воскресенье, 17 мая 2020 г.

Дмитрий Быков «Басня». Мой анализ поэтического текста

     Хочу поблагодарить за важные замечания и дополнения филолога Евгения Александровича Бикмаева, Астрахань http://mirglazamicheloveka.blogspot.com/
Дмитрий Быков «Басня». Мой анализ поэтического текста
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!
И. Крылов
Да, подлый муравей, 
пойду и попляшу…
Д. Быков
Да разве мог всерьёз хотеть такого я,
Чтоб потерпевшая замёрзла у порога?
А. Вольнов
      Стихотворение Дмитрия Львовича Быкова (родился в 1967 году) «Басня» (2002) входит в цикл «РЭП». Я прочитала этот текст в сборнике «Дембель» (2018).
Да, подлый муравей, пойду и попляшу,
И больше ни о чём тебя не попрошу.
На стёклах ледяных играет мёрзлый глянец.
Зима сковала пруд, а вот и снег пошёл.
Смотри, как я пляшу, последний стрекозёл,
Смотри, уродина, на мой прощальный танец.

Ах, были времена! Под каждым мне листком
Был столик, вазочки, и чайник со свистком,
И радужный огонь росистого напитка...
Мне только то и впрок в обители мирской,
Что добывается не потом и тоской,
А так, из милости, задаром, от избытка.

Замёрзли все цветы, ветра сошли с ума,
Все, у кого был дом, попрятались в дома,
Повсюду муравьи соломинки таскают...
А мы, негодные к работе и борьбе,
Умеем лишь просить: «Пусти меня к себе!» –
И гордо подыхать, когда нас не пускают.

Когда-нибудь в раю, где пляшет в вышине
Весёлый рой теней, - ты подползёшь ко мне,
Худой, мозолистый, угрюмый, большеротый, -
И, с завистью следя воздушный мой прыжок,
Попросишь: «Стрекоза, пусти меня в кружок!» -
А я скажу: «Дружок! Пойди-ка поработай!»
     Стихотворение Быкова – это предсмертный монолог Стрекозы, героини всем известной басни Крылова. Басня Ивана Андреевича Крылова (1769 – 1844) «Стрекоза и Муравей» (1808) является переложением прозаической басни Эзопа.
Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Помертвело чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Всё прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
Стрекоза уж не поет:
И кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Злой тоской удручена,
К Муравью ползет она:
«Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей» -
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» -
Говорит ей Муравей.
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас -
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило».-
«А, так ты...» - «Я без души
Лето целое всё пела».-
«Ты всё пела? Это дело:
Так пойди же, попляши!»
     Начнём анализ «Басни» Дмитрия Львовича с композиции текста. Определим микротемы каждой части «Басни» Быкова. В первой строфе содержится ответ Стрекозы на отказ Муравья спасти её жизнь. Вторая строфа – воспоминания о прекрасном прошлом, о лете, о жизни без тоски и пота. Да, физический нетворческий труд – проклятие муравья и, видимо, человека. Об ужасной зиме, о том, как гордо погибнет героиня, говорится в третьей строфе. Четвёртая строфа – снова обращение к Муравью: когда-нибудь в раю мы с тобой встретимся, там наши роли поменяются.
    Формула композиции: 1+2+1. Первая и четвёртая строфы – воображаемый Стрекозой диалог её с Муравьём, вторая и третья строфы – диалог Стрекозы с собой. Форма такой композиции кольцевая. Может быть, и всё стихотворение является воображаемым диалогом с Муравьём: 1+1+1+1.
    Найдём ключевые слова. Вероятно, это будут «я», «ты», «зима», «обитель мирская», «рай», то есть Стрекоза, муравей, смерть, жизнь земная, жизнь небесная.
     Построим словесные тематические ряды этих ключевых слов. 1.Образ «я» (Стрекоза) создают слова: пойду, попляшу, не попрошу, я, пляшу, ах, мне, мне, мы, не годные к работе и борьбе, прощальный танец, умеем просить и гордо подыхать, ко мне, воздушный мой прыжок, я, дружок, пойди-ка поработай (точка зрения Стрекозы). 2.Образ «ты» (муравей): подлый муравей, тебя, смотри, смотри, последний стрекозёл, уродина, попрятались в дома, муравьи соломинки таскают, подползёшь, худой, мозолистый, угрюмый, большеротый, с завистью, попросишь, пусти меня в кружок (точка зрения Стрекозы). Вспоминается «Песня о Соколе» Горького: «Рождённый ползать – летать не может». 3.Образ зимы (смерть): стёкла ледяные, мёрзлый глянец играет, зима сковала, снег пошёл, замёрзли цветы, ветра сошли с ума (точка зрения Стрекозы). 4.Образ лета и мирской обители (жизнь земная): были времена, под каждым листком, был столик, вазочки, чайник со свистком, радужный огонь росистого напитка, добывается не потом и тоской, а так, из милости, задаром, от избытка (точка зрения Стрекозы). 5.Образ рая (жизнь небесная): пляшет в вышине весёлый рой теней (точка зрения Стрекозы).
     Композиция строится на противопоставлении рая (2 и 4 строфы) и ада (1 и 3 строфы). Рай земной – это прошлое лето (ах, были времена), рай небесный – ближайшее будущее (весёлый рой теней). Земной ад – это смертельная зима (ледяной, замёрзли). Прямо «Игра престолов». Следовательно, в основе композиции лежит приём антитезы.
    А теперь бросим взгляд на сильные позиции текста. Название «Басня»: этот заголовок указывает и на жанр литературный, и на конкретную басню великого баснописца. Стихотворение Быкова, конечно, трудно отнести к жанру басни, но нравственный вывод есть в тексте. Какова же мораль этой своеобразной басни 21 века? Как сладка месть? Даже в раю подлому мозолистому муравью придётся работать? Первое предложение: я, Стрекоза, умру, но тебя, Муравей, больше ни о чём не попрошу. Последнее предложение: ты, муравей, попросишь в раю меня, Стрекозу, пустить тебя в кружок, а я откажу. В этом пытается убедить себя умирающая Стрекоза. Да, мораль в последнем предложении: Я тебя больше никогда ни о чём не попрошу, а ты меня будешь просить даже в раю. Интересно, что Стрекоза не отправляет Муравья в ад, иначе как она ему отомстит. Или ада в загробном мире нет? Ад есть только в мире живых?
      Обратим внимание на хронотоп текста.
Строфа
Время
Пространство
Строфа 1
Настоящее время, зима.
Пруд, вне дома муравья. Ледяной «ад».
Строфа 2
Прошлое время, лето.
Обитель мирская, листок.  «Рай».
Строфа 3
Настоящее время, зима.
Дома, вне дома. Ледяной «ад».
Строфа 4
Будущее время после смерти.
Весёлый рой теней, кружок. Рай
  Такое время-пространство подталкивает к мысли о вечном цикле: жизнь-смерть-жизнь-смерть…
    Реминисценции в стихотворении, понятно, наличествуют. Самая очевидная: «Как под каждым ей листком Был готов и стол и дом» (Крылов) – «Под каждым мне листком Был столик…» (Быков). Замена «стола» на «столик» ироничная и смешная, стрекоза Быкова, видимо, легче и стройнее стрекозы Крылова. Неочевидная аллюзия: «И вдруг прыжок, и вдруг летит, Летит, как пух от уст Эола…» (Пушкин) - «воздушный мой прыжок» (Быков). «Чайник со свистком», может быть, навеян одноимённым стихотворением Юрия Визбора, где есть строка: «Где милая моя и чайник со свистком». Самая неочевидная аллюзия (мной, вероятно, нафантазированная): «Звон, и радугой росистой малый купол окаймлен...» (В. Набоков) – «И радужный огонь росистого напитка» (Быков).
    Заодно сообщаю, что есть и ответ Муравья, его последнее слово на суде. Это стихотворение Александра Вольнова (родился в 1966 году) «Ответ Муравья».
Товарищ прокурор и гражданин судья,
Да разве мог всерьёз хотеть такого я,
Чтоб потерпевшая замёрзла у порога?
Мне дорог и знаком отечества балет,
Эстраду полюбил ещё с дошкольных лет,
Хотел лишь пошутить, по-доброму, немного!

Я сам был в Варьете рабочим сцены взят
Трудился доблестно там много лет назад,
Так что актёрский труд знаком не понаслышке!
Таскал колонны, мебель, разный реквизит,
А тут за пару слов пожизненно грозит,
Хоть за бездействие хотели сразу к «вышке»!

Куда б её пустил? Жилплощади нема,
В общаге дух такой – чуть не сойти с ума,
Ведь потерпевшая была чувствительной натуры!
На истинный талант найдётся меценат,
Но вряд ли подойдёт мой нищенский оклад,
Куда же МосКонцерт смотрел и ГорОтдел Культуры?

Ведь я как Муравей, поверьте, только за,
Чтоб продолжала радовать нас танцем Стрекоза,
Я против подлости и всяческих предательств!
А что сболтнул актрисе пару грубых слов,
На это, в сущности, подбил меня Крылов,
Его прошу судить, я – жертва обстоятельств!
    Продолжим анализ «Басни». Обратимся к ритмической организации стихотворения Дмитрия Львовича. Ритмический рисунок поэтического текста определяется шестистопным ямбом с пиррихиями и спондеями. Константа на 12 слоге, цезура после 6 слога придают стройность ритму. Непостоянная односложная и нулевая анакруза, чередование мужских и женских клаузул даёт сочетание мягкого и твёрдого ритменного начала. Мягкий финал каждой строфы создаётся женским окончанием. Внутренняя рифма: «прыжок-кружок-дружок». Рифма в стихе мужская и женская, конечная, точная и неточная, богатая и бедная, закрытая и открытая, ассонансная.
     В тексте 4 строфы по 6 стихов. Рифмовка в каждой строфе парная (смежная) в 1-2 стихах, охватная (кольцевая) в 3-6 стихах.
    Теперь поищем языковые средства художественной выразительности (тропы и фигуры) в стихотворении Быкова.
     Фигуры. Обращения в 1 строфе «подлый муравей», «последний стрекозёл», «уродина» издевательски противопоставлены обращению в 4 строфе «дружок». Анафора в 1 строфе (смотри) подчёркивает отрицательное отношение героини к антагонисту. Восклицательное предложение «Ах, были времена!» противопоставляет ужасный мир зимы (настоящее) и прекрасный мир лета (прошлое). Антитеза «просить – подыхать» в 3 строфе связана с антитезой «попросишь – поработай» в 4 строфе. Инверсия во всех строфах увеличивает силу воздействия на читателя.
    Тропы. Эпитеты «подлый», «ледяные», «мёрзлый», «последний», (1 строфа), «худой, мозолистый, угрюмый, большеротый» (4 строфа) создают неприятные образы Муравья и зимы. Эпитеты «прощальный», «гордо», «весёлый», «воздушный», «радужный», «росистый», «мирской» создают приятные образы Стрекозы и лета. Олицетворения «ветра сошли с ума», «играет глянец», «зима сковала», «снег пошёл», «замёрзли цветы» усиливают ощущение холода. Метафора «рой теней», видимо, основана на значении слова «семья»: Стрекозе кажется, что в раю у неё будет настоящая семья. Метафора «не потом и тоской, А так, из милости, задаром, от избытка» связана с радостным творческим трудом.
     Приступим к анализу языковых уровней текста.
     Фонетический уровень. Первая строфа: аллитерация на п, с, ш, р, д, ассонанс на а. Вторая строфа: аллитерация на л, р, с, т, б, ассонанс на а. Третья строфа: аллитерация на п, с, б, ассонанс на а. Четвёртая строфа: аллитерация на р, л, ш, т, ж, з, ассонанс на а. Преобладающие звон­кие звуки противопоставлены преобладающим глухим звукам. На уров­не фонетики мы обнаружили прием контраста.
     Морфемный уровень. Слова с приставкой «по»: пойду, попляшу, попрошу, то есть глаголы совершенного вида с временным значением начала действия. Заметна группа слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами: столик, вазочки, листок, соломинки, кружок, дружок. Видимо, стрекозиный взгляд на мир лёгкий и доброжелательный. Словоформа «стрекозёл» очень любопытна: стрекоза (ж.р.) – стрекозёл (м.р.) + козёл (негативный оттенок значения). Это неологизм Владимира Маяковского, форма появилась в стихотворении «Любовь» (1926):
Долой мещанство и предрассудок!
С цветка на цветок молодым стрекозлом
Порхает, летает и мечется.
    Лексический уровень. Слова разговорные (уродина, подыхать, стрекозёл) и эмоционально окрашенные (подлый) выражают отношение героини к её антиподу. Слова книжные (обитель мирская, милость) противопоставлены разговорным. Обратим внимание на повторяющиеся слова и их формы. Муравей – 2 раза. Попляшу, пляшу, пляшет – 3 раза. Попрошу, просить, попросишь – 3 раза. Смотри – 2 раза. Мёрзлый, замёрзли – 2 раза. Тематическая группа слов, создающая образ героини: прощальный танец, воздушный прыжок, пляшу. Тематическая группа слов, создающая образ муравья: таскают, подползёшь. Очевидно, что и на уровне лексики мы обнаружили приёмы повтора и противопоставления.
     Морфологический уровень. В 1, 3, 4 строфах есть глаголы в форме повелительного наклонения. Смотри – 2 раза, удвоение ненависти героини. Пусти – 2 раза, в одном случае это говорит Стрекоза, в другом – Муравей. Пойди-ка поработай – последние слова стихотворения, их произносит торжествующая героиня
     Подсчитаем количество слов разных частей речи. Имя существительное и личное местоимение – 50. Глагол и деепричастие – 29. Имя прилагательное и причастие – 15. Наречие – 5. Наречия играют важную роль во 2 строфе. Преобладают имена существительные и личные местои­мения, налицо предметность. Автору важны ощущения и мысли лиричес­кого героя.
    Синтаксический уровень. В тексте 10 предложений. В первой строфе – 4 предложения, во второй строфе – 3 предложения, в третьей строфе – 2 предложения, в четвёртой строфе – 1 предложение. Интересно: 4-3-2-1. В 4 строфе 1 предложение, так как в ней только одно событие: оба героя в раю. Два предложение заканчиваются многоточием. Во 2 строфе это многоточие помогает создать образ прекрасного прошлого, а в 3 строфе – образ ужасного настоящего. Таким образом, даже знаки препинания играют роль в противопоставлении образов.
    Первая строфа (4 предложения). Первое предложение простое, повествовательное, невосклицательное, осложнено обращением и однородными сказуемыми. Второе предложение простое, повествовательное, невосклицательное. Третье предложение сложносочинённое, обе части повествовательные, невосклицательные, двусоставные, распространённые. Четвёртое предложение сложное с разными видами связи (подчинительной и бессоюзной): одна часть побудительная, невосклицательная, нераспространённая, осложнена обращением; вторая часть (придаточная) повествовательная, невосклицательная; третья часть побудительная, невосклицательная, распространённая, осложнена обращением.
    Вторая строфа (3 предложения). Пятое предложение простое, повествовательное, восклицательное, нераспространённое. Шестое предложение простое, повествовательное, невосклицательное, осложнено однородными подлежащими, в конце многоточие. Седьмое предложение сложноподчинённое из двух частей, противопоставлены по смыслу две группы однородных обстоятельств образа действия. .
     Третья строфа (2 предложения). Восьмое предложение сложное, с разными видами связи (подчинительной и бессоюзной), из пяти частей, в конце многоточие. Девятое предложение сложноподчинённое с прямой речью, оформленной как восклицательное предложение, осложнено обособленным определением и однородными дополнениями.
      Четвёртая строфа (1 предложение). Десятое предложение сложное из трёх частей, с прямой речью, оформленной как два восклицательных предложения с обращениями, осложнено обособленным обстоятельством и обособленным определением.
       Роль художественных средств языка очевидна: все они рабо­тают на основную мысль стихотворения, авторскую позицию.
P.S. О теме и идее текста отдельно писать не буду: уже всё сказано выше. Но, вероятно, речь идёт не только о Стрекозе. Лирическим субъектом является человек творческой профессии.

   P.P.S. Иван Хемницер «Стрекоза»
Всё лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела.
И просит муравья: «Помилуй, муравей,
Не дай пропасть мне в крайности моей:
Нет хлеба ни зерна, и как мне быть, не знаю.
Не можешь ли меня хоть чем-нибудь ссудить,
Чтоб уж хоть кое-как до лета мне дожить?
А лето как придет, я, право, обещаю
Тебе всё вдвое заплатить».
— «Да как же целое ты лето
Ничем не запаслась?» — ей муравей на это.
— «Так, виновата в том; да что уж, не взыщи
Я запастися всё хотела,
Да лето целое пропела».
— «Пропела? Хорошо! поди ж теперь свищи».
Но это только в поученье
Ей муравей сказал,
А сам на прокормленье
Из жалости ей хлеба дал.
1772

 

Комментариев нет: