воскресенье, 15 августа 2021 г.

Мои эссе. Рецензия на книгу Евгения Шалашова «Дракон в болоте. Сказки»

                                                Книгу можно купить здесь https://author.today/u/eshalashov/works

Рецензия на книгу Евгения Шалашова «Дракон в болоте. Сказки»
- Хоть и дракон, но нельзя беззащитного добивать.
- Не по-людски беззащитную скотину убивать.
Может, он последний такой?
Е.В. Шалашов
    «Леший, замшелый, как старый пень, был зол как сто собак…вчера вечером мелкие противные игоши стащили у кузнеца «чеснок» - металлические шипы…разложили железки на любимой тропке старого лешака. Леший орал так, что разбежались все окрестные русалки…а игоши убрались под защиту матушки – старой безмозглой кикиморы из Тухлого болотца». Так начинается остроумная и смешная сказка «Чёрный след». Она открывает книгу Евгения Васильевича Шалашова «Дракон в болоте. Сказки» (Череповец, Окраина, 2020). Всего 10 сказок в этом издании.
      В сказках создан фантастический мир, в котором живут персонажи славянской (и не только) мифологии, герои фэнтези, древнерусские люди (словене) и реальные животные. Все герои связаны друг с другом, они дружат, враждуют, помогают, вредят. Например, анчутка собирает на болоте прошлогодние змеиные шкурки и делает из них приворотное зелье для девок. Старый домовой рассказывает сказки людям (домовой пропадает после гибели хозяина в бою с вурдалаками), новый домовёнок любит слушать, как Ждан читает книги, развивает свой кругозор. «Домовёнок, пришлёпывая босыми пятками, словно утёнок лапами, бодренько приткнулся к боку хозяина и засопел. Следом за ним мягко прошелестел его лепший друг – рыжий кот Узя и приткнулся с другого бока. – Вслух читать? – усмехнулся Ждан». Ждан любит не только книги, но и перловую кашу с мясом.
     Княжеская дружина сражается с вурдалаками и другими племенами. Мужчины и нежить используют в бою меч, лук с бронебойными стрелами, нож, арбалет. Погибшего княжеского дружинника сжигают на погребальном костре.
      Самый авторитетный житель деревни - кузнец Вукша, дом и кузница которого стоят за частоколом поселения. Он не только мастер кузнечного дела, но и ведун (волшебник). А ещё и переводчик с языка эллинов, Вукша владеет греческим и латынью. Читатель даже узнает в деталях, как изготовить кольчугу.
     Жители села с увлечением читают. «Бабам нравились книги вроде «Одна в лесу» или «Курочка среди петушков», мужики предпочитали «Свирепых вурдалаков» да «Тайны заброшенной полуземлянки», а Ждан предпочитал про приключения и путешествия». Молодой хозяин читал коту и домовому мифы Древней Греции. Книги писали «нарочитые люди» в других странах, поэтому «стоила такая книжица, как стельная корова» (что-то очень знакомое). Как видите, ироничный и весёлый автор создал сказки не только для детей, но и для детей изрядного возраста.
     Сказка «Дракон в болоте» юмористическая и немного печальная. Кажется, это и пародия на жанр фэнтези. Южный, видимо, дракон прилетел издалека, «съел пару бестолковых коров и спалил пару скирд сена», а потом сел в болото. «И засосало его болото аж по самую шею. Лапы и крылья в воде. Из болотной тины торчит глупая голова и печальными глазами смотрит на окружающий мир. Бедолагу сдавило со всех сторон и упорно тянуло на дно». Дракон в этом мире чужой. Если вы вспомнили фильм Ридли Скотта «Чужой» (1979), не пугайтесь! Он не чужой из хоррора, а чужой из фэнтези. Все местные свои, то есть люди и мифологическая нежить, стали готовиться к обороне. «Дракон был профессионалом. Он подождал, пока неприятель не подойдёт ближе, и дохнул…Понеся потери, армия леших и игошей отступила…решили ждать полуночи, когда подтянутся упыри с арбалетами». Мужики из деревни в доспехах и с оружием тоже направились к болоту. Но холод болота лишил дракона его огненных способностей, «дракон прижал уши и закрыл глаза». Я с трудом сдержала слёзы: прямо какой-то котёнок. Мужики пожалели «беззащитную скотину»! Дружина ухитрилась вытащить Змея Горыныча из болота, зверь оклемался и улетел. Ящер оказался благодарным чужим: он вернулся с двумя коровами, поставил их, помахал крыльями и улетел. А в сказке «Нападение овчеров» дракон с огромным медведем и другими чудовищами помог людям в сражении с бродячим племенем. Сразу вспомнила «Игру престолов» с драконами и «Тёмные начала» с медведями.
       В сказке «Ярмарка» несколько мужиков отправляются на Лежу, где собрались купцы из разных стран, в том числе из Греции. Эллины торговали солью, стеклянными и серебряными бусами (намёк понят читателем), толстобрюхими горшками с узкими горлышками. «Дальше располагались нурманны». (Норманны те самые, помним Рюрика). «Вокруг костра сидели узкоглазые люди в меховой одежде» - терфины, которые торговали бивнями мамонта и моржовыми клыками. Мужики с удивлением разглядывали длинноногого коня с большим горбом, смуглолицых людей, которые плевались огнём, голую девку, заплетавшую ноги в узел. Эпизод трех кулачных боёв мужиков с греками хорош. Конечно, наши победили и задёшево купили дорогущую соль.
    Последняя сказка «Русалка» о любви. Ждан влюбился в русалку! Мать забила тревогу: «Влюбиться в русалку – всё равно что в покойницу». Ждан и возлюбленная сами понимали, что у них нет будущего. «Русалка прощаться не вышла».
     Повествование в сказках ведётся от 3 лица, но иногда сбивается на 1 лицо, как будто историю рассказывает остроумный повествователь, живущий среди этих героев и имеющий машинку времени: например, ему известно о «Вискасе». Кроме того, в сказках есть и авторские отступления: «Писатели (от Николая Васильевича и до вашего покорного слуги) пишут о вещах менее наукообразных, но куда более интересных». И даже аллюзии и реминисценции: «Все ярмарки похожи друг на друга, но нет ни одной одинаковой». Обнаружила также удачные авторские неологизмы: доброжил (вероятно, добрый домовой), сомюшня (сом + конюшня).
     Хронотоп, конечно, сказочный. Пространство этого мира включает в себя болота, леса, деревни, сёла, поля, реки, город. Время, наверное, мифологическое. Автор утверждает, что Америку ещё не открыли, о картошке не знали. Как в волшебной народной сказке, так и в сказках Шалашова существуют два мира: мир живых (люди, реальные животные) и мир мёртвых (русалки, леший, водяной, вурдалак и так далее). О структуре волшебной сказки читайте в трудах Владимира Проппа.
      Героев книги Е.В. Шалашова, мне кажется, можно распределить на три группы.
     1. Персонажи славянской мифологии. Обратимся к фундаментальному изданию «Славянская мифология. Энциклопедический словарь» (под ред. С.М. Толстой). Там есть словарные статьи (или упоминания) о таких героях книги: домовом, лешем, русалке, кузнеце, кикиморе, гуменнике, овиннике, водяном, вампире (вурдалаке, упыре). Статей об игоше и анчутке нет в энциклопедии, но о них упоминают в других научно-популярных книгах. Игоша - фантастическое существо, соединяющее черты лешего и домового; безрукий и безногий урод; мертворожденный младенец; дух умершего без крещения. По поверьям, мертворожденные, как и скончавшиеся без крещения младенцы, продолжают невидимо жить (и даже расти) там, где они похоронены, или в своем доме (достаточно часто мертворожденных закапывали в подполье или близ избы). Такие умершие могут становиться духами дома. Анчутка - злой дух, бесенок, который живет в болоте, имеет крылья. Помощник водяников и болотников, пугает прохожих. Как и всякая нечисть, кривой на левую ногу. Этот хромой чертенок, согласно народным преданиям, вылупливается из куриного сноска — маленького яйца.
       Кроме того, герои читают книги, в которых рассказывается о персонажах античной мифологии. О хитроумном Улиссе, Диомеде, Аполлоне, Нарциссе, троянцах, прекрасной Елене, «хотя и довольно-таки старенькой».
      2. Персонаж фэнтези (сочетание фантастики и сказки) - дракон. Думаю, что фэнтези Шалашова юмористическое и даже пародийное. Оставлю дракона в разделе фэнтезийном, хотя в мифологии он тоже есть. Например, у славян был Змей Горыныч.
      3. Люди, живущие в деревне: холостой парень Ждан, его мать, его сестра Млашка, кузнец Вукша, мальчишка Волчонок, вдовая баба Тутоша, князь Елень, Брясло, старый Яромир, вождь Ярослав, Змеелюб, пастух дед Славун…
      Книга заканчивается такой фразой: «Но это уже будет другая история». Теперь буду ждать других сказочных историй Евгения Васильевича.

Источники
1. «Славянская мифология. Энциклопедический словарь». Под редакцией С.М. Толстой.
2. «Книгарня. (книжные полки по истории мифологии славян в азбучном порядке)». Личный сайт Владимира Кокорина https://www.sites.google.com/site/kokorinva/Home
3. «Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 томах». Под редакцией С. А. Токарева.
4. «Анатомия драконов». https://masterok.livejournal.com/1188608.html

Комментариев нет: