Книгу можно купить здесь https://author.today/u/eshalashov/works
Рецензия на книгу Евгения Шалашова «Дракон в болоте. Сказки»
- Хоть и дракон, но нельзя беззащитного добивать.
- Не по-людски беззащитную скотину убивать.
Может, он последний такой?
Е.В. Шалашов
«Леший, замшелый, как старый пень, был зол как сто собак…вчера вечером мелкие противные игоши стащили у кузнеца «чеснок» - металлические шипы…разложили железки на любимой тропке старого лешака. Леший орал так, что разбежались все окрестные русалки…а игоши убрались под защиту матушки – старой безмозглой кикиморы из Тухлого болотца». Так начинается остроумная и смешная сказка «Чёрный след». Она открывает книгу Евгения Васильевича Шалашова «Дракон в болоте. Сказки» (Череповец, Окраина, 2020). Всего 10 сказок в этом издании. В сказках создан фантастический мир, в котором живут персонажи славянской (и не только) мифологии, герои фэнтези, древнерусские люди (словене) и реальные животные. Все герои связаны друг с другом, они дружат, враждуют, помогают, вредят. Например, анчутка собирает на болоте прошлогодние змеиные шкурки и делает из них приворотное зелье для девок. Старый домовой рассказывает сказки людям (домовой пропадает после гибели хозяина в бою с вурдалаками), новый домовёнок любит слушать, как Ждан читает книги, развивает свой кругозор. «Домовёнок, пришлёпывая босыми пятками, словно утёнок лапами, бодренько приткнулся к боку хозяина и засопел. Следом за ним мягко прошелестел его лепший друг – рыжий кот Узя и приткнулся с другого бока. – Вслух читать? – усмехнулся Ждан». Ждан любит не только книги, но и перловую кашу с мясом.
Княжеская дружина сражается с вурдалаками и другими племенами. Мужчины и нежить используют в бою меч, лук с бронебойными стрелами, нож, арбалет. Погибшего княжеского дружинника сжигают на погребальном костре.
Самый авторитетный житель деревни - кузнец Вукша, дом и кузница которого стоят за частоколом поселения. Он не только мастер кузнечного дела, но и ведун (волшебник). А ещё и переводчик с языка эллинов, Вукша владеет греческим и латынью. Читатель даже узнает в деталях, как изготовить кольчугу.
Жители села с увлечением читают. «Бабам нравились книги вроде «Одна в лесу» или «Курочка среди петушков», мужики предпочитали «Свирепых вурдалаков» да «Тайны заброшенной полуземлянки», а Ждан предпочитал про приключения и путешествия». Молодой хозяин читал коту и домовому мифы Древней Греции. Книги писали «нарочитые люди» в других странах, поэтому «стоила такая книжица, как стельная корова» (что-то очень знакомое). Как видите, ироничный и весёлый автор создал сказки не только для детей, но и для детей изрядного возраста.
Сказка «Дракон в болоте» юмористическая и немного печальная. Кажется, это и пародия на жанр фэнтези. Южный, видимо, дракон прилетел издалека, «съел пару бестолковых коров и спалил пару скирд сена», а потом сел в болото. «И засосало его болото аж по самую шею. Лапы и крылья в воде. Из болотной тины торчит глупая голова и печальными глазами смотрит на окружающий мир. Бедолагу сдавило со всех сторон и упорно тянуло на дно». Дракон в этом мире чужой. Если вы вспомнили фильм Ридли Скотта «Чужой» (1979), не пугайтесь! Он не чужой из хоррора, а чужой из фэнтези. Все местные свои, то есть люди и мифологическая нежить, стали готовиться к обороне. «Дракон был профессионалом. Он подождал, пока неприятель не подойдёт ближе, и дохнул…Понеся потери, армия леших и игошей отступила…решили ждать полуночи, когда подтянутся упыри с арбалетами». Мужики из деревни в доспехах и с оружием тоже направились к болоту. Но холод болота лишил дракона его огненных способностей, «дракон прижал уши и закрыл глаза». Я с трудом сдержала слёзы: прямо какой-то котёнок. Мужики пожалели «беззащитную скотину»! Дружина ухитрилась вытащить Змея Горыныча из болота, зверь оклемался и улетел. Ящер оказался благодарным чужим: он вернулся с двумя коровами, поставил их, помахал крыльями и улетел. А в сказке «Нападение овчеров» дракон с огромным медведем и другими чудовищами помог людям в сражении с бродячим племенем. Сразу вспомнила «Игру престолов» с драконами и «Тёмные начала» с медведями.
В сказке «Ярмарка» несколько мужиков отправляются на Лежу, где собрались купцы из разных стран, в том числе из Греции. Эллины торговали солью, стеклянными и серебряными бусами (намёк понят читателем), толстобрюхими горшками с узкими горлышками. «Дальше располагались нурманны». (Норманны те самые, помним Рюрика). «Вокруг костра сидели узкоглазые люди в меховой одежде» - терфины, которые торговали бивнями мамонта и моржовыми клыками. Мужики с удивлением разглядывали длинноногого коня с большим горбом, смуглолицых людей, которые плевались огнём, голую девку, заплетавшую ноги в узел. Эпизод трех кулачных боёв мужиков с греками хорош. Конечно, наши победили и задёшево купили дорогущую соль.
Последняя сказка «Русалка» о любви. Ждан влюбился в русалку! Мать забила тревогу: «Влюбиться в русалку – всё равно что в покойницу». Ждан и возлюбленная сами понимали, что у них нет будущего. «Русалка прощаться не вышла».
Повествование в сказках ведётся от 3 лица, но иногда сбивается на 1 лицо, как будто историю рассказывает остроумный повествователь, живущий среди этих героев и имеющий машинку времени: например, ему известно о «Вискасе». Кроме того, в сказках есть и авторские отступления: «Писатели (от Николая Васильевича и до вашего покорного слуги) пишут о вещах менее наукообразных, но куда более интересных». И даже аллюзии и реминисценции: «Все ярмарки похожи друг на друга, но нет ни одной одинаковой». Обнаружила также удачные авторские неологизмы: доброжил (вероятно, добрый домовой), сомюшня (сом + конюшня).
Хронотоп, конечно, сказочный. Пространство этого мира включает в себя болота, леса, деревни, сёла, поля, реки, город. Время, наверное, мифологическое. Автор утверждает, что Америку ещё не открыли, о картошке не знали. Как в волшебной народной сказке, так и в сказках Шалашова существуют два мира: мир живых (люди, реальные животные) и мир мёртвых (русалки, леший, водяной, вурдалак и так далее). О структуре волшебной сказки читайте в трудах Владимира Проппа.
Героев книги Е.В. Шалашова, мне кажется, можно распределить на три группы.
1. Персонажи славянской мифологии. Обратимся к фундаментальному изданию «Славянская мифология. Энциклопедический словарь» (под ред. С.М. Толстой). Там есть словарные статьи (или упоминания) о таких героях книги: домовом, лешем, русалке, кузнеце, кикиморе, гуменнике, овиннике, водяном, вампире (вурдалаке, упыре). Статей об игоше и анчутке нет в энциклопедии, но о них упоминают в других научно-популярных книгах. Игоша - фантастическое существо, соединяющее черты лешего и домового; безрукий и безногий урод; мертворожденный младенец; дух умершего без крещения. По поверьям, мертворожденные, как и скончавшиеся без крещения младенцы, продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных закапывали в подполье или близ избы). Такие умершие могут становиться духами дома. Анчутка - злой дух, бесенок, который живет в болоте, имеет крылья. Помощник водяников и болотников, пугает прохожих. Как и всякая нечисть, кривой на левую ногу. Этот хромой чертенок, согласно народным преданиям, вылупливается из куриного сноска — маленького яйца.
Кроме того, герои читают книги, в которых рассказывается о персонажах античной мифологии. О хитроумном Улиссе, Диомеде, Аполлоне, Нарциссе, троянцах, прекрасной Елене, «хотя и довольно-таки старенькой».
2. Персонаж фэнтези (сочетание фантастики и сказки) - дракон. Думаю, что фэнтези Шалашова юмористическое и даже пародийное. Оставлю дракона в разделе фэнтезийном, хотя в мифологии он тоже есть. Например, у славян был Змей Горыныч.
3. Люди, живущие в деревне: холостой парень Ждан, его мать, его сестра Млашка, кузнец Вукша, мальчишка Волчонок, вдовая баба Тутоша, князь Елень, Брясло, старый Яромир, вождь Ярослав, Змеелюб, пастух дед Славун…
Книга заканчивается такой фразой: «Но это уже будет другая история». Теперь буду ждать других сказочных историй Евгения Васильевича.Источники
1. «Славянская мифология. Энциклопедический словарь». Под редакцией С.М. Толстой.
2. «Книгарня. (книжные полки по истории мифологии славян в азбучном порядке)». Личный сайт Владимира Кокорина https://www.sites.google.com/site/kokorinva/Home
3. «Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах». Под редакцией С. А. Токарева.
4. «Анатомия драконов». https://masterok.livejournal.com/1188608.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий