Из ФБ
Skulachev Anton
На сайте Института стратегии развития образования РАО опубликован проект «Примерных рабочих программ» по предметам (http://www.instrao.ru/primer). Этот проект, – думается, одна из финальных итераций «многоходовочки», описанной мной в статье «Распределеяем по годам обучения» (https://vogazeta.ru/.../17381-raspredelyaem_po_godam...). Идея проекта в том, что содержание образования нужно регламентировать жёстким распределением тем по классам и часам внутри класса. Насколько эта идея нелепа, особенно хорошо понимает любой практикующий учитель, который работал последние два года в школе: мы увидели, насколько такой подход, во-первых, абсурден, а во-вторых, неизбежно превращается в имитацию и обман либо на бумаге (в электронном журнале), либо в учебном процессе. (Я даже молчу о том, что такой подход игнорирует все педагогические новшества и тенденции последних лет – концепцию «больших идей», модульный подход, персонализацию и индивидуализацию, работу с укрупнёнными учебными целями. Тут не до «больших идей», тут абсурд бюрократической регламентации).
Конечно же, этот документ не является нормативным актом: даже если он будет принят, по закону образовательная программа школы разрабатывается «с учётом Примерных программ» (ФЗ «Об образовании в РФ»), что не означает ни дословного их повторения, ни их обязательности. Однако понятно, что в условиях бюрократического рвения (особенно региональных структур) по внедрению в качестве ограничительно-запретительной любой мягкой нормы этот документ может превратиться в нелегально обязательный. И тут кроется серьёзная опасность.
В чём она, почему мне кажется это таким важным сюжетом?
Во-первых, для учителя. Проект скукоживает пространство учебной программы до одной-единственной версии предмета (даже консервативно настроенные учителя в разговорах со мной часто соглашаются, что не самой лучшей – хотя мне кажется, что попросту самой плохой и методически непродуманной). Учитель лишается любого пространства для манёвра – в выборе порядка изучения тем, выборе учебника, выборе подходов к разным ученикам. Учитывая, что выбранная программа (здесь говорю уже про только литературу, про которую знаю хорошо) разрабатывалась в 1970-е годы, учебный предмет архаизируется, отрывается от современных практик, герметизируется. Все новейшие методические поиски как будто бы нарочито игнорируются (это и новые программы и УМК, «тексты новой природы» и другие форматы творческой работы, и подходы к изучению текста, базирующеся на проблемном изучении и медленном чтении, включение в программу современной литературы, и ориентация логики программы, её тематического членения, на школьника-субъекта, читателя и его диалог с текстом – и многое другое). В последние годы в методике преподавания литературы наблюдается мощнейший прорыв – во многом, благодаря сообществу «Методическая копилка словесников» (более 8500 учителей) и его кругу. Предлагаемый проект выкидывает достижения этих лет, отбрасывая методику в состояние полувековой давности, а прогрессивное и творческое учительство делает маргинальной частью профессионального сообщества.
А явная ориентация проекта на тотальное внедрение ежегодных ВПР по всем предметам превращает учителя из творца – в мелкого чиновника, который исполняет поручения и только боится постоянных проверок. Потому что это программа не доверия, а контроля.
Во-вторых, для управления образованием. В образовательном поле появляется опасный прецедент – принятие системного и смыслового документа вне общественного договора и прямо в пику ему (напомню, что действующая Примерная программа стала итогом непростой и долгой работы специальной согласительной комиссии, которая проходила под эгидой Совета федерации).
В-третьих, для ученика. Изучение предмета, сводясь к «прохождению тем» и подготовке к ВПР, к негибкой программе, неизбежно становится делом беспросветно скучным и формальным. Школа становится пространством тотальной имитации.
Наконец, не могу не сказать, что для меня это очень личная история: мы с коллегами боремся с попыткой такой регламентации программ уже очень давно (предлагая и разрабатывая всякий раз множество альтернатив). И всякий раз не покидает ощущение, что с нами играют краплёными картами, по-шулерски подменяя любой общественный диалог – проталкиванием конкретных инициатив. Вот и сейчас –полагаю, что время публикации проекта программ было выбрано специально: учителя, уставшие после сложного учебного года с дистантом, карантинами и ограничениями, вымотанные после дежурства на ЕГЭ, уходят в отпуска и точно не будут иметь силы на то, чтобы реагировать на очередную инициативу сверху.
Итак, Гильдия словесников опубликовала своё заявление: https://slovesnik.org/.../proekt-primernykh-programm-isro....
Что, на мой взгляд, стоит попробовать сделать? Вы можете поделиться этим постом и материалами для того, чтобы создать публичный фон профессионального обсуждения, которое очень хотят сделать непубличным. Вы можете оставить официальный или личный отзыв на сайте ИСРО РАО (ссылка в начале текста, там же, где проект программ). Можно, набравшись смелости, выступить официально от лица организации, опубликовав свой отзыв на какие-то из проектов программ.
Думаю, что надо попробовать сопротивляться.
Блог Ясинской Светланы Георгиевны, учителя русского языка и литературы МАОУ "СОШ №22" Череповца Вологодской области. 11 мая 2010
- Главная страница
- День за днём
- Мои эссе и рецензии
- Мой анализ текста
- Мои методические разработки
- Моя книжная полка
- Моя поэтическая антология
- Моя научно-методическая полка
- Мой читальный зал
- Мой кинозал
- Полезные сайты
- Интересные блоги
- ОГЭ по русскому языку
- Итоговое собеседование в 9 классе
- ОГЭ по литературе
- ЕГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по литературе
- Итоговое сочинение в 11 классе
- Нормативные документы для учителя
- Рабочие программы
- ФГОС
- Образовательные сетевые проекты
- Олимпиады
- Проектная деятельность
- ВПР
- НИКО
- Аттестация
- Родной язык (русский)
- Родная литература (русская)
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий