воскресенье, 21 июля 2019 г.

Моя научно-методическая полка: книги Г.Граник и других на уроках литературы в средней школе

      Очень рекомендую учителям литературы книги коллектива под руководством Г.Г.Граник. 
      Граник Генриетта Григорьевна, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, главный научный сотрудник, лаборатория экопсихологии развития и психодидактики (группа Г.Г. Граник) , ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, действительный член РАО.
О других книгах и статьях в блоге.
1. Генриетта Граник, Стелла Бондаренко, Лилия Концевая, Светлана Шаповал "Литература. Учимся понимать художественный текст. Задачник-практикум. 8-11 классы".
   Этот необычный задачник адресован старшеклассникам, абитуриентам, студентам-гуманитариям и учителям-словесникам. Он поможет воспитать любовь к книге, стать самостоятельно мыслящим читателем. Преподавателю-словеснику это пособие может быть полезным как на уроках, так и в работе кружков, факультативов и для организации литературных олимпиад.
2.Г.Г. Граник, Л. А. Концевая "И ... снова о Пушкине (литературно-психологическое исследование произведений А.С.Пушкина)".
     Книга состоит из трех частей: "Жизнь А.С. Пушкина", "Проза А.С. Пушкина", "Драматургия А.С. Пушкина". В приложении рассказывается о предшественниках и учителях, друзьях и современниках Пушкина. Книга дает возможность больше узнать о личности поэта, его судьбе. Факты биографии показывают живого человека и окружавших его людей, которые оказывали на него влияние.
3.Г.Г. Граник, Л. А. Концевая, Е. Е. Динерштейн, К. В. Миронова "Я - другой. М. Ю. Лермонтов. Учебная книга по русской филологии".
      У вас в руках необычная книга. Вот ее отличительные особенности. Вместо трудной и скучной биографии гениального писателя вы прочтете увлекательный рассказ о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова, о его поступках и их мотивах, о том, что его волновало и интересовало. Вы будете "беседовать" с произведениями Лермонтова: и с прозой, и с поэзией. Научитесь сравнивать свое мнение с мнением авторов, соглашаться с ними или отстаивать свою точку зрения. Для этого в книге даются ответы.Обращено это учебное пособие к учащимся всех видов школ. Оно будет полезно и учителю, который найдет в ней много нужного материала. Книга может заинтересовать всех, кто любит русскую литературу.
4.Г.Г. Граник, Концевая Л.А. "Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Читаем, размышляем".
  В первой части книги представлен диалог авторов с учениками, посвященный разбору текста романа "Евгений Онегин". Во второй части приведен полностью текст "Евгения Онегина" по изданию "А.С. Пушкин. Полное собрание сочинений в десяти томах. Том. V. - Ленинград: Ленинградское отделение издательства "Наука", 1978.Диалог дополняется беседами-размышлениями, развивающими творческий подход к прочитанному. Беседы отличаются доверительной интонацией, авторы ставят вопросы о судьбах героев, о жизненных ситуациях и многом другом. Материалы книги должны помочь организовать работу с текстом романа так, чтобы ученикам было интересно погрузиться в реалии той эпохи и научиться разбираться в житейских ситуациях и соотносить изученное с современной жизнью. Масштабна цель работы - научиться самостоятельно размышлять о прочитанном и делать обоснованные выводы. Построение первой части книги в соответствии с главами романа и напечатанный здесь же роман обеспечивают удобство в изучении произведения. Книга адресована школьникам, учителям, студентам педагогических вузов. Она, несомненно, будет интересна и любителям литературы.
5. Граник Генриетта Григорьевна, Концевая Лилия Абрамовна "Русская литература. От былин до Крылова. Книга для чтения".
    Основное содержание книги - биографии писателей, в каждой из которых на фоне эпохи представлен думающий, чувствующий, иногда ошибающийся живой человек. Удивление перед яркой личностью помогает читателю приоткрыть дверь в мир писателя и в его творчество. Построенные по законам драматургии биографии писателей и особая авторская интонация позволяют пробудить интерес к писателю, пополнить культурный фонд самого читателя и затронуть волнующие школьников нравственные проблемы. Художественные тексты подобраны соответственно возрасту. Не отягощенные чрезмерным анализом, они способны вызвать эмоциональный отклик и помочь преодолеть существующее у многих школьников стойкое неприятие классической литературы. Книга учит понимать художественный текст, поэтому она содержит специальные задания и ключи-ответы к ним, которые помогают формировать Читателя. Объединяющим стержнем книги является личность А.С.Пушкина, хотя здесь нет отдельного рассказа о его жизни и творчестве. Однако "присутствие" гения ощущается в рассказах о его учителях, предшественниках, друзьях, современниках и в описании эпохи. Адресат книги - учащиеся 7-11 классов всех видов школ, учителя, родители и широкий круг читателей, которых интересует русская литература.
6.Г.Г.Граник, Л.А.Концевая "Драматурги, драматургия, театр".
      Пособие отличается от книг, которые вышли в серии `Библиотека учителя-словесника`. Оно представляет собой сценарий работы учителя над драматическими произведениями на уроках. Поэтому и написана книга в виде предполагаемого диалога учителя со старшеклассниками. Пособие знакомит читателей с известными драматургами и их пьесами, содержит небольшие рассказы из истории театра — о некоторых постановках и выдающихся актерах. Адресовано учителям-словесникам, старшеклассникам, абитуриентам и всем интересующимся театром и драматургией.
7.Граник Генриетта Григорьевна, Концевая Лилия Абрамовна, Миронова Ксения Вадимовна "А.С. Пушкин, его друзья и современники. Учебное пособие по литературе для учащихся 7-9 классов".
   Учебное пособие рассказывает о жизни и творчестве А. С. Пушкина и знакомит с его окружением. Биографический материал подаётся так, чтобы помочь читателю преодолеть историческую дистанцию и погрузиться в атмосферу "золотого века" русской культуры.Разговор о произведениях Пушкина строится как совместное творческое исследование, важной частью которого является соотнесение анализируемых проблем с собственным жизненным опытом. Предлагаемые вопросы, задания, литературные задачи и ответы к ним направлены на развитие навыка понимания художественного текста и формирование устойчивого интереса к чтению. Книга адресована школьникам, учителям, студентам и широкому кругу читателей, любящих русскую литературу.
8.Граник Г.Г., Концевая Л.А. Статья "Психологический анализ художественного текста в учебнике".  О "Скупом рыцаре" и "Капитанской дочке".
Читать
9.Граник Г.Г., Концевая Л.А. Статья "Психологический анализ художественного текста в учебнике «Русская филология» (А.С.Пушкин «Капитанская дочка»). Сообщение 1".
Читать
10.Ещё 4 статьи скачать.
Статьи в журнале "Вопросы психологии" скачать.

4 комментария:

Валентина Саблина комментирует...

Здравствуйте! У Вас, Светлана Георгиевна, в блоге всё "в дело". Но последние материалы-обзоры я отмечаю особо. Спасибо за них.

Светлана Георгиевна комментирует...

Валентина Васильевна, спасибо.

Елена Галанина комментирует...

Спасибо. Очень хорошая у Вас библиотека.

Светлана Георгиевна комментирует...

Благодарю Вас.