Четвертый сезон о русском языке в школе завершаем выпуском с ответами на ваши вопросы. Авторы «Розенталя и Гильденстерна» Владимир Пахомов и Александр Садиков снова получили в этом сезоне более 150 писем (и почти в каждом по несколько вопросов, спасибо огромное!): о том, что бесит в речи окружающих, о неожиданных ударениях и о странностях школьной программы.
На некоторые вопросы ведущие успели ответить в предыдущих сериях, другие интересные письма попали в этот эпизод. В итоге получился самый длинный выпуск за всю историю подкаста, поэтому, чтобы вам легче было ориентироваться, основные моменты мы отметили таймкодами.
В выпуске:
02:13 Чем лингвистика отличается от филологии?
06:17 Почему в Петербурге шаверма, а в Москве — шаурма?
09:28 Как правильно: в 60-е годы или в 60-х годах?
10:11 В русском языке нет исконных слов на букву «ф». А как же филин?
14:17 Почему сезон о русском языке в школе такой занудный?
17:14 Откуда взялось слово дурында?
17:45 Не пора ли ввести вариативность в орфографии, чтобы жаренный и жареный были равноправными вне зависимости от контекста?
24:00 Лососёвый или лосо́севый?
24:54 Что академическая лингвистика думает об инфостиле Максима Ильяхова?
26:44 Неужели Владимир Пахомов всегда знает ответ на вопрос, как правильно?
28:04 Почему москвичи говорят позже и дрожжи с мягким «ж»? Это все то же старомосковское произношение, как булочная через «ш»?
30:56 Что такое переходность глаголов и почему о ней мало говорят в школе?
33:14 «Звоню по вашему заказу», «что у нас по еде»: что случилось с предлогом «по»?
36:35 «В духовку на пять тире десять минут»: как тире пролезло в устную речь?
37:49 Культуру печатного текста в массы: надо ли в школе учить ставить правильные кавычки и тире нужной длины?
43:04 Культ воды: зачем в школе заставляют писать сочинения не менее четырех страниц? Зачем нагонять объем, если можно сказать короче?
47:38 Контроль за или контроль над?
49:31 Почему надо склонять Ким Ки Дука (а не Кима Ки Дука)?
50:46 Как сказать о выборах во множественном числе: прошло трое выборов?
52:08 Можно ли говорить безоплатно вместо бесплатно (потому что иначе «бес платит»)?
53:31 Неужели множественное число слова вымя — вымена?
54:26 Корректно ли говорить нежели чем или это избыточность?
55:27 Запахи обязательно слушать или можно просто нюхать и чувствовать?
56:42 Выполняем обещание и отвечаем на письмо Константина от 29 декабря 2019 года: почему у Булгакова в книге мастер (с маленькой буквы), а в словарях и научной литературе — Мастер (с большой)?
59:39 Почему в последнее время обучающиеся вытеснили учащихся? И все-таки что со словом нелицеприятный в значении «неприятный» — уже норма?
01:01:59 Чем кофе на молоке отличается от кофе с молоком?
01:03:51 Когда уже разрешат употреблять ихний, это ведь избавит от ненужной омонимии?
01:05:33 Владимира Пахомова уличили в том, что он сказал «первее». Разве можно так говорить?
01:07:15 COVID обрусевает: насколько уместно писать и склонять слово ковид?
🎙 На этом четвертый сезон «Розенталя и Гильденстерна» заканчивается, но не заканчивается сам подкаст. В новогодние каникулы выйдет специальный праздничный эпизод, а к весне мы обязательно вернемся с новым сезоном.
Блог Ясинской Светланы Георгиевны, учителя русского языка и литературы МАОУ "СОШ №22" Череповца Вологодской области. 11 мая 2010
- Главная страница
- День за днём
- Мои эссе и рецензии
- Мой анализ текста
- Мои методические разработки
- Моя книжная полка
- Моя поэтическая антология
- Моя научно-методическая полка
- Мой читальный зал
- Мой кинозал
- Полезные сайты
- Интересные блоги
- ОГЭ по русскому языку
- Итоговое собеседование в 9 классе
- ОГЭ по литературе
- ЕГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по литературе
- Итоговое сочинение в 11 классе
- Нормативные документы для учителя
- Рабочие программы
- ФГОС
- Образовательные сетевые проекты
- Олимпиады
- Проектная деятельность
- ВПР
- НИКО
- Аттестация
- Родной язык (русский)
- Родная литература (русская)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий