среда, 11 марта 2020 г.

Изготовление читателя и борьба с ним. Об учебниках литературного чтения и литературы

http://old.russ.ru/journal/odna_8/98-05-30/david.htm
Что все мы изучали в школе на уроках литературы? Вопрос не простой и далеко не праздный. Вспомните, как строилась, например, "Родная речь", учебник для начальных классов. Хаотичный набор научно-популярных и художественных текстов самого разного уровня, объединенных по календарному принципу или приуроченных к праздничным датам (весна - стихотворение о весне, рассказ о бегущих ручейках или другой пошлятине в том же роде и поучительная заметка о детстве Володи Ульянова). Дальше - больше. В средних и старших классах литература по вполне понятным причинам превращалась в иллюстрацию к марксистско-ленинской идеологии, своего рода приложение к штудиям по истории борьбы угнетенных за свои права. Не важно, что вы думаете об этой борьбе, но согласитесь, прямого отношения к литературе она не имеет. Попутно детям старались привить любовь к родине, природе, основы коммунистической и общечеловеческой этики. Что-то положительное было даже в коммунистической этике - но, повторюсь, при чем тут литература? Те, кто поступал в гуманитарные вузы, узнавали (если везло с преподавателями) о возможности другого отношения к словесности. Все прочие, среди которых было немало влюбленных в книгу читателей, оставались в мире литературы неподготовленными варварами.
Очевидно, ситуация должна была поменяться, когда гуманитарные науки перестали - по крайней мере, в теории - быть территорией идеологии. "Новой России - новые учебники!" - помните этот оптимистичный лозунг? Было время, когда казалось, что достаточно включить в школьную программу Ахматову и Пастернака, и все само собой переменится. А первоклассники пусть по-прежнему читают весенние рассказики о детстве Володи Ульянова, - в детстве Володя не делал ничего предосудительного. При всей своей наивности эта позиция и сейчас самая популярная в среде учителей. Но есть и попытки (реальные и номинальные) изменить методику.
В течение нескольких лет сотрудники РГГУ Натан Давыдович Тамарченко и Людмила Евгеньевна Стрельцова работали над двумя сериями новых учебников по литературе - для начальной и средней школы. Первая практически готова, работа над второй еще ведется. Задуманы также учебники для старшеклассников.
Читать далее...

Комментариев нет: