пятница, 28 июня 2019 г.

Мои эссе: Бернар Фоконье "Флобер"

Отзыв о книге Бернара Фоконье «Флобер»
Лучшая жизнь для писателя —
это жизнь, позволяющая ему писать
книги наилучшим возможным образом.
Можем ли мы быть уверены,
что судим вернее, чем он?
Джулиан Барнс «Попугай Флобера»
      Бернар Фоконье – современный французский писатель. В серии «Жизнь замечательных людей» издательства «Молодая гвардия» вышли три его книги: «Бетховен», «Сезанн», «Флобер». О последней книге я хочу рассказать.
       «Жизнь Флобера, полная творческих мук, разочарований и бурных восторгов, прошла в тиши кабинета в Круассе. Он писал книги и умер. Такой могла бы быть эпитафия не его могильной плите. Но на могиле писателя она отсутствует. Он не любил подводить черты». Так заканчивается биографическое произведение французского писателя 21 века о французском писателе 19 века. Книга состоит из 20 глав, списка литературы, списка основных дат жизни и творчества.
       Гюстав Флобер родился 12 декабря 1821 года в родильном отделении городской больницы Руана. В этой больнице главным хирургом работал его отец Ашиль Флобер. Мать принадлежала к аристократическому роду де Круасмар, поэтому её сын считал себя выходцем из дворянской знати.
       Руан был в 19 веке уже крупным городом, в нём активно развивалась прядильная мануфактура. В 500 метрах от городской больницы располагалась площадь, где приняла смерть Жанна д Арк.
       Брат Гюстава Ашиль, который был старше на 8 лет, оправдал все надежды родителей и стал врачом. Гюстава же в семье считали долгое время идиотом: читать научился с трудом, с родителями почти не разговаривал. Зато забегал в гости к соседу (деду друга детства), который читал ему «Дон Кихота». Учился Гюстав в Королевском коллеже Руана, отец видел его в будущем адвокатом.
        Б.Фоконье в первых главах увлекательно рассказывает о юношеских и взрослых влюблённостях писателя, о его заболеваниях (и о модных, и о неприличных), о его тяге к писательству. Доктор Флобер смирился с тем, что его сын забудет о карьере адвоката и навсегда останется «неудачником».  В 1846 году отец умирает, через два месяца отправляется в мир иной от послеродовой горячки любимая сестра Каролина, её муж лишается рассудка. На руках Гюстава остаются племянница и мать. Хорошо, что большую часть жизни Флобер жил как рантье и имел возможность писать и иногда путешествовать.
       В последующих главах подробно рассказывается о создании романов и повестей Флобера, о реакции критиков и читателей на них. «Госпожа Бовари», например, сопровождалась успехом, скандалом и судебным процессом. Затем «Искушение святого Антония», «Саламбо», «Воспитание чувств» (в разных редакциях), «Бувар и Пекюше», «Три повести» и другие тексты.
        О друзьях Флобера, знаменитых и обычных, Б.Фоконье также сообщает. Среди них упоминаются наш Иван Сергеевич Тургенев, Жорж Санд. Любовные истории Гюстава тоже не забыты.
        В книге можно узнать и о загадочной легенде, которую до сих пор обсуждают литературоведы: якобы Ги де Мопассан является сыном Флобера. Но Фоконье опровергает эту легенду: когда Ги появился на свет, Гюстав уже год находился на Востоке. «Бесспорно одно: Флобер является истинным духовным и литературным отцом Ги де Мопассана. И этого нам вполне достаточно».
       Последние главы повествуют о банкротстве писателя по вине мужа племянницы, о создании «Бувара и Пекюше», о смерти Флобера в 1880 году. «Жизнь Гюстава Флобера – это история творческой личности, принесшей себя в жертву ради удовлетворения единственной страсти: сочинять литературные произведения».
        В списке литературы, кстати, обнаружила три интересные книги на русском языке: «Дневник» Э.Гонкура, «Идиот в семье. Гюстав Флобер от 1821 до 1857» Ж.Сартра, «Гюстав Флобер» А.Труайя.
        Книга Бернара Фоконье познавательная и увлекательная, рекомендую к прочтению.

Комментариев нет: