Отзыв о книге Александра Владимировича Быкова
«Крах дипломатического «Согласия»
Все дороги сейчас ведут в Вологду.
А.В. Быков
Антанта (фр.) – сердечное согласие.
Роман «Крах дипломатического «Согласия» (2017) является первой книгой
«Вологодской исторической Саги». На данный момент издано 6 книг этой
серии, скоро появится седьмая. Автор – вологодский историк, краевед,
писатель, кандидат исторических наук.В предисловии Александр Владимирович рассказывает о том, как появился этот исторический роман. В 2012 году был издан его документально-исторический «Дипломатический корпус». Спустя несколько лет А. Быков на основе некоторых глав данной книги создаёт новое произведение. «Повествование стало более литературным за счёт некоторого ограничения исторической фактологии. В борьбе историка и писателя верх одержал писатель, и теперь новый роман читается не как учебное пособие, написанное с элементами художественного повествования, а как полноценное литературное произведение, имеющее свой замысел, кульминацию и открытый финал».
Первые 50 страниц я прочитала не отрываясь, потом, к сожалению, пришлось оторваться: приходится ходить на работу, готовиться к урокам, читать другие книги и прочая лирика.
Исторический роман начинается (глава 1) с размышлений чернокожего слуги посла Северо-Американских Соединённых Штатов Френсиса: «Сегодня 5 ноября 1917 года… В Европе и Америке уже 18 ноября. Русские всё время опаздывают. Какая огромная и ужасно неорганизованная страна!» Затем Филип Джордан пишет письмо жене своего хозяина о кошмарах революции: «В прошлый вторник отряды каких-то большевиков захватили город. Это нечто ужасное. На улицах полным-полно головорезов и разбойников всех типов…»
По Петрограду слуга американского посла разъезжал на форде. Дворников на улицах уже нет. На рынках купить можно пока всё, торговцы Джордана уважают: он платит не керенками, а царскими рублями. Но в любой момент могут ворваться красногвардейцы и конфисковать у всех продукты «на дело революции».
Вечером в американском посольстве состоялся фуршет, на который были приглашены сотрудники посольств Антанты, бизнесмены, «бывшие» русские. Гости предрекали быструю смерть большевиков, надеялись на продолжение войны до полной победы и на то, что Россия останется союзницей Антанты.
В главе 3 появляется подпоручик Иван Петрович Смыслов, который приехал с фронта в столицу в декабре 1917 года. Когда-то он учился в Санкт-Петербургском университете на историко-филологическом факультете. Родом из Вологодской губернии. С этим контрреволюционным персонажем будут связаны многие сюжетные перипетии: любовные, шпионские…
Глава 5 – встреча читателя со знаменитой «железной женщиной» Мурой Бенкендорф. Обстоятельства её жизни в 1917-1918 годах заставят молодую вдову стать шпионкой чекиста Петерса.
В финале романа (глава 29) американское посольство уже в Вологде, туда же прибывают французские дипломаты, сербские, итальянские, бельгийские. Английское представительство тоже тут. Француз Нуланс весной 1918 года много фотографировал древнюю Вологду и вёл дневник. «Многочисленные церкви с заснеженными куполами возвышаются над городскими постройками». Бельгийский посланник дал интервью газете «Вологодский листок».
Американский посол Френсис также давал интервью вологодским газетам, в которых «отделил русский народ от большевистской власти», причём первым среди дипломатов Антанты. Френсис назвал Вологду «дипломатической столицей России». Именно здесь «началось противостояние дипломатического корпуса стран Антанты и Советского правительства». «О Вологде заговорили на самом высоком уровне». Впоследствии в США американского посла обвинят в напрасной трате бюджета, лишь в конце 20 века потомки признают его заслуги.
Все иностранные дипломаты, описанные в книге, реально существовали. Автор использовал многочисленные документы и мемуары тех лет.
Книгу А. В. Быкова с удовольствием рекомендую читателям, которые увлечены историей России, историей дипломатии. В любом случае это будет познавательное и увлекательное чтение.
P.S. О дореволюционных дворниках. «Жалование дворника было 20 рублей, очень немного, но в месяц они получали еще столько же от полиции в качестве секретного сотрудника и порядка 30-40 рублей чаевых за «воротное дело», и гораздо больше за молчание в деликатных вопросах. Поэтому до революции дворник -должность почтенная и высокооплачиваемая, туда просто так было не устроиться. Месячный доход дворника был сравним с доходом офицера среднего звена, а на некоторых, особенно «хлебных» участках (министерствах, богатых домах и т.д.), приближался к генеральскому. Дворник мог себе позволить баранью шубу и многое другое, если, конечно, не пил горькую» (А. В. Быков).
Светлана Ясинская
Комментариев нет:
Отправить комментарий