четверг, 17 марта 2011 г.

ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ: НОВЫЕ ПОДХОДЫ


М.Г. Белова,
методист Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования

Вашему вниманию предлагается несколько вариантов планирования по одному классу.
Чем вызвана вариативность? Дело в том, что в связи с публикацией стандарта второго поколения и продолжающимся процессом модернизации образования, в котором мы с вами практически участвуем, происходят и произошли уже серьезные изменения в концепции, содержании, подходах к преподаванию и нашего предмета, который находится, можно даже сказать, в критическом состоянии. В предлагаемых вариантах планирования я попыталась показать несколько новых подходов к преподаванию литературы.
В одном из них акцентирован компонент петербурговедения. Это важно, во-первых, потому, что наша литература почти вся петербургская и это нужно нашим детям ощущать всегда. А, во-вторых, этот урочный компонент может стать и важным компонентом внеклассной работы. А как мы знаем, именно воспитательной, внеклассной работе уделяется очень большое внимание в новом стандарте.
Во втором варианте уделяется внимание разноуровневому подходу к обучению. Поэтому выделены графы «стандартный уровень», «продвинутый уровень». Самая важная графа в этом планировании «формирование универсальных учебных действий (УУД)». Это очень важное положение, отражающее новый подход к обучению в школе. Мы с вами знаем, что таким компетентностям, как написание рефератов, работа с научно-популярным текстом, собирание, структурирование и обработка информации, оформление связных высказываний и многим другим должны обучать в рамках всех школьных предметов. Но ведь и мы тоже! Поэтому в этом варианте акцент делается именно на формирование универсальных учебных действий.
Третий вариант – самый «продвинутый». И хотя в нем только две графы, во второй как раз указаны те универсальные и предметные (то есть относящиеся к нашему предмету) умения, учебные действия, которые могут быть реализованы в процессе обучения. Этот вариант планирования сосредоточивает наше внимание на том, что является главным критерием при аттестации учителей: это наши умения организовать работу учащихся на уроке, активизировать их деятельность, учить их стратегиям самообразования, самоорганизации, 
самокорректировке.        
Скачать варианты планирования здесь 

Комментариев нет: