воскресенье, 27 сентября 2020 г.

Мой читальный зал: для урока литературы по "Грозе" Островского. Часть 3

1.Пётр Вайль "Мещанская трагедия".
     Но при всем сходстве произведения Флобера и Островского существенно различны и даже антагонистичны. Повторим догадку — «Гроза» полемична по отношению к «Госпоже Бовари». Главное различие можно определить простым словом — деньги. И в “Госпоже Бовари”, и в “Грозе” присутствуют персонажи, олицетворяющие рок. Слепой нищий - и безумная барыня. Оба появляются по два раза - в ключевые моменты сюжета. Слепой - в начале кризиса любви Эммы и Леона и второй раз - в миг смерти. Барыня - перед падением Катерины и второй раз - перед покаянием. Оба обличают и знаменуют несчастье. Но - по-разному. Французский слепой просвещенно рационален и игрив. Он из Рабле, со своей песенкой: “Вдруг ветер налетел на дол и мигом ей задрал подол”. Его обличение подано в облегченной форме, зато без иносказаний. Совсем другая - барыня в «Грозе»: насквозь мистичная и высокопарная, она составляет жутко пародийную параллель Ломоносову и Державину своим архаичным языком и библейски туманными проклятиями: “Не радуйтесь! Все в огне гореть будете неугасимом! Все в смоле  будете кипеть неутолимой!”
2.Конспект учебного занятия в 10-м классе «Волжская госпожа Бовари» (сравнительная характеристика Эммы и Катерины в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари» и драме А. Островского «Гроза»).
3.Н.Шапиро "Упражнения по русскому языку для 10-го класса".
4.М.Загидуллина "Пьеса «Гроза» в культурном контексте".
    Наверное, школьная интерпретация «Грозы» должна стать более сложной и в то же время более смелой. Соблазн превратить Кабаниху в «оплот» лучших русских традиций, а Феклушу – в выразительницу идей «почвы», конечно, велик. Можно также увидеть в «Грозе» попытку Островского признаться в любви (пьеса написана под впечатлением глубокого неразделенного чувства Островского к Л.П. Косицкой-Никулиной, которая и была исполнительницей главной роли в первых постановках). Но важно усмотреть в сюжете произведения модель мира – особого устройства отношений людей, которое «не вписывается» ни в одну схему. Грех и добродетель теряют в этом произведении четкие очертания. Неясно, что «можно», а что «нельзя», что «хорошо», а что «плохо». Гуляющие парочки и полная свобода нравов молодежи соседствует с жестокой и почти монастырской несвободой замужних женщин. Общественное мнение не совпадает с укладом. Где находится та самая граница, черта, переход через которую обеспечивает известную гармонию личности и общества? И есть ли эта черта? «Пограничность» сюжета провоцирует возможность самых разных интерпретаций, что было продемонстрировано еще при жизни Островского. Здесь не столько важно, что возникли принципиально различные оценки пьесы в критике (Н. Добролюбов, А. Григорьев, Д. Писарев, М. Антонович), сколько культурный знак: вручение Островскому за пьесу «Гроза» Уваровской премии. В «высших» кругах пьеса была воспринята в духе официальной народности, хотя последующая эпоха прочитывала ее как открыто бунтарскую и революционную.
5.Доманский Ю.В. "ПОЛУСУМАСШЕДШАЯ БАРЫНЯ, ЛЮДИ С ПЕСЬИМИ ГОЛОВАМИ И СВЯТОЙ ХРИСТОФОР В «ГРОЗЕ» ОСТРОВСКОГО (К ВОПРОСУ О ЖАНРЕ ПЬЕСЫ)".
    Теперь посмотрим, как реализуется этот персонаж в самом тексте пьесы. Барыня появляется дважды - в первом и четвертом действиях. И оба раза появление барыни способствует ощутимому повышению напряжения. Первое явление барыни происходит почти в самом финале первого действия, по ходу диалога Катерины и Варвары, в котором Катерина рассказывает о своем предчувствии и о страстном желании будущего греха:
6.Тихомиров В.В. "СТРУКТУРА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ОПЫТ ПРОЧТЕНИЯ ДРАМЫ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»)".
     Вся структура «Грозы» выстроена таким образом, чтобы разными средствами постепенно и последовательно проследить основную интригу драмы, что способствует превращению её в трагедию рока: как приговорённая, фатально, под влиянием страсти Катерина приближается к своей гибели, собственной судьбой демонстрируя кризисное состояние бытия. Важнейшим композиционным приёмом становится контраст - характеров, ситуаций, поступков, формирующий противостояние и непонимание, разрушение цельности жизни. Это прежде всего конфликт в душе Катерины: сознание греха и непреодолимость любовного влечения; а также конфликт образованности и невежества, высокой духовности с бездуховностью, нравственности с неизбежным моральным компромиссом, драматических сцен с другими, содержащими элементы комического, наконец, достигающее философского уровня противостояние мотивов рая (золотой век детства Катерины, когда вышивали «золотом по бархату) с адом реального быта.
7.Суд над Гюставом Флобером по обвинению в публикации безнравственного сочинения «Мадам Бовари».
8.«Кукольный дом» Ибсена: описание и анализ пьесы.
9.А.И. Журавлёва "Типологические параллели: А.Н. Островский и Г. Ибсен".
    Вернемся к вопросу о том, почему Островский «не заметил» «Кукольный дом», казалось бы, максимально близкий его театру среди других проблемных драм Ибсена. Е.Н. Пенская убедительно показывает, что в «Кукольном доме» от «драмы идей» Ибсен возвращается к «театральному театру», где действие порождается не только идейным столкновением персонажей, но также интригой, как в театре Островского на протяжении всего его существования.
10.«Кукольный дом» Г. Ибсена как произведение «новой драмы».
     У Ибсена конфликт заключается в столкновении человека с враждебной ему действительностью, которая подавляет или калечит его дух. Главное здесь — не интрига, а выявление причин тех или иных поступков и раскрытие внутреннего мира персонажей. Завязкой служат события, свершившиеся до начала пьесы.
11.Гиленсон Б.А. "История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Страны Скандинавии. Глава XI. Генрик Ибсен: "Архитектор" "новой драмы".
     «Кукольный дом»: прозрение Норы Хельмер. Эта пьеса (иногда она идет под названием «Нора»), один из шедевров Ибсена, остается украшением мирового театрального репертуара. Она обычно рассматривается как сугубо семейная, как выступление драматурга в защиту женского равноправия. Однако смысл пьесы значительно шире и глубже: она о неправде, о лицемерных покровах, окутавших общество, о социальном неравенстве. Пьеса развивает мотивы, заложенные в «Столпах общества»; ее герой Торвальд Хельмер во многом — духовный наследник консула Берника. Как и в «Столпах общества», происходящее в «Норе» имеет предысторию. Прошлое обнаруживает себя, мстит героям, воздействует на их судьбы.
12.Сергей Волков. Видео уроков литературы по "Грозе" в 10 классе.

Комментариев нет: