воскресенье, 25 октября 2020 г.

Школа – это место, в котором происходит вторжение в частную жизнь и детей, и родителей, и педагогов

 http://ug.ru/shkola-i-chastnaya-zhizn-uchenikov/

Карпенко Кирилл Евгеньевич.
Домой нельзя
Еще одно одиозное пренебрежение к приватности обучающихся заключается в стремлении педагогических работников пойти домой к некоторым ученикам и посмотреть, как они живут. Откуда у учителей идея, что они вправе идти домой к ученику и собирать сведения о частной жизни его семьи?
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не наделяет ни образовательную организацию, ни педагогических работников правом проводить оценку материально-бытовых условий жизни обучающихся. Даже если сами обучающиеся и их родители согласны, педагог не имеет на это права.
Согласно статье 3 Жилищного кодекса жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
Орган опеки
Что делать, если педагогу стало известно об угрозе благополучию ребенка в семье? Согласно статье 122 Семейного кодекса РФ должностные лица образовательных организаций, располагающие сведениями об угрозе благополучию ребенка, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства по месту фактического нахождения детей.
Орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.
То есть даже если педагогу известно, что дома есть угроза для ребенка, педагог не имеет полномочий туда идти и собирать сведения. Такие полномочия есть у органа опеки. Педагог обязан лишь передать информацию в орган опеки.

http://ug.ru/chastnaya-zhizn-uchitelej/
Важнейшим элементом права на приватность является отделение частной и общественной жизни. Например, учителя русского языка и литературы Татьяну Кувшинникову из Барнаула попросили уволиться из-за фото в купальнике, которое она сама разместила в Интернете. Факт фото в купальнике и работа учителя вообще не должны связываться друг с другом.
С защитой частной жизни учителей две проблемы. Во-первых, педагоги часто сами не видят границ личной и деловой жизни, поэтому никак не препятствуют их нарушению или даже охотно помогают нарушить свою собственную приватность. Во-вторых, педагоги не умеют защищать свои границы, даже когда видят их нарушение.
Недавно администрация моей школы попросила всех педагогов предоставить информацию, намеревается ли сотрудник покидать пределы Красноярского края летом, во время отпуска. Многие безропотно сразу сообщили такие сведения.
Согласно статье 152.2 Гражданского кодекса РФ не допускаются без согласия гражданина сбор, хранение, распространение и использование любой информации о месте его пребывания или жительства.
Я сообщать о месте проведения своего отпуска не стал, потому что этот вопрос относится к моей частной жизни. Вопрос о месте моего пребывания никак не связан с трудовыми отношениями.
Вопрос не в том, насколько ценна эта информация и трудно ли ее предоставить. Проблема в самом факте постановки вопроса. Вопрос о месте проведения отпуска со стороны работодателя так же ненормален, как просьба показать грудь. На каком основании мне задают такие вопросы? Для чего собирается эта информация?
Многим людям, в том числе учителям, не хватает навыка ассертивного поведения. Для развития способности к ассертивности нужно понимать свои ассертивные права.
Ассертивные права
Совместными усилиями психологов и психотерапевтов был составлен билль ассертивных прав:
1. Вы имеете право чувствовать все свои эмоции (включая гнев) и выражать их надлежащим образом.
2. Вы имеете право оценивать свои собственные поступки, мысли и эмоции и брать за них ответственность.
3. Вы имеете право совершать ошибки и нести за них ответственность.
4. Вы имеете право судить, несете ли вы ответственность за решение проблем других людей.
5. Вы имеете право не соответствовать чужим ожиданиям.
6. Вы имеете право изменить свое мнение.
7. Вы имеете право принимать нелогичные решения.
8. Вы имеете право не зависеть от хорошего отношения других людей.
9. Вы имеете право сказать: «Я не знаю».
10. Вы имеете право сказать: «Я не помню».
11. Вы имеете право сказать: «Я не понимаю».
12. Вы имеете право сказать: «Мне все равно».
13. Вы имеете право сказать: «Я не против того, что происходит».
14. Вы имеете право сказать: «Это не ваше дело».
15. Вы имеете право сказать: «Нет».
16. Вы имеете право сказать: «Да».
17. Вы имеете право подумать перед ответом столько времени, сколько вам нужно.
18. Вы имеете право ничего не говорить.
19. Вы имеете право не объяснять и не оправдывать свое поведение.
20. Вы имеете право делать меньше, чем можете.
21. Вы имеете право не соглашаться с другими независимо от их должности и количества.
22. Вы имеете право задавать вопросы.
23. Вы имеете право ответить вопросом на вопрос.
24. Вы имеете право на уважительное отношение.
25. Вы имеете право хорошо относиться к себе, своим действиям и своей жизни.
26. Вы имеете право просить то, что вы хотите или в чем нуждаетесь.
27. Вы имеете право осуществлять любое или все из этих прав без чувства вины.
Про эти ассертивные права нужно понимать, что они предназначены для самообороны в конфликте от очень наглых и агрессивных людей. Они не нужны для повседневного общения с нормальными доброжелательными людьми. Они помогают сохранить уверенность в себе, когда нам задают чудовищно хамские вопросы: «На этой фотографии вы занимаетесь сексом с двумя мужчинами?», «На этой фотографии вы в купальнике? Так учителя одеваются?».

Комментариев нет: