четверг, 9 июля 2020 г.

Лет через тысячу, когда что Бородинское сражение, что бой Тидея с фивянами будут выглядеть одинаковой архаикой, на Лермонтова будут писать такие примерно комментарии

Из ФБ
Роман Шмараков
2 июля в 14:03
добрые люди напомнили, что у меня лет десять назад был содержательный текст о Лермонтове.
Лет через тысячу, когда что Бородинское сражение, что бой Тидея с фивянами будут выглядеть одинаковой архаикой, на Лермонтова будут писать такие примерно комментарии:
И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! – Аллюзия на Ломоносова («Широкое открыто поле, Где Музам путь свой простирать! Твоей великодушной воле Что можем за сие воздать?») указывает на то, что речь идет о цивилизованной войне, покровительствуемой Афиной, в отличие от дикой, находящейся под патронажем Ареса.
И леса синие верхушки. – Указание, дающее возможность локализовать сражение у Кремлевской стены (точное местонахождение неизвестно), относительно которой в источниках сообщается, что она была с обеих сторон обсажена голубыми елями (т.н. засечная черта).
Тут как тут. – Выражение, в поэтическом языке этой эпохи применяемое sensu proprio к нечистой силе (ср. Пушкин: «Вздыхал, вздыхал, а дьявол тут как тут»; Пастернак: «Чуть ночь, мой демон тут как тут»), отсюда в метафорическом смысле – к врагам (Некрасов: «Гоню врага, хочу его забыть, Он тут как тут!»), ежам (Хемницер: «Уж зайцы от ежа и в угол, и в другой. Но еж как тут, как тут, у зайцев за пятой») и третьим (Майков, frg.171 Nauck: «А и третий – он уж тут как тут»). На французов, вероятно, выражение метонимически перенесено от третьих.
И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. – Характерная для романтизма тяга к местному колориту. Ночная тень была яркой приметой окрестностей Москвы, часто упоминаемой современниками (ср. напр. Давыдов: «Умолкнул бой. Ночная тень Москвы окрестность покрывает; Вдали Кутузова курень Один, как звездочка, сверкает»).
Полковник наш рожден был хватом. – Это дает возможность установить фамилию полковника – Булгаков. Лермонтов, близко знакомый с его семьей, посвятил его отцу следующие строки: «На вздор и шалости ты хват И мастер на безделки».
Уланы с пестрыми значками, Драгуны с конскими хвостами. – Строгий отбор в уланы предполагал, среди прочего, наличие наградного значка ГТО, получаемого по результатам юношеской инициации. В драгуны же отбирали лишь носителей атавистических признаков, присутствие которых в войске считалось хорошей приметой. В целом двустишие указывает на комбинированную атаку элитных войск и неорганизованной и плохо вооруженной пехоты, предназначенной для психологического устрашения противника.
Земля тряслась – как наши груди. – Контаминация полустиший Жуковского («Бомбы падали дождем, И земля тряслась кругом») и Апухтина («Бьются ровно наши груди, Одиноки вечера»). Центонная техника крайне характерна для такого поэта-александрийца, как Лермонтов.
Смешались в кучу кони, люди. – Аллюзия на Некрасова («Слились в комок целковики») дает возможность представить битву как превращение космоса в нерасчлененный хаос (частый топос торжественной оды, под влиянием Лермонтова появляющийся также у Николева в оде на взятие Очакова).

Комментариев нет: