вторник, 15 марта 2011 г.

Галина Ребель: правила - база для грамотного письма?


Галина Ребель
 Как выучить правила?
В сущности, учитель должен задаться двумя основными вопросами:
  • как научить детей видеть и понимать те закономерности языка, которые превратились в правила?
  • как сделать эти закономерности-правила базой для грамотного письма?
Оба вопроса методического характера. При адекватной методике преподавания ученик практически избавлен от необходимости заучивать правила. Они сами укладываются в сознании, усваиваются и запоминаются в процессе правильно организованной работы. Заучивать придется только исключения из правил. Тут сразу оговоримся, чтобы не создавать лишних иллюзий: знание правил не дает стопроцентной автоматической гарантии грамотности письма. Но незнание их дает почти стопроцентную гарантию безграмотности...
Язык как система требует системной, логичной, убедительной подачи. Это способствует не только развитию грамотности – это способствует развитию мышления в целом, умению видеть закономерности, логику и красоту там, где невежде мерещится непостижимый хаос.
 Почему знание правил не всегда гарантирует грамотность при письме?
Это очень сложный механизм – совмещение новой ситуации с необходимым для ее решения знанием и передача сигнала от мозга к пишущей (печатающей) руке. Скорость и точность этих процессов у разных людей разная. Опытные учителя знают, что сделавший ошибку ребенок легко объяснит ее сам, если обратить его внимание на проблемное место. Умение видеть это проблемное место (орфограмму, пунктограмму) вырабатывается и реализуется у разных людей по-разному, и очень во многом это опять-таки зависит от правильно организованного тренинга на уроках языка. Кроме того, никогда не будет писать грамотно не читающий, неразвитой человек. Он просто не в состоянии правильно идентифицировать языковые единицы, не входящие в его личный лингвистический запас, а соответственно не может приложить к ним правила, даже если знает их.
 В то же время книгочей может оказаться грамотным без знания правил – зрительная память и развитое чтением лингвистическое чутье вырабатывает грамотность как бы поверх учения – как бы, потому что в этом случае языковые закономерности усваиваются просто другим – непосредственным, опытно-интуитивным – способом. Но это исключение, которое только подтверждает правило, гласящее: правила нужно знать. А знание это достигается не зубрежкой, а пониманием тех языковых закономерностей, которыми правила порождены.
Читать статью полностью здесь

Комментариев нет: