Источник
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ В 1913 ГОДУ
Часть первая
Так сформулированная тема притягивает к себе сужающий подзаголовок. Но его нет, поскольку цель нашего исследования заключалась в попытке аналитического обзора всей отечественной стихотворной продукции 1913 года, а говоря скромнее и точнее — всех поэтических книг, вышедших на русском языке в этом году.
Технически предварительный этап работы осуществлялся следующим образом: из известного библиографического справочника Тарасенкова—Турчинского1выбирались позиции, описывающие издания, датированные 1913 годом. Затем эти издания заказывались в Российской государственной библиотеке и прочитывались насквозь. В стихотворениях выявлялись значимые переклички и контрасты. Всего было прочитано 280 книг2; 52 книги, к сожалению, остались для нас недоступными3.
Разумеется, многие стихотворения были написаны куда раньше интересующего нас временного отрезка; зачастую они датируются одним из 1900-х или даже 1890-х годов. Но ведь вполне очевидно, что, будучи собраны в книги, тексты начинают восприниматься по-новому, складываясь в мотивные ансамбли, комментируя и дополняя друг друга. Тем более это справедливо для 1910-х годов с характерным для них восприятием книги стихов как «большой формы». Следовательно, мы имеем полное право считать все стихотворения, включенные в поэтические книги 1913 года, литературными фактами именно этого периода.
Почему был выбран 1913 год? На этот вопрос у нас есть два ответа — ненаучный и (более или менее) научный.
Ненаучный состоит в том, что автору настоящей работы захотелось внимательно вглядеться в лицо русской поэзии, каким оно было ровно сто лет назад: сто — завораживающее, хотя, может быть, ничего особенного и не означающее число.
Претендующий на научность вариант ответа таков: 1913 год стал важной вехой в истории отечественной поэзии ХХ века. В этом году вышли в свет книги стихов Константина Бальмонта, Валерия Брюсова, Ивана Бунина, Спиридона Дрожжина, Василия Каменского, Василия Комаровского, Алексея Крученых, Сергея Клычкова, Николая Клюева, Осипа Мандельштама, Владимира Маяковского, Владимира Нарбута, Игоря Северянина, Велимира Хлебникова, Марины Цветаевой, Вадима Шершеневича и других видных поэтов. В полный голос заявили о себе два главных постсимволистских течения — футуризм и акмеизм; символизм тоже был еще очень силен.
Нужно добавить, что русская литература и печать в целом как раз к этому времени добились небывалой свободы слова, уже в следующем году задохнувшейся в ура-патриотическом угаре Первой мировой войны.
Два круга вопросов, которые будут затронуты далее, связаны с двумя большими темами, поставленными в центр, соответственно, первой и второй частей нашего мини-цикла.
Разработка первой из этих тем — «Поэтический фон русского модернизма» — потребовала от нас не только разделить всех прочитанных стихотворцев на модернистов и не модернистов, но и опознать среди не модернистов тех, кто испытал модернистское влияние. Способ сравнения модернистов с не модернистами был выбран самый простой и ранее нами опробованный4: их книги сопоставлялись друг с другом по ряду формальных параметров5.
Вторая большая тема — «Отражение в поэтических книгах 1913 года специфики жизни России того времени» — спровоцировала нас выделять «остросовременные» фрагменты стихотворений. При этом из поля рассмотрения был сознательно выведен целый ряд мотивов, поскольку они являлись сквозными для русской поэзии в течение очень долгого времени, а не только 1913 года. Вот далеко не полный их перечень: календарная смена времен года, путешествие поэта к морю (чаще всего в Крым или на Кавказ, иногда — за границу), Пасха, Рождество и колокольный звон, сопровождающий эти праздники, ночь на Ивана Купалу, загадка сфинксов... Отметим также, что в некоторых не модернистских поэтических книгах 1913 (но, разумеется, не только 1913) года важное место отводилось стихотворениям, подводившим итоги уходящего года и содержавшим прогнозы на год грядущий6.
НЕОБЯЗАТЕЛЬНОЕ О ГРАФОМАНАХ
Прежде чем перейти к попытке классификации русских поэтов, выпустивших книги стихов в 1913 году, скажем несколько слов о тех из них, кто всегда пребывал в тени своих более талантливых собратьев по перу, — о графоманах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий