суббота, 24 октября 2020 г.

Мой книжный улов: октябрь 2020

     Купила книги. Бумажные и электронные.
Мария Бурас "Истина существует. Жизнь Андрея Зализняка в рассказах ее участников".
       Андрей Зализняк — великий русский лингвист, который доказал подлинность «Слова о полку Игореве» и сумел прочесть берестяные грамоты так, что мы теперь знаем, как говорил и чем жил Новгород тысячу лет назад. На его счету борьба со лженаучными лингвистическими теориями и «Грамматический словарь русского языка», на основе которого был построен поисковый алгоритм «Яндекса». «Истина существует» — первая биография Зализняка, собранная из его собственных рассказов и устных воспоминаний его родственников, друзей, коллег и учеников. Война и эвакуация, детское увлечение языками, учеба в Париже, грандиозные научные открытия и лекции, собиравшие тысячи человек — в этой истории нашли отражение советский быт, европейская академия, голоса Древней Руси, смутные девяностые и многое другое. Мария Бурас, ученица и давний друг Зализняка, поговорила с десятками людей и изучила множество документов, чтобы восстановить жизненный и творческий путь выдающегося ученого.
Ю Несбё "Королевство".
       В норвежском городке, затерянном в горах, течет сонная мирная жизнь. И она вполне устраивает Роя, который тут родился и вырос, но на его пороге появляется возмутитель спокойствия — младший брат Карл, успешный, предприимчивый, дерзкий. Он приехал со своей новой женой, довольно странной особой, — и с грандиозными планами строительства отеля в целях возрождения города. Но, во-первых, на поверку планы Карла оказались далеко не так благородны, во-вторых, Рой понимает, что его неудержимо тянет к жене брата, в-третьих, темные тайны прошлого, казалось, похороненные навсегда, начинают всплывать на поверхность... Тихий мирок Роя рушится, и скоро ему придется выбирать между своей верностью семье и будущим, в которое он никогда не смел поверить.
Януш Леон Вишневский "Одиночество в Сети. Возвращение к началу".
     Герои «Одиночества в сети» расстались после долгого и страстного романа, а через 9 месяцев у Агнешки и ее законного мужа родился сын Якуб. Годы идут, Якуб взрослеет. Сейчас ему 21 год, он — студент факультета информатики в университете, и однажды благодаря Интернету знакомится с очаровательной Надей. Однажды Надя обнаруживает, что герои книги, которую она читает, кажутся ей слишком знакомыми и каким-то образом связаны с жизнью любимого. Она делится с Якубом своими подозрениями. Они вместе начинают поиски и наталкиваются на тайну. Теперь у них уже слишком много вопросов к прошлому его матери…Но имеют ли они право раскрывать чужие секреты?
Питер Акройд "Основание: история Англии. От самых начал до эпохи Тюдоров".
      История Англии — это непрерывное движение и череда постоянных изменений. Но всю историю Англии начиная с первобытности пронизывает преемственность, так что главное в ней — не изменения, а постоянство. До сих пор в Англии чувствуется неразрывная связь с прошлым, с традициями и обычаями. До сих пор эта страна, которая всегда была единым целым, сопротивляется изменениям в любом аспекте жизни. Питер Акройд показывает истоки вековой неизменности Англии, ее консерватизма и приверженности прошлому. В этой книге показана история Англии от периода неолита, первых поселений и постройки Стоунхенджа до возведения средневековых соборов, формирования всеобщего права и конца правления первого короля династии Тюдоров Генриха VII. Повествование ведется о последовательных волнах захватчиков — римлян, викингов, саксов и норманнов, о воюющих королях, о междоусобицах внутри страны и о чужеземных войнах. В труде Акройда, которого по праву считают одним из лучших английских литераторов, воссоздается не только политическая история, будни королевских особ и перипетии их взаимоотношений, но и повседневная жизнь простых людей с ее традициями, обычаями и материальной культурой. Солидный историко-литературный труд, снабженный 51 цветной иллюстрацией, представит интерес для широкого круга читателей.
Питер Акройд "Тюдоры: От Генриха VIII до Елизаветы I".
       В этой книге освещается период правления в Англии династии Тюдоров. Это история о разрыве с Римом, предпринятом Генрихом VIII, и неустанном стремлении короля к обретению идеальной жены и идеального наследника. История о том, как за кратким правлением короля-подростка Эдуарда VI последовало насильственное возрождение католицизма, трагическими проявлениями которого стали казни и расправы, учиненные Марией I, прозванной Марией Кровавой, а также о грандиозном правлении Елизаветы I, в конце концов принесшем стабильность, хоть и отмеченном междоусобицами, заговорами против королевы и масштабной Англо-испанской войной. Но прежде всего это история английской Реформации — которая существенным образом отличалась от Реформации в Европе — и становления Англиканской церкви, ведь в начале XVI века Англия все еще оставалась в значительной степени феодальной страной и часто обращалась к Риму. В конце XVI века это уже была страна, где справедливое управление было обязанностью государства, а не церкви, и где люди стали самостоятельно искать ответы на занимавшие их умы вопросы, перестав надеяться на тех, кто стоял во главе страны…Историко-литературный труд блистательного британского автора, снабженный 43 цветными иллюстрациями, представит интерес для широкого круга читателей.
Хайтани Кэндзиро "Взгляд кролика".
       Молодая учительница Фуми Котани приходит работать в начальную школу, расположенную в промышленном районе города Осака. В классе у Фуми учится сирота Тэцудзо - молчаливый и недружелюбный мальчик, которого, кажется, интересуют только мухи. Терпение Котани, ее готовность понять и услышать ребенка помогают ей найти с Тэцудзо общий язык. И оказывается, что иногда достаточно способности одного человека непредвзято взглянуть на мир, чтобы жизнь многих людей изменилась - к лучшему.Роман известного японского писателя Кэндзиро Хайтани "Взгляд кролика" (1974) выдержал множество переизданий (общим тиражом более двух миллионов экземпляров), был переведен на английский, широко известен в Великобритании, США и Канаде и был номинирован на медаль Ганса Христиана Андерсена. Для среднего и старшего школьного возраста.
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Грабли сансары".
      Ранняя беременность может проходить идеально, но без последствий не остается никогда. Кто-то благодаря этой ошибке молодости стремительно взрослеет, кто-то навсегда застывает в детстве. Новая повесть Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак состоит из двух частей. Они очень отличаются по настроению. И если после первой части ("Сорок с половиной недель") вы почувствуете грусть и безысходность, не отчаивайтесь: вторая часть добавит вам оптимизма. Тест-читатели по-разному оценивали "Грабли сансары", но фразу "не мог оторваться" повторяли почти все. Процитируем один отклик, очень важный для авторов: "Не могу написать сухую рецензию. Слишком много личного. Никудышный я тест-читатель на этот раз... Но вам огромное спасибо. Вместе обе части получились такими глубокими и близкими. Я учусь выходить из круга сансары. Спасибо".
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Я бы на твоём месте".
      Каждому родителю хочется оказаться на месте подростка - уж он тогда бы сделал все правильно! И каждый подросток мечтает оказаться на чьем-нибудь месте, потому что не понимает, где его собственное. Но, как выясняется, жить можно только своей жизнью. И когда это получается, вырастает хороший человек - несмотря на все косяки родителей. Для семей, где есть подростки. И для подростков, которые не понимают, чего от них хотят их родители.
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак "Банальные истории".
      Никогда еще писательский дуэт Жвалевский/Пастернак не получал от своих тест-читателей таких разных отзывов на рукопись - от "таких шестиклассников не бывает вообще" до "я чувствовала себя всеми героями сразу". И это отлично! Но кое-что придется все-таки пояснить. Во-первых, у "Банальных историй" нет единого сюжета - это сборник новелл про шестиклассников. Каждая новелла состоит из нескольких частей. Каждая часть - рассказ одного из героев. А во-вторых, если книга про шестиклассников, это не означает, что она лишь для них. Среди персонажей - младшие и старшие сестры, родители, учителя и прочие взрослые. Авторы надеются, что все эти разнообразные читатели выяснят: банальных историй в жизни не бывает. Иллюстрации Евгении Двоскиной.
Андрей Жвалевский "Рептилоиды на плоской Земле. Лженаука".
История знает немало примеров, когда гениальным ученым, совершившим переворот в науке, приходилось бороться с консервативным большинством. Галилей, Коперник, Джордано Бруно... Только не спешите верить "революционеру", который пытается убедить вас, что Земля плоская, психотронное оружие реально, а американцы никогда не высаживались на Луне, но "кому-то выгодно, чтобы правда никогда не всплыла". Чтобы отличить настоящего ученого от шарлатана, а науку от лженауки, достаточно арифметики, простейших наблюдений, несложных  экспериментов и владения основами научного познания.
Салли Руни "Нормальные люди".
      Коннелл Уолдрон и Марианна Шеридан учатся в одной школе и даже в одном классе, но почти не общаются — трудно представить себе двух более разных людей. В школе Коннелл душа любой компании, один из самых популярных парней, звезда футбольной команды, а Марианна — замкнутая одиночка, поддерживающая отношения по большей части с книгами. В реальной жизни иначе: она из очень состоятельной семьи, а он из бедной, его мать уборщица в особняке Шериданов... Но однажды они все же поговорят — на кухне у Марианны, когда Коннелл заедет за мамой. И этот недолгий, неловкий, но наэлектризованный разговор изменит их жизнь.«Нормальные люди» — история о том, как один человек может изменить жизнь другого. И о том, как нам трудно говорить о своих чувствах. О желании ощутить власть над другим человеком и одновременно всецело принадлежать ему. Это история о любви.
Сергей Чупринин "Критика - это критики. Версия 2.0".
     Эта книга писалась более тридцати лет. Собирая ее сегодня, я решил ничего не менять в статьях, составивших издание 1988 года, и лишь добавил к нему в качестве постскриптума материалы анкеты, на которую по предложению журнала "Литературное обозрение" тогда же откликнулись почти все центральные персонажи моей портретной галереи. Такие же постскриптумы сопровождают и почти все главы, рассказывающие о критике и литературных критиках 1990-2000-х годов. Мне это кажется правильным. Как правильным кажется и мое нежелание раскрывать смысл книги на первой же ее странице. О том, что надумалось за долгие десятилетия, в двух словах не расскажешь. Придется вам читать.
Марина Степнова "Сад".
      «Сад» — новый роман Марины Степновой, автора бестселлера «Женщины Лазаря» (премия «Большая книга»), романов «Хирург», «Безбожный переулок» и сборника «Где-то под Гроссето». Середина девятнадцатого века. У князя и княгини Борятинских рождается поздний и никем не жданный ребенок — девочка, которая буквально разваливает семью, прежде казавшуюся идеальной. Туся с самого начала не такая, как все. В строгих рамках общества, полного условностей, когда любой в первую очередь принадлежит роду, а не себе самому, она ведет себя как абсолютно — ненормально даже — независимый человек. Сама принимает решения — когда родиться и когда заговорить. Как вести себя, чем увлекаться, кого любить или ненавидеть. История о том, как трудно быть свободным человеком в несвободном мире. «Это роман, который весь вырос из русской литературы девятнадцатого столетия, но эпоха декаданса и Серебряного века словно бы наступает ему на пятки, а современность оставляет пометы на полях». (Елена Шубина).
Элмор Леонард "Именем закона".
       Противостояние мафии и крутого стража порядка, который "Именем закона" в одиночку справляется с преступниками, - излюбленная тема патриарха криминального жанра Э. Леонарда. На этот раз герой и победитель - доблестный федеральный маршал Рейлан Гивен. Ежеминутно рискуя жизнью, он выслеживает и обезвреживает банду, занимающуюся киднеппингом.
Марк Харитонов "Увидеть больше. Узел жизни".
       Новый роман Марка Харитонова читается как увлекательный интеллектуальный детектив, чем-то близкий его букеровскому роману "Линии судьбы, или Сундучок Милашевича". Но если там исследователь реконструировал историю, судьбы ушедших людей, перебирая попавшие к нему обрывочные заметки на конфетных фантиках, здесь герой-писатель пытается проникнуть в судьбу отца, от которого не осталось почти ничего, а то, что осталось, требует перепроверки. Надежда порой не столько на свидетельства, на документы, сколько на работу творящего воображения, которое может быть достоверней видимостей. "Увидеть больше, чем показывают" - способность, которая дается немногим, она требует напряжения, душевной работы. И достоверность возникающего понимания одновременно определяет реальный ход жизни. Воображение открывает подлинную реальность - если оно доброкачественно, произвольная фантазия может обернуться подменой, поражением, бедой. Так новая мифология, историческая, национальная, порождает кровавые столкновения. Герои повести "Узел жизни", как и герои романа, переживают события, которые оказываются для них поворотными, ключевыми. "Узел жизни, в котором мы узнаны и развязаны для бытия", - Осип Мандельштам сказал как будто о них.
Дмитрий Воденников "Пальто и собака".
      Поэт и эссеист, автор семи сборников стихотворений. Ведет авторскую колонку на сайте gazeta.ru и программу "Поэтический минимум" на "Радио России". Читает лекции о русской поэзии в России и за рубежом, преподает в школе литературного мастерства Татьяны Толстой "Хороший текст". В сборник вошли эссе, лучшие стихотворения разных лет, а также ироничные заметки о буднях Жозефины Тауровны, или, по-простому, таксы Чуни. Чуня - собачка удивительная: вредная, своенравная, но при этом невероятно обаятельная, она раздает интервью и ведет литературную колонку. Сегодня она не менее популярна в интернете, чем ее хозяин.
Элинор Портер "Поллианна".
       За годы своей писательской карьеры Элинор Портер создала четыре тома коротких рассказов и четырнадцать романов, но своей всемирной и неувядающей славой она обязана феноменальному успеху вышедшей в свет в 1913 году повести для детей "Поллианна". Книга сразу же встретила восторженный прием у читателей всех возрастов, и спрос на нее не могли удовлетворить миллионные тиражи. И даже сейчас, спустя сотню лет, к ней часто обращаются театральные и кинорежиссеры, продолжают выходить переиздания. Бессмертную повесть о девочке, готовой щедро делиться душевным теплом со всеми, кто ее окружает, проиллюстрировала Александра Лиукконен - художница, создающая картины для людей, "которые не разучились верить в чудеса и волшебство…". Для среднего и старшего школьного возраста.
Элинор Портер "Поллианна вырастает".
      Повесть о Поллианне, девочке, придумавшей «игру в радость», написала в 1913 году американская писательница Элинор Портер (1868 – 1920). «Игра в радость» мгновенно захватила всю Америку, а затем, после перевода произведения на другие языки, и Европу. Видимо, накануне Первой мировой войны людям нужна была хорошая доза позитива («доза» Поллианны), которая помогла бы выжить в тяжелые годы. Поллианна – удивительный ребёнок одиннадцати лет. Ее мама рано умерла, и воспитывали девочку отец-священник и дамы из благотворительного комитета. У нее никогда не было своих красивых вещей, да и еда часто была скудной и невкусной. Однако все эти невзгоды не убили в ней радость жизни. Напротив – она научилась наделять этой радостью всех окружающих…
Клементина Бове "Ужель та самая Татьяна?"
     Когда Татьяна впервые видит Онегина, ей 14, ему 17. Лето, Евгений скучает… ну а дальше вы сами всё прекрасно знаете. Следующая встреча – лишь десять лет спустя. Не на балу – в метро. И Татьяна «не отдана другому», она занята карьерой: окончила университет, защищает диссертацию… Евгений, конечно же, понимает, что теперь не может без неё жить… А она? Чем ответит ему она? Упоительная любовная история сегодняшних Евгения и Татьяны – современная и вечная, роман в стихах француженки Клементины Бове, звучащий как речитатив, тронул бы и Пушкина с Чайковским, чьи произведения и герои вдохновляли автора.
Клементина Бове "Королевишны #3колбаски".
      В свои почти тридцать Клементина Бове, знакомая российскому читателю романом в стихах «Ужель та самая Татьяна?», написала дюжину книг и стала лауреатом десятка премий. Книга «Королевишны #3колбаски» получила во Франции целых пять престижных литературных премий и разошлась тиражом более 80 000 экземпляров! Она уже переведена на 11 языков и вышла в 9 странах! Из-за непривлекательной внешности Мирей, Астрид и Хакима стали «Колбасами года» в лицее, в городке Бурк-ан-Брес. Три девушки случайно выяснили, что каждой из них необходимо оказаться в одно время в одном месте: 14 июля, Париж, Елисейский дворец. Отличный план на лето! А раз ехать, почему бы не на великах? А по дороге можно торговать… злосчастной колбасой! Только никто не предполагал, что эта эпопея привлечёт внимание СМИ и превратит трёх подруг в знаменитостей. В поту, ссорах, сомнениях и стёбе колбаски совершают свою одиссею по Франции, дегустируя сыры, ночуя в замках и попадая на балы. «“Королевишны #3колбаски” – шедевр юмора с кислинкой, уморительная комедия, острая, вдохновенная, полная сдержанных чувств. Из тех книг, от которых вырастают крылья». (Телерама)
Юлия Яковлева "Азбука любви".
     Давайте начистоту. Никому из нас не хочется снова стать пятнадцатилетним. Никто из нас не хочет снова влюбляться в первый раз. Снова страдать. Снова умирать от любви. Снова перечитывать школьную программу по литературе тоже никто не хочет. А зря: у великих писателей для влюбленных есть много советов. Не повторяйте ошибок Онегина и Татьяны, Ромео и Джульетты, Хосе и Кармен, Анны Карениной и Вронского. Не переходите дорогу в неположенном месте. Отвечайте на письма сразу, в день получения. Готовьте паэлью и не ссорьтесь из-за ерунды. Любите как Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна из
«Старосветских помещиков» – ведь это единственная история счастливой любви в мировой
литературе.
Светлана Пискунова "От Пушкина до Пушкинского дома: очерки исторической поэтики русского романа".
      Центральная тема книги – судьба романа «сервантесовского типа» в русской литературе XIX—XX веков. Под романом «сервантесовского типа» автор книги понимает созданную Сервантесом в «Дон Кихоте» модель новоевропейского «романа сознания», в том или ином виде эксплуатирующего так называемую «донкихотскую ситуацию». Уже став «памятью жанра» новоевропейского романа, «Дон Кихот» оказался включенным в состав сложных многожанровых конфигураций. Поэтому читатель найдет в книге главы, в которых речь идет также о пикареске (так называемом «плутовском романе»), о барочной аллегорической «эпопее в прозе», о новоевропейской утопии, об эпистолярном романе, немецком «романе воспитания», французском психологическом романе. Модернистский «роман сознания» XX века, представленный на Западе творениями Пруста, Джойса, Кафки, Унамуно, в дореволюционной России – прозой Андрей Белого, в России послереволюционной – антиутопиями Замятина и Платонова, прозой А. Битова, наглядно демонстрирует способность созданного Сервантесом жанра к кардинальным трансформациям. Книга адресована критикам и литературоведам, всем интересующимся теорией и исторической поэтикой романа, русским романом в западноевропейском литературном контексте.
Вера Бабайцева "Русский язык. 10-11 классы. Углубленный уровень. Учебник. ФГОС".
Цыбулько, Васильевых, Иванов "ЕГЭ 2021 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов".
Цыбулько, Малышева "ОГЭ 2021 Русский язык. Итоговое собеседование. Типовые варианты. 36 вариантов".
Цыбулько, Малышева, Швецова "ОГЭ 2021 Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. 36 вариантов".

"Великая Отечественная война. 1941-1945".
Интерактивная, комментированная книга рассказов и стихов, посвященных Великой Отечественной войне, в серии "Книга + Эпоха". В книгу вошли произведения Л. Кассиля, В. Некрасова, В. Астафьева, В. Берестова, А. Твардовского, К. Симонова и других писателей и поэтов, которые видели Великую Отечественную войну своими глазами: кто-то провожал на фронт отца, кто-то строил дзоты на Мамаевом кургане, кто-то мальчишкой помогал партизанам, кто-то входил в мае в пламенеющий Берлин. Вместе с ними читатель пройдёт трудными фронтовыми путями: от первого тревожного дня - вперёд, к победе. На полях книги, в клапанах и на специальных исторических разворотах размещён подробный историко-бытовой комментарий о ходе войны, устройстве советской армии, военной форме, оружии, орденах и повседневной жизни на фронте, в тылу, в эвакуации, в блокадном Ленинграде. Подлинные предметы и документы тех лет - письма с передовой, газетные очерки, военные плакаты, наградные листы и фотоснимки из семейных архивов - помогут увидеть и понять, какими были эти годы для всех, кого коснулась война. Многочисленные интерактивные элементы, объёмные конструкции и вложения, как всегда в книгах этой серии, поражают и восхищают, превращая чтение в неспешное и вдумчивое погружение в ту эпоху, которую так важно помнить.
А также:
- Ход войны в сводках Совинформбюро
- Униформа и вооружение
- Танк Т-34 внутри и снаружи
- Повседневная жизнь фронта и тыла
- Касса-рубашка из подпольной типографии
- Московская квартира и партизанская землянка во всех подробностях
- Письма военных лет
- Санитарная сумка со всем содержимым
- От рядового до маршала: петлицы солдат и офицеров РККА
- Рукописный журнал белорусских партизан
- Сборные модели двух легендарных самолетов
- Боевые медали и ордена
- Открытка из Берлина
- Оружие победы: знаменитые самолеты, танки и пушки на большом плакате
Составители: Д. Меркулов, А. Солопенко, К. Бунтман.
Для детей 9-12 лет.

Комментариев нет: