
|
Без
имени.
Вице-президентка
компании «МосМетроПасс».
Она
очень хорошо зарабатывала и полностью обеспечивала своих мужа и ребёнка.
|
Рома
|
Без
имени.
Один
приёмный ребенок, палестинской национальности. Пол?
|
Семья
2
|
Маша.
Директорка
ИТЭК, «Института трансазиатских энергетических коммуникаций».
Она
очень хорошо зарабатывала и полностью обеспечивала своих мужа и детей.
|
Коля
|
Без
имени.
Трое
детей, усыновленных из Филиппин. Пол?
|
Семья
3
|
Обыкновенная менеджерка в какой-то зачуханной
торговой фирме,
с очень скромной зарплатой и средненькой квартиркой
|
Вася.
Красавец
и умник.
|
Без
имени.
Двое
детей, оба креолы из Эквадора, кровные братья. Один школьник, другой на
первом курсе. Закомплексованные и травмированные из-за устаревших гаджетов.
|
Почему так скудно?
Г.Хронотоп
(время и пространство текста).
Недалёкое будущее. Москва. Рома и Коля
сидели в баре модного московского фитнес-центра «Марабу».
Д.Форма
повествования.
Повествование ведётся от 3 лица.
Используется также несобственно-прямая речь (фрагменты повествования, которые
передают точку зрения персонажа, а не повествователя). «Ясное дело – Васина
жена была обыкновенная менеджерка в какой-то зачуханной торговой фирме, с очень
скромной зарплатой и средненькой квартиркой. Даже непонятно, как она смогла
уговорить в мужья такого красавца и умника, как Вася. Да еще и двоих детей
завести. И вот теперь ребята были травмированы из-за того, что у них всегда –
устаревшие гаджеты и в ноябре – футболки октябрьской коллекции, а то и
сентябрьской, вообще позор» (точка зрения Коли). «Он стал сбивчиво объяснять,
что младший парень в школе посеял планшет, пришлось ехать, помогать искать –
вот поэтому он и опоздал» (точка зрения Васи).
Е.Система
персонажей.
Сколько героев? Почему нет женщин?
В
рассказе три героя, мужчины; женщины только упоминаются в речи повествователя и
персонажей. Это и понятно, женщины трудятся не покладая рук. Кстати, известно
имя одной жены из трёх. Нет нормативного героя.
Ж. Сильные
позиции текста.
Название: «Лузерка», то есть женщина –
неудачница (с точки зрения мужского персонажа).
Первое
предложение: «Рома и Коля сидели в баре модного московского фитнес-центра
«Марабу». Мужчины без женщин проводят время в дорогом фитнес-центре.
Финал
рассказа: «Говорят, портит кожу лица, - задумчиво предостерег Рома. Плевать! Что я, не мужик? – и Коля махнул
рукой бармену». Коля мужественно заказывает двойной эспрессо, подвергая кожу
лица опасности.
Лексические
повторы. Лузерка – 5 раз (только в речи Коли), кофе – 3 раза, мужик – 2 раза,
баба – 2 раза.
VI этап урока.
3.Беседа итоговая.
А. Определите тему рассказа.
Жизнь в мире
победившего радикального феминизма.
Б.
Охарактеризуйте этот мир.
Мир недалёкого будущего. Антиутопия?
Матриархат? Мечта феминистов и феминисток?
Роли поменялись: женщины работают, мужчины отдыхают и тратят деньги жён,
Детей рожать совсем не модно, но иметь надо, поэтому их усыновляют из бедных
стран. Устаревшие гаджеты, футболки в ноябре октябрьской коллекции – позор.
Жена, обыкновенная менеджерка, со скромной зарплатой и средненькой квартиркой –
лузерка. «Вообще баба, которая не может
обеспечить мужика, – это не баба!»
Чего нет в этом мире? А где же любовь? В
чём счастье в этом мире без любви?
В.Мужские
занятия в таком будущем каковы?
Фитнес-центр «Марабу», бар,
декофеинированный латте на кокосовом молоке, двойной эспрессо, беседы с
друзьями, обсуждение личной жизни.
Бытовое насилие: синяк под глазом Васи. Удар, в чём уверены друзья,
нанесла жена, та самая лузерка.
Г.
Какова речь мужчин?
Мужская речь
напоминает речь современных женщин. Так Драгунский издевательски описывает мир
феминистического будущего. «Сказать, что он должен уходить от этой лузерки. Тут
мы переодевались, я глянул на его трусы и майку - стыдно смотреть. Вообще баба,
которая не может обеспечить мужика, – это не баба! Вот ведь горе какое! Вымещают свои проблемы на тех, кто не может
дать сдачи! Бежать ему надо, бежать! Детей в охапку, и ноги! Я всё Маше
расскажу. Прямо сегодня вечером. Попрошу, она даст денег, чтоб ему снять
квартиру на первое время…»
Д. Что скажете о воспитании детей?
«И вот теперь ребята были травмированы
из-за того, что у них всегда – устаревшие гаджеты и в ноябре – футболки
октябрьской коллекции, а то и сентябрьской, вообще позор». Детей «травмируют»
устаревшие гаджеты и футболки прошлых коллекций! За что же тогда любят и
уважают родителей? Слово любовь нигде не прозвучало, хотя есть «счастливы».
Значит, любить не обязательно, чтобы быть счастливым в семейной жизни? Дети
счастливы без любви и уважения к родителям, если есть гаджеты и модные
трендовые шмотки.
Е. Ирония
авторская в финале очевидна. Докажите это.
«Я прямо разволновался. Друг на глазах погибает!
Возьму еще двойной эспрессо!
- Говорят, портит кожу лица, - задумчиво предостерег Рома.
- Плевать! Что я, не мужик? – и Коля махнул рукой бармену».
- Говорят, портит кожу лица, - задумчиво предостерег Рома.
- Плевать! Что я, не мужик? – и Коля махнул рукой бармену».
А может,
писатель высмеивает не только будущее?
VII этап урока.
4.Какова
авторская позиция в рассказе?
Виды
информации в рассказе. Фронтальная работа.
Виды
информации в художественном тексте
Фактуальная
(фабула)
|
Концептуальная
(концепция)
|
Подтекстовая
(подтекст)
|
Факты, события, место и время действия
(фабула). Передаётся пересказом текста.
|
Система взглядов автора на жизнь, его
мировоззрение (концепт, идея, главная мысль).
У разных читателей разная информация.
|
Скрытый смысл, который передаётся с
помощью порядка слов, интонации, языковых средств
(подтекст).
И.Гальперин
|
Фактуальная
информация. В недалёком будущем в Москве счастливые
неработающие Рома и Коля отдыхают в баре фитнес-центра. Их жёны занимают важные
должности, обеспечивают семью. Дети приёмные из бедных стран, рожать не модно.
Появляется несчастливый друг Вася с синяком. Его избила, видимо, жена, обыкновенная
менеджерка в какой-то зачуханной торговой фирме. Рома и Коля обсуждают семейную
жизнь друга, сочувствуют ему.
Концептуальная
информация. Хорошо,
что такой феминистический мир – это мир не нашего будущего. Мы его, слава богу,
не увидим.
Подтекстовая
информация. Рома, Коля, Вася из будущего
отвратительны, но и современные Даша, Аня, Лиза, живущие за чужой счёт,
неприятны.
VIII этап
урока.
5. Прочитайте
слова Драгунского. Докажите их истинность.
«В малой форме сказать можно
больше. К тому же я люблю ясность. Практически во всех моих текстах есть
какая-то фабула, какой-то занятный сюжетный ход. В них постоянно что-то
происходит, в середине случаются невероятные перестановки, а к концу все
меняется местами» (Денис Драгунский).
IX этап урока.
Рефлексия учебной деятельности.
Оцените себя и свой класс.
X этап урока. Домашнее задание.
Сочинение
1.
Чичиков в мире победившего феминизма.
2.
Двадцать лет спустя. Я и мои друзья в 2040 году.
2 комментария:
Спасибо Огромное !!!!
Рада, что пригодился материал.
Отправить комментарий