понедельник, 28 сентября 2020 г.

Подкаст «Розенталь и Гильденстерн». Тема урока — части речи в русском языке. Вам уже скучно? Сейчас мы вас разубедим

 https://meduza.io/episodes/2020/09/28/tema-uroka-chasti-rechi-v-russkom-yazyke-vam-uzhe-skuchno-seychas-my-vas-razubedim

Четвертый сезон подкаста — о русском языке в школе (и о том, что с ним не так). Во втором эпизоде Владимир Пахомов и Александр Садиков обсуждают части речи. Почему одно и то же слово может быть и существительным, и наречием? Сколько в языке частей речи и почему на этот вопрос лингвисты не могут ответить однозначно? Что такое категория состояния и почему в школе о ней обычно умалчивают? И зачем вообще в этом разбираться?
В выпуске:
Частей речи может быть восемь, десять, пятнадцать и даже двадцать: откуда такой разброс? Чем академическая классификация отличается от школьной? А причастие и деепричастие — это самостоятельные части речи или формы глагола?
Лингвисты обнаружили новый союз в смысле: как появляются новые части речи?
«В лесу раздавалось звонкое ку-ку» и «ку-ку, кто там?»: как одно и то же слово может переходить из одной части речи в другую? И как определить, что́ перед нами — существительное, междометие или, возможно, прилагательное?
Как понимание частей речи помогает грамотно писать? Например, склонять фамилии: почему в творительном падеже правильно «Чарли Чаплином», но «Всеволодом Чаплиным»?
Откуда взялся инфинитив: правда ли, что неопределенная форма глагола на самом деле раньше была существительным?
🎙«Розенталь и Гильденстерн» выходит по понедельникам.

Комментариев нет: