Тема урока. Учимся анализировать поэтический текст. В.А. Жуковский «Три путника»
Цель. Формирование умения анализировать поэтический текст.
Образовательные задачи
· Ученики будут учиться анализировать ритмический рисунок, сильные позиции, композицию, хронотоп, языковые особенности стихотворения.
Развивающие задачи
· личностные УУД: уметь выбирать целевые установки для своих действий, принимать решения;
· регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, прогнозировать, осознавать уровень усвоения;
· коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество, строить речевые высказывания;
· знаково-символические УУД: уметь моделировать учебный материал, выделять существенное;
· познавательные (общеучебные) УУД: уметь использовать разные виды чтения; создавать таблицу; владеть средствами самоконтроля; оценивать свою учебную деятельность; определять проблемы собственной учебной деятельности; определять причинно-следственные отношения компонентов объекта; осуществлять перенос зунов в новую ситуацию;
· обогащать и усложнять словарный запас, овладевать выразительными свойствами языка.
Воспитательные задачи
· воспитывать осознание личной значимости учения;
· воспитывать чувство ответственности за свои решения;
· воспитывать познавательную активность;
· формировать умения сотрудничать.
Ход урока
I этап урока. Мотивация учебной деятельности и целеполагание. Этап мотивационный (Гальперин).
Задача этапа: ученики учатся формулировать тему урока, задачу урока, обосновывать её актуальность, определять проблемы собственной учебной деятельности.
В 9 и 11 классах вы будете писать на экзаменах сочинение, связанное с художественными произведениями. Например, на такую тему «В каких стихотворениях русских поэтов раскрывается тема любви? В чём особенность этой темы?» Сможете написать сочинение? Почему? Чтобы написать такое сочинение, нужно также уметь анализировать поэтический текст. Какова наша задача в 8 классе? Учиться анализировать стихотворение и писать сочинение по данному тексту. Запишем тему урока: Учимся анализировать поэтический текст.
II этап урока. Актуализация и пробное учебное действие.
Задача этапа: ученики учатся анализировать ритмический рисунок стихотворения, учатся определять проблемы собственной учебной деятельности.
Раздаётся текст стихотворения Жуковского.
Баллада «Три путника»
В свой край возвратяся из дальней земли,
Три путника в гости к старушке зашли.
«Прими, приюти нас на темную ночь;
Но где же красавица? Где твоя дочь?»
«Принять, приютить вас готова, друзья;
Скончалась красавица дочка моя».
В светлице свеча пред иконой горит:
В светлице красавица в гробе лежит.
И первый поднявший покров гробовой
На мертвую смотрит с унылой душой:
«Ах! если б на свете еще ты жила,
Ты мною б отныне любима была!»
Другой покрывало опять наложил,
И горько заплакал, и взор опустил:
«Ах, милая, милая, ты ль умерла?
Ты мною так долго любима была!»
Но третий опять покрывало поднял
И мертвую в бледны уста целовал:
«Тебя я любил; мне тебя не забыть;
Тебя я и в вечности буду любить!»
Работа в парах или группах. Охарактеризуйте ритмический рисунок стихотворения, то есть метр, размер, рифмовка в строфе, рифма в стихе. (Четырёхстопный амфибрахий, рифмовка парная, рифма в стихе точная-неточная, богатая-бедная, мужская, конечная). Оцените высказывание одноклассника.
Какие трудности возникли? Почему?
III этап урока. Построение проекта решения проблемы и реализация проекта. Этап составления схемы ориентировочной основы действия (Гальперин).
Задача этапа: знакомство с картой – помощницей «Учимся анализировать поэтический текст».
Раздаётся карта – помощница.
Карта-помощница «Учимся анализировать поэтический текст»
I Ритмический рисунок (организация).
Метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).
Размер (количество стоп в строчке, например, пятистопный).
Пиррихий (в стопе только два безударных слога), спондей (в стопе только два ударных слога).
Рифма в стихе (точная-неточная, богатая-бедная, мужская-женская- дактилическая, конечная).
Рифмовка в строфе (аабб – смежная, парная, абаб – перекрёстная, абба – кольцевая, охватная, абвабв, абввба и др.- сплетённая).
II Композиция (построение) текста.
Строфы и стихи.
Микротема каждой части.
Ключевые слова, словесные тематические ряды.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
III Художественные образы и мотивы.
Лирический герой.
IV Художественное время и пространство (хронотоп).
V Языковые уровни текста.
1.Фонетический уровень.
Звукопись. Аллитерация на…(согласные). Ассонанс на…(гласные).
2.Морфемный уровень.
Роль морфем (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
3.Лексический уровень.
Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Цветопись. Эмоциональная окраска. Повторы.
4.Морфологический уровень.
Преобладающие части речи. Предметность, описательность, действенность.
5.Синтаксический уровень.
Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов (инверсия). Роль знаков препинания.
VI Языковые средства художественной изобразительности.
Тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, ирония и т.д.).
Фигуры (обращение, анафора, антитеза, восклицание).
VII Тема и идея текста.
Строим фразы
· Ритмический рисунок создаётся (например, пятистопным ямбом).
· Рифмовка в строфе (например, охватная). Рифма в стихе (например, точная и т.д.).
· Композиция стихотворения состоит из (сколько частей, строф).
· Образ (например, человека) … создают ключевые слова ….
· Словесный ряд … вызывает ощущение (ассоциации) ….
· Лирический герой в первой строфе …, а в последней … .
· Аллитерация на … создаёт ощущение … .
· Ассонанс на … вызывает ассоциации … .
· Повторы слов … усиливают (подчёркивают) … . Противопоставление слов … создаёт …
· Троп (например, эпитет)… используется с целью … .
· Тема этого стихотворения …
· Анализ текста вывел нас к авторской позиции. С точки зрения поэта, … .
Учитель объясняет устройство карты. В карте собрано то, что вы можете найти в стихотворении. Это не схема анализа текста, это опора. Кроме того, в карте есть шаблоны фраз, которые вы используете в своей речи, письменной и устной.
IV этап урока. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися (Гальперин).
Задача этапа: ученики учатся анализировать поэтический текст.
Фронтальная работа. Учитель читает стихотворение Жуковского. Начнём с названия, сильной позиции. Подберём синонимы к слову «путник» (пешеход, турист, путешественник). В чём различие между этими словами? Итак, путник – человек, который долго путешествует пешком. Это предполагает усталость, бедность. В старину люди давали обеты, то есть обещания такого рода: если благополучно родится ребёнок, пройдёт тяжёлая болезнь, то человек совершит паломничество в святое место. Причём обязательно пешком.
На сколько смысловых частей можно разделить текст? (Две, разговор со старушкой, разговор с мёртвой девушкой).
Сколько строф? (10) Сколько стихов в строфе? (2)
Создадим таблицу для облегчения работы. Наблюдения записываем кратко, быстро.
В 1 строфе найдите антитезу, противопоставление (свой-дальней). Назовите слово с уменьшительно-ласкательным суффиксом (старушка). Какое слово тоже вводит значение уютности? (в гости). Сколько предложений? (1).
Во 2 строфе найдите синонимы (прими, приюти). Какую тему они вносят? (домашности). Какие предложения? (два вопросительных).
В 3 строфе слово «друзья» вводит какой смысл? (знакомство). Найдите повтор тематический, сильную позицию (принять, приютить). Что вносит повтор? (близость, уют). Почему точка с запятой, а не обычная запятая? (раздел двух очень разных сообщений). Сколько предложений? (1).
В 4 строфе найдите анафору (в светлице). Назовите однокоренные слова (светлица, свеча). Что вносят эти слова? (добро, тепло). Какое слово в стихотворении и сколько раз повторяется? (красавица – 3 раза). В чём смысл повтора?
В 5 строфе найдём однокоренные слова (гробовой, гроб). Обратите внимание на эпитет, какой? (унылая душа). Подберите синонимы к слову «унылая» (грустная, печальная).
Работа в парах или группах. 5-10 строфы. Каково отношение к мёртвой девушке каждого путника? Найдите различия. Обратите внимание на время и наклонение глаголов. (6 строфа. Время глагола прошедшее, наклонение условное – первый путник не любит девушку, но мог бы в будущем живую полюбить. 8 строфа. Время глагола прошедшее – второй путник любил девушку в прошлом. Повтор (милая – 2 раза). 9 строфа. Повтор 2 раза – мёртвая. Эпитет «бледны уста». 10 строфа. Время глагола будущее – третий путник любит и будет любить вечно. Повтор 3 раза – тебя. Анафора. Однокоренные слова). Оцените высказывание одноклассника.
Фронтальная работа. Выпишем ключевые слова: прими, приюти, красавица, светлица, мёртвая, любима, любить, милая. Какую тему создаёт этот ряд слов? Любовь вечная сильнее смерти.
Попробуем охарактеризовать хронотоп текста.
В чём смысл такого хронотопа? Темы вечности, смерти.
Почему в названии число «три»?
V этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися (Гальперин).
Задача этапа: учатся находить аргументы и примеры в таблице наблюдений, строят фразы, используя шаблоны, определяют проблемы собственной учебной деятельности.
Используя карту, обобщим наши наблюдения о стихотворении Жуковского. См. раздел карты «Строим фразы».
Задание трудное? Почему? Чему надо учиться?
VI этап урока. Рефлексия учебной деятельности.
Задача этапа: учатся владеть средствами самоконтроля; оценивают свою учебную деятельность, определяют проблемы собственной учебной деятельности.
Оцените себя и свой класс. Выберите одну из 3 тем (нашла у коллеги в ФБ) и напишите 2-3 предложения.
«Ну и ну!»
«Здорово!»
«Терпеть не могу!»
VII этап урока. Домашнее задание. Инструкция.
Задача этапа: проинструктировать учеников, как выполнять задание.
1.Письменная работа «Вечная любовь в стихотворениях Батюшкова и Жуковского».
2.Для более сообразительных. Сравнить стихотворения Батюшкова, Жуковского, Бунина.
Иван Бунин
Призраки
Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,
Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.
Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.
Мы в призраки не верим; но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки...
Я им внимал, я слышал их не раз,
Те грустные и сладостные звуки!
1905
Константин Батюшков
Мой гений
О память сердца! ты сильней
Рассудка памяти печальной,
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой – любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон
Литература
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста.- М, 1996.
Цель. Формирование умения анализировать поэтический текст.
Образовательные задачи
· Ученики будут учиться анализировать ритмический рисунок, сильные позиции, композицию, хронотоп, языковые особенности стихотворения.
Развивающие задачи
· личностные УУД: уметь выбирать целевые установки для своих действий, принимать решения;
· регулятивные УУД: уметь ставить учебную задачу, определять последовательность действий, прогнозировать, осознавать уровень усвоения;
· коммуникативные УУД: уметь планировать совместное учебное сотрудничество, строить речевые высказывания;
· знаково-символические УУД: уметь моделировать учебный материал, выделять существенное;
· познавательные (общеучебные) УУД: уметь использовать разные виды чтения; создавать таблицу; владеть средствами самоконтроля; оценивать свою учебную деятельность; определять проблемы собственной учебной деятельности; определять причинно-следственные отношения компонентов объекта; осуществлять перенос зунов в новую ситуацию;
· обогащать и усложнять словарный запас, овладевать выразительными свойствами языка.
Воспитательные задачи
· воспитывать осознание личной значимости учения;
· воспитывать чувство ответственности за свои решения;
· воспитывать познавательную активность;
· формировать умения сотрудничать.
Ход урока
I этап урока. Мотивация учебной деятельности и целеполагание. Этап мотивационный (Гальперин).
Задача этапа: ученики учатся формулировать тему урока, задачу урока, обосновывать её актуальность, определять проблемы собственной учебной деятельности.
В 9 и 11 классах вы будете писать на экзаменах сочинение, связанное с художественными произведениями. Например, на такую тему «В каких стихотворениях русских поэтов раскрывается тема любви? В чём особенность этой темы?» Сможете написать сочинение? Почему? Чтобы написать такое сочинение, нужно также уметь анализировать поэтический текст. Какова наша задача в 8 классе? Учиться анализировать стихотворение и писать сочинение по данному тексту. Запишем тему урока: Учимся анализировать поэтический текст.
II этап урока. Актуализация и пробное учебное действие.
Задача этапа: ученики учатся анализировать ритмический рисунок стихотворения, учатся определять проблемы собственной учебной деятельности.
Раздаётся текст стихотворения Жуковского.
Баллада «Три путника»
В свой край возвратяся из дальней земли,
Три путника в гости к старушке зашли.
«Прими, приюти нас на темную ночь;
Но где же красавица? Где твоя дочь?»
«Принять, приютить вас готова, друзья;
Скончалась красавица дочка моя».
В светлице свеча пред иконой горит:
В светлице красавица в гробе лежит.
И первый поднявший покров гробовой
На мертвую смотрит с унылой душой:
«Ах! если б на свете еще ты жила,
Ты мною б отныне любима была!»
Другой покрывало опять наложил,
И горько заплакал, и взор опустил:
«Ах, милая, милая, ты ль умерла?
Ты мною так долго любима была!»
Но третий опять покрывало поднял
И мертвую в бледны уста целовал:
«Тебя я любил; мне тебя не забыть;
Тебя я и в вечности буду любить!»
Работа в парах или группах. Охарактеризуйте ритмический рисунок стихотворения, то есть метр, размер, рифмовка в строфе, рифма в стихе. (Четырёхстопный амфибрахий, рифмовка парная, рифма в стихе точная-неточная, богатая-бедная, мужская, конечная). Оцените высказывание одноклассника.
Какие трудности возникли? Почему?
III этап урока. Построение проекта решения проблемы и реализация проекта. Этап составления схемы ориентировочной основы действия (Гальперин).
Задача этапа: знакомство с картой – помощницей «Учимся анализировать поэтический текст».
Раздаётся карта – помощница.
Карта-помощница «Учимся анализировать поэтический текст»
I Ритмический рисунок (организация).
Метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).
Размер (количество стоп в строчке, например, пятистопный).
Пиррихий (в стопе только два безударных слога), спондей (в стопе только два ударных слога).
Рифма в стихе (точная-неточная, богатая-бедная, мужская-женская- дактилическая, конечная).
Рифмовка в строфе (аабб – смежная, парная, абаб – перекрёстная, абба – кольцевая, охватная, абвабв, абввба и др.- сплетённая).
II Композиция (построение) текста.
Строфы и стихи.
Микротема каждой части.
Ключевые слова, словесные тематические ряды.
Сильные позиции текста: название, эпиграф, первое и последнее предложения, рифмы, повторы.
III Художественные образы и мотивы.
Лирический герой.
IV Художественное время и пространство (хронотоп).
V Языковые уровни текста.
1.Фонетический уровень.
Звукопись. Аллитерация на…(согласные). Ассонанс на…(гласные).
2.Морфемный уровень.
Роль морфем (например, уменьшительно-ласкательные суффиксы).
3.Лексический уровень.
Слова книжные, разговорные, нейтральные. Синонимы, антонимы. Цветопись. Эмоциональная окраска. Повторы.
4.Морфологический уровень.
Преобладающие части речи. Предметность, описательность, действенность.
5.Синтаксический уровень.
Синтаксические конструкции. Необычный порядок слов (инверсия). Роль знаков препинания.
VI Языковые средства художественной изобразительности.
Тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения, гипербола, литота, ирония и т.д.).
Фигуры (обращение, анафора, антитеза, восклицание).
VII Тема и идея текста.
Строим фразы
· Ритмический рисунок создаётся (например, пятистопным ямбом).
· Рифмовка в строфе (например, охватная). Рифма в стихе (например, точная и т.д.).
· Композиция стихотворения состоит из (сколько частей, строф).
· Образ (например, человека) … создают ключевые слова ….
· Словесный ряд … вызывает ощущение (ассоциации) ….
· Лирический герой в первой строфе …, а в последней … .
· Аллитерация на … создаёт ощущение … .
· Ассонанс на … вызывает ассоциации … .
· Повторы слов … усиливают (подчёркивают) … . Противопоставление слов … создаёт …
· Троп (например, эпитет)… используется с целью … .
· Тема этого стихотворения …
· Анализ текста вывел нас к авторской позиции. С точки зрения поэта, … .
Учитель объясняет устройство карты. В карте собрано то, что вы можете найти в стихотворении. Это не схема анализа текста, это опора. Кроме того, в карте есть шаблоны фраз, которые вы используете в своей речи, письменной и устной.
IV этап урока. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися (Гальперин).
Задача этапа: ученики учатся анализировать поэтический текст.
Фронтальная работа. Учитель читает стихотворение Жуковского. Начнём с названия, сильной позиции. Подберём синонимы к слову «путник» (пешеход, турист, путешественник). В чём различие между этими словами? Итак, путник – человек, который долго путешествует пешком. Это предполагает усталость, бедность. В старину люди давали обеты, то есть обещания такого рода: если благополучно родится ребёнок, пройдёт тяжёлая болезнь, то человек совершит паломничество в святое место. Причём обязательно пешком.
На сколько смысловых частей можно разделить текст? (Две, разговор со старушкой, разговор с мёртвой девушкой).
Сколько строф? (10) Сколько стихов в строфе? (2)
Создадим таблицу для облегчения работы. Наблюдения записываем кратко, быстро.
Строфа
|
Наблюдения
|
1
|
|
2
|
|
…
|
Во 2 строфе найдите синонимы (прими, приюти). Какую тему они вносят? (домашности). Какие предложения? (два вопросительных).
В 3 строфе слово «друзья» вводит какой смысл? (знакомство). Найдите повтор тематический, сильную позицию (принять, приютить). Что вносит повтор? (близость, уют). Почему точка с запятой, а не обычная запятая? (раздел двух очень разных сообщений). Сколько предложений? (1).
В 4 строфе найдите анафору (в светлице). Назовите однокоренные слова (светлица, свеча). Что вносят эти слова? (добро, тепло). Какое слово в стихотворении и сколько раз повторяется? (красавица – 3 раза). В чём смысл повтора?
В 5 строфе найдём однокоренные слова (гробовой, гроб). Обратите внимание на эпитет, какой? (унылая душа). Подберите синонимы к слову «унылая» (грустная, печальная).
Работа в парах или группах. 5-10 строфы. Каково отношение к мёртвой девушке каждого путника? Найдите различия. Обратите внимание на время и наклонение глаголов. (6 строфа. Время глагола прошедшее, наклонение условное – первый путник не любит девушку, но мог бы в будущем живую полюбить. 8 строфа. Время глагола прошедшее – второй путник любил девушку в прошлом. Повтор (милая – 2 раза). 9 строфа. Повтор 2 раза – мёртвая. Эпитет «бледны уста». 10 строфа. Время глагола будущее – третий путник любит и будет любить вечно. Повтор 3 раза – тебя. Анафора. Однокоренные слова). Оцените высказывание одноклассника.
Фронтальная работа. Выпишем ключевые слова: прими, приюти, красавица, светлица, мёртвая, любима, любить, милая. Какую тему создаёт этот ряд слов? Любовь вечная сильнее смерти.
Попробуем охарактеризовать хронотоп текста.
Время
|
Пространство
|
Тёмная
ночь
|
Свой
край
|
Дальняя
земля
|
|
Светлица
|
|
Вечность
|
Гроб
|
Почему в названии число «три»?
V этап урока. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Этап выполнения формируемой деятельности учащимися (Гальперин).
Задача этапа: учатся находить аргументы и примеры в таблице наблюдений, строят фразы, используя шаблоны, определяют проблемы собственной учебной деятельности.
Используя карту, обобщим наши наблюдения о стихотворении Жуковского. См. раздел карты «Строим фразы».
Задание трудное? Почему? Чему надо учиться?
VI этап урока. Рефлексия учебной деятельности.
Задача этапа: учатся владеть средствами самоконтроля; оценивают свою учебную деятельность, определяют проблемы собственной учебной деятельности.
Оцените себя и свой класс. Выберите одну из 3 тем (нашла у коллеги в ФБ) и напишите 2-3 предложения.
«Ну и ну!»
«Здорово!»
«Терпеть не могу!»
VII этап урока. Домашнее задание. Инструкция.
Задача этапа: проинструктировать учеников, как выполнять задание.
1.Письменная работа «Вечная любовь в стихотворениях Батюшкова и Жуковского».
2.Для более сообразительных. Сравнить стихотворения Батюшкова, Жуковского, Бунина.
Иван Бунин
Призраки
Нет, мертвые не умерли для нас!
Есть старое шотландское преданье,
Что тени их, незримые для глаз,
В полночный час к нам ходят на свиданье,
Что пыльных арф, висящих на стенах,
Таинственно касаются их руки
И пробуждают в дремлющих струнах
Печальные и сладостные звуки.
Мы сказками предания зовем,
Мы глухи днем, мы дня не понимаем;
Но в сумраке мы сказками живем
И тишине доверчиво внимаем.
Мы в призраки не верим; но и нас
Томит любовь, томит тоска разлуки...
Я им внимал, я слышал их не раз,
Те грустные и сладостные звуки!
1905
Константин Батюшков
Мой гений
О память сердца! ты сильней
Рассудка памяти печальной,
И часто сладостью своей
Меня в стране пленяешь дальной.
Я помню голос милых слов,
Я помню очи голубые,
Я помню локоны златые
Небрежно вьющихся власов.
Моей пастушки несравненной
Я помню весь наряд простой,
И образ милый, незабвенный,
Повсюду странствует со мной.
Хранитель гений мой – любовью
В утеху дан разлуке он:
Засну ль? приникнет к изголовью
И усладит печальный сон
Литература
Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста.- М, 1996.
Комментариев нет:
Отправить комментарий