вторник, 16 июля 2024 г.

Чувствительность мозга к орфографическим ошибкам формируется в подростковом возрасте

 Чувствительность мозга к орфографическим ошибкам формируется в подростковом возрасте. 27 июня 2024

https://gramota.ru/journal/novosti-i-sobytiya/chuvstv..
Орфографическая чувствительность — одно из уникальных человеческих свойств, связанное с восприятием письменной речи. Эта способность позволяет отличать не только слова от случайных наборов букв, но и правильно написанные слова от слов с ошибками.
Чувствительность к орфографическому облику слова начинает формироваться обычно в младшем школьном возрасте, когда дети осваивают письмо. А в каком возрасте реакция на ошибки доводится до автоматизма? Это выяснили специалисты из Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН и НИУ ВШЭ.
Они использовали метод вызванных потенциалов, который позволяет замерять электрическую активность мозга в ответ на определенные стимулы. В данном случае — на предъявление слов с ошибками и без. В исследовании участвовали дети 8–10 лет, подростки 11–14 лет и взрослые 18–39 лет. Каждый из них был носителем русского языка и не имел проблем с правописанием.
Участникам предлагали прочитать два слова на экране и определить, есть ли в них орфографическая ошибка. Одновременно оборудование регистрировало изменения в активности мозга участников через 0,4 и 0,6 секунды после появления слова (отклики в эти интервалы принято называть потенциалами N400 и P600).
Результаты показали, что все группы участников, включая детей в возрасте от 8 до 10 лет, хорошо справлялись с определением правильности написания слов. Даже среди детей 8–10 лет ошибочных ответов в среднем было не более 14% — хотя и больше, чем у подростков и особенно у взрослых.
Интересно, что у детей 8–10 лет вызванные потенциалы (отклики мозга) на правильно написанные слова и слова с ошибками не отличались. По мнению исследователей, это говорит о том, что в младшем школьном возрасте способность распознавать правильное написание только начинает формироваться.
У подростков отклики различались при регистрации потенциала P600, то есть через 0,6 секунды после предъявления стимула. А вот у взрослых различия были в потенциалах N400 и P600 — и через 0,4 секунды, и через 0,6 секунд. Это говорит о том, что автоматическое — почти мгновенное — распознавание ошибок появляется уже во взрослом возрасте.

Комментариев нет: