пятница, 30 апреля 2021 г.

Мой книжный улов: апрель 2021

        Купила книги.
Марианна Вулф "Пруст и кальмар. Нейробиология чтения".
       Как мы учимся читать? Мозг каждого нового читателя — ребенка, который только приступил к наработке этого навыка, — обладает необычайным свойством выходить за пределы своих первоначальных способностей, чтобы понимать письменные символы. В течение тысячелетий с того момента, как человек научился читать, произошла настоящая интеллектуальная эволюция всего нашего вида. Мозг у того, кто разбирает клинопись шумеров на глиняных табличках, функционирует иначе, чем у того, кто читает алфавиты, и уж тем более чем у того, кто знаком с новейшими технологиями. Здесь налицо как прогресс, так и повод для беспокойства: письменность уменьшила потребность в тренировке памяти, а усиленные информационные потоки и особенности современной цифровой культуры могут иметь глубокие последствия для нашего мозга в будущем. В этой книге, мгновенно завоевавшей мировую известность, видный американский нейробиолог Марианна Вулф исследует, как «открытая архитектура», пластичность нашего мозга помогает и мешает людям в их попытках научиться читать и обрабатывать письменный язык. Читателю предстоит увлекательное путешествие по временам и эпохам, знакомство с разнообразными иллюстрациями развития отдельного человека — от младенца, который слушает колыбельную, до настоящего эксперта — читателя произведений Пруста. Разобравшись, как эволюция и развитие чтения изменили само устройство человеческого мозга и суть нашей интеллектуальной жизни, мы поймем, что мы — это действительно то, что мы читаем.
Елифёрова Мария Витальевна "#Панталоныфракжилет. Что такое языковые заимствования и как они работают".
         Что такое языковые заимствования? Эта тема, несомненно, волнует каждого из нас. Ее обсуждают в школе, в учебниках, в научной литературе и на интернет-форумах. Вместе с тем популярные экскурсы в область заимствований, выходящие в России, сводятся по большей части к теме иностранных слов в русском языке. А вот что такое заимствование вообще, по каким признакам мы его отличаем, почему оно возникает в языке, почему ему сопротивляются - книги об этом пока не было. Этот пробел и попыталась восполнить филолог-англист Мария Елифёрова. Показывая, как взаимодействуют между собой языки и как складываются судьбы заимствований (речь идет не только о словах), автор, наряду с примерами из русской культуры, истории и литературы, обращается к французскому, немецкому, испанскому и более экзотическим языкам из самых разных уголков земного шара. Эта информационно насыщенная и серьезная книга счастливо сочетает глубину научного анализа с доступным живым изложением, юмором и лояльностью по отношению к бунтарям и нарушителям норм и канонов.
"Сто текстов о языке. Книга первая".
         В первой книге «Cто текстов о языке» эксперты Тотального диктанта, друзья акции и авторы научно-популярной редакции проекта рассказывают о прошлом языка, его настоящем и будущем, об актуальных процессах в современной русской графике, о вопросах цифрового этикета и деловой переписки, а также взаимодействии языка и технологий и о тех изменениях, которые произошли или только произойдут в языковой системе. Серия «Русский язык 18+» - это книги для тех, кто понимает, что изучение русского языка не заканчивается с получением аттестата, а грамотность – ключевая компетенция человека в современном обществе. Знания о языке, как, впрочем, и любые другие, можно и нужно совершенствовать всю жизнь. Команда Тотального диктанта помогает делать это эффективно и увлекательно.
Е. В. Никольский "Роман Всеволода Соловьева "Княжна Острожская". Проблемы имагологии и идеологии".
        В монографии кандидата филологических наук Е.В.Никольского рассматривается первый исторический роман Всеволода Соловьева "Княжна Острожская", в котором автор изобразил судьбу так называемой черной княгини - Елизаветы Ильиничны Острожской. Описана история обращения польских писателей и поэтов к образу знаменитой аристократки и специфика восприятия Польши и католичества в русской классической литературе. В ходе анализа выявлены расхождения между документальными материалами, известными автору, и изложением событий в романе. Изложена реальная история прототипа соловьевской героини и сделан вывод о причинах, по которым писатель исказил историческую фактуру. По мнению исследователя, это было вызвано неприязнью Всеволода Соловьева к католичеству и желанием создать занимательную интригу. В финале делается вывод о том, что роман "Княжна Острожская" является идеологическим (антикатолическим) произведением: таковым этот роман воспринимался при жизни автора, и так же он (в условиях господства антипольских мифов в массовом сознании наших современников) может трактоваться и в наши дни.
Е. В. Никольский "Семейная хроника в творчестве Всеволода Сергеевича Соловьева".
        В книге впервые в отечественной науке рассмотрена специфика особого типа прозы - семейной хроники, выявляются его основные черты: линейная последовательность в изложении событий, специфика проблематики, своеобразие историзма. Показаны особенности, отделяющие семейную хронику от жанров романа-эпопеи, романа- реки, семейно-бытового, биографического и исторического романов. Подробно проанализированы художественное своеобразие, историко-литературный и философско-религиозный контексты центральной книги Всеволода Сергеевича Соловьева (1849-1903) "Хроника четырех поколений". В заключении и приложениях, опираясь на опыт творчества современных российских писателей и литераторов русского зарубежья, чьи произведения стали широко известны в последние два десятилетия, автор делает вывод о том, что семейные хроники имеют большие перспективы в русской литературе.
Шекспир Уильям, Райт Бретт "Джульетта. Вместе навсегда".
      Представьте, что главные шекспировские персонажи: Гамлет, Клавдий, Макбет, Макдуф, Ромео и Джульетта и другие - все обзавелись смартфонами, а действие разворачивается в SMS-переписке. Получилось? Коварство, любовь, ненависть, предательство, месть, немного современного интернет-сленга, юмора и реалий XXI века. Сюжет и драматургия сохранены. Вы можете сказать, что «это не Шекспир», и вообще: «ОБОЖЕМОЙ, Шекспир в смайликах, какой кошмар!» - но, прочитав пару страниц, вы не сможете оторваться! Это полный разрыв шаблона! Аналогов нет! Персонажи говорят на очень простом языке, понятном современному человеку. Лепят ошибки, нарочно пишут имена с маленькой буквы, потому что так быстрее. Забывают о существовании запятых, ругаются на Т-9. Они - как мы, а мы - как они, потому что похожими SMS-ками мы ежедневно обмениваемся «вКонтакте» и «What`s Up»!
Шекспир Уильям, Карбоун Кортни "Макбет. Корона или смерть".
      Представьте, что главные шекспировские персонажи: Гамлет, Клавдий, Макбет, Макдуф, Ромео и Джульетта и другие - все обзавелись смартфонами, а действие разворачивается в SMS-переписке. Получилось? Коварство, любовь, ненависть, предательство, месть, немного современного интернет-сленга, юмора и реалий XXI века. Сюжет и драматургия сохранены. Вы можете сказать, что «это не Шекспир», и вообще: «ОБОЖЕМОЙ, Шекспир в смайликах, какой кошмар!» - но, прочитав пару страниц, вы не сможете оторваться! Это полный разрыв шаблона!Ирина Бакланова "Тематические тесты и диктанты по русской орфографии и пунктуации".
      В пособие вошли 38 занимательных текстов, каждый из которых посвящён определённой группе правил русской орфографии или пунктуации. В первой части сборника помещены тексты на подстановку пропущенных букв или знаков препинания. Во второй части те же тексты даны без пропусков, что позволяет использовать их как ключи к тестам первой части, а также в качестве диктантов. Пособие позволяет быстро усвоить или повторить систему правил русской орфографии и пунктуации.
Беляева Оксана Николаевна, Тыранов Николай Дмитриевич "Идеальное сочинение. Подготовка к ЕГЭ. Проблема. Позиция. Комментарий".
      Данное учебное пособие, предназначенное для самостоятельной подготовки к написанию сочинения-рассуждения формата ЕГЭ по русскому языку, содержит пошаговый алгоритм, в результате которого отрабатывается навык выявления, формулирования и комментирования проблемы текста, определения авторской позиции. Доступность теории, изложенной простым языком и визуализированной в емких формулах, структурированность подачи материала внутри занятия и наличие системы упражнений, логично выстроенных от простого к сложному и снабженных ключами-ответами, делают процесс самообучения увлекательным и результативным. Эффективность пособия увеличивается и за счет использования в нем текстов "формата ЕГЭ", требующих особых приемов чтения, с которыми и знакомят авторы.
Беляева Оксана Николаевна, Тыранов Николай Дмитриевич "ЕГЭ. Русский язык. Сочинение без ошибок (логика, грамотность, этика)".
       Учебное пособие предназначено для эффективной самостоятельной подготовки к написанию сочинения-рассуждения формата ЕГЭ по русскому языку. Книга поможет выпускнику детально изучить критерии грамотности, логики, фактической точности и соблюдения этических норм в сочинении и сохранить баллы на экзамене. Эта книга создана для того, чтобы выпускник мог без помощи эксперта ЕГЭ, учителя или репетитора научиться находить и исправлять собственные ошибки, писать сочинение без штампов и шаблонов, за которые снижают баллы при проверке, а также отстаивать свои права в случае апелляции. Эти навыки помогут написать сочинение на ЕГЭ по русскому языку быстро и результативно. Все практические задания сопровождаются ключами, разборами и комментариями.
Наталия Иванова "Литературный парк с фигурами и беседкой. Избирательный взгляд на русскую прозу XXI века".
       Новый сборник известного критика, теоретика и историка литературы Натальи Ивановой проводит читателя по изменчивому литературному пейзажу русской словесности XXI века. Автор усаживается у окна в стремительный литературный поезд не по ходу, а спиной к движению - так будет очевиднее, что новое не появляется и не исчезает сразу, а плавно вписывается в предыдущее, в убегающий пейзаж. Автор к тому же раздваивается - находясь и у окна, и за окном. Не просто отражаясь в стекле вагонного окна, а формируя этот уходящий в прошлое пейзаж своими руками редактора и критика. Фигуры в пейзаже - разумеется, писатели, от знаменитых до новеньких. В качестве натюрмортов громоздятся книги. В отличие от плодов и цветов, не всегда прекрасные. Но автор - критик, а посему полагает, что описывать книги, вызывающие разно-образные чувства, не всегда радостные, вменено профессией.
Лебедева Маргарита Борисовна, Соколова Елена Анатольевна "Индивидуальные исследовательские проекты. Технология организации деятельности. 10-11 классы".
      В пособии рассмотрены подходы к организации проектной деятельности учащихся в 10-11 классах. Авторы показывают, как учащимся старшей школы перейти от групповой проектной работы к индивидуальному исследованию, спланировать индивидуальный исследовательский проект, описать его цели, задачи, результаты, сформулировать и доказать или опровергнуть гипотезу, осуществить основные этапы реализации проекта, получить планируемый продукт проектной деятельности. Цель пособия - представить технологию организации проектной деятельности, рассмотреть конкретные примеры организации проектной деятельности в старшей школе в соответствии с требованиями ФГОС, поэтому в книгу включены описания конкретных проектов.
Евгения Иванова "Январская трилогия Александра Блока. «Интеллигенция и революция», «Двенадцать», «Скифы».
      Написанные в январе 1918 года поэма «Двенадцать», статья «Интеллигенция и революция» и стихотворение «Скифы» близки не только хронологически. Они образуют особую «январскую трилогию», связанную единством творческого им пульса и политического настроения. По слову Блока, все они написаны «в согласии со стихией». В книге рассказывается об истории создания январской трилогии, даются реальный комментарий, необходимый для понимания текстов, и отзывы современников, опубликованные при жизни поэта. Прослеживается роль, которую эти произведения сыграли в последующей жизни Блока. Описаны многочисленные испытания, выпавшие на его долю в последние годы жизни, болезни и тяготы, объясняющие его ранний уход. Приводятся и тексты этих произведений с новой текстологической сверкой по автографам, хранящимся в архиве Блока в Рукописном отделе Института русской литературы (Пушкинском Доме) РАН.
Ирина Борисовна Левонтина "Честное слово".
     Ирина Левонтина – известный ученый-лингвист, ведущий научный сотрудник Института русского языка РАН, автор словарей и блестящих научных статей, специалист по судебной лингвистической экспертизе. А еще она пишет веселые и яркие эссе о переменах в русском языке, и они сложились в увлекательную хронику, которая охватывает период с 90-х годов ХХ века по 2020-й. В конце этой книги есть указатель, который поможет быстро найти историю слова, заинтересовавшего читателя.
Римма Раппопорт "Читай не хочу. Что мешает ребенку полюбить книги".
     "Книга - источник знаний", "книга - лучший товарищ" - эти утверждения знакомы каждому, и было бы странно оспаривать их в аннотации. Но что делать, если ваш ребенок не хочет дружить с литературой, ненавидит сочинения и приносит домой низкие отметки? Как привить любовь к чтению без насилия над личностью? Нам становится страшно, когда дети дают отпор русским писателям, - но почему? И как побороть эти страхи? Что стоит в первую очередь поменять в себе родителям? И зачем нужен шелест бумажных страниц тем, кто родился в XXI веке? Учительница русского языка и литературы, автор образовательного сайта "Мел" Римма Раппопорт ищет ответы на эти вопросы всю жизнь. Она знает, как трудно это бывает, - и как ребенок, выросший в писательской семье; и как педагог в современной школе; и как родитель. "Читай не хочу" - квинтэссенция заботливого подхода к воспитанию, помноженная на здравый смысл, опыт десятков преподавателей и насущные проблемы детей, выбирающих между Блоком и тиктоком.

Комментариев нет: