вторник, 24 августа 2021 г.

Мои эссе. Фильм «Чужой» кинорежиссёра Ридли Скотта как волшебная сказка

Фильм «Чужой» кинорежиссёра Ридли Скотта как волшебная сказка
У нас в Голливуде есть популярная и
безотказно спасительная формула — «Do it with Propp!»
Виктория Нельсон
Иногда герой вместо руки царевны получает
денежную награду или компенсацию в иных формах.
В. Я. Пропп
     В разных интервью американские кинодеятели утверждают, что настольной книгой всех киносценаристов уже несколько десятилетий является монография советского учёного Владимира Яковлевича Проппа (1895-1970) «Морфология сказки» (1928). Кто-то вспомнит книгу Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой» (1949), но американский исследователь мономифа стал вторым.
      «Чужой» (1979), «Прометей» (2012), «Чужой: Завет» (2017) – знаменитые фантастические фильмы английского кинорежиссёра Ридли Скотта. Научная фантастика и в литературе, и в киноискусстве опирается на композиционные особенности фольклорной волшебной сказки. Жанровый фильм вообще строится по модели сказки. Что же объединяет фантастическую трилогию о Чужом Ридли Скотта и волшебную народную сказку?
      Пространство сказки делится на два мира: мир живых людей (свои) и мир не людей, мир мёртвых (чужие). На границе этих миров могут находиться (на выбор рассказчика) река, камень, колодец, столб, мост, избушка Бабы-яги. Герой сказки вынужден из своего мира отправиться в мир чужой, чтобы спасти близкого человека. Пространство фильмов Р. Скотта тоже состоит из этих частей. Свои (живые люди) находятся на космическом корабле, а чужие (ксеноморфы, непонятные биологические организмы) на неизвестной безжизненной планете. Космонавты, к сожалению, высаживаются на эту планету…
     Герой волшебной сказки не сидит дома, путь-дорога – вот его предназначение, пусть и невольное. Такая же судьба и у персонажей фильмов Скотта, только их путь в космосе. Например, команда буксира «Ностромо» занимается многолетними космическим перевозками грузов.
     В «Морфологии сказки» Пропп писал о структуре (композиции, строении) волшебной сказки. Выдающийся филолог обнаружил, что композиция любой волшебной сказки строится из определённого набора стандартных сказочных ситуаций, поступков персонажей. Эти ситуации фольклорист назвал функциями, их всего 31. Позднее итальянский писатель Джанни Родари в книге «Грамматика фантазии» нарёк этот набор «картами Проппа». В конкретных народных волшебных сказках используются не все функции, но общий принцип их расположения всегда остаётся неизменным.
     Обратим внимание на некоторые сказочные функции в композиции кинофильмов Ридли Скотта.
№2. Запрет (не открывай дверь, не разговаривай). В фильмах роль запрета играют уставы, инструкции, приказы капитана корабля.
№3. Нарушение запрета (зашла в запрещённую комнату, в сказку вступает антагонист). В первом фильме офицер по науке не подчиняется приказу лейтенанта Рипли и открывает дверь - так неизвестное существо оказывается на корабле. В третьем фильме экипаж корабля высаживается на неизвестной планете, хотя их цель в уставе была иной.
№6. Подвох (противник обманывает героя, принимает чужой облик).
№7. Пособничество (герой верит обманувшему врагу). В фильмах ксеноморф внедряется в тело человека, заболевшего космонавта несут в медицинский отсек челнока – Чужой попадает на территорию людей. В третьем фильме андроид Дэвид проникает на корабль под именем андроида Уолтера.
№10. Начинается противодействие антагонисту (противнику). В фильмах члены команды (почти все ещё живы) на своей территории пытаются убить Чужого, который гораздо сильнее и быстрее любого человека.
№16. Герой и антагонист вступают в непосредственную борьбу (бой со змеем, богатырём, игра в карты). Последние оставшиеся в живых герои (лейтенант Рипли в 1 фильме, два человека в 3 фильме) выбрасывают Чужого из корабля. В «Прометее» Элизабет Шоу спасается, когда Чужой и Создатель человечества (тоже, как узнали космонавты, чужой) вступают в смертельную схватку.
№18. Герой побеждает.
№19. Начальная беда или недостача ликвидируется. Космический корабль очищен от Чужих, последний оставшийся в живых космонавт может отдохнуть.
№20. Герой возвращается (первый круг сказки завершён, сказку можно закончить). Пожалуй, только во 2 и 3 фильмах космонавты возвращаются на корабль или в сохранившийся модуль корабля.
№21. Герой подвергается преследованию (сказка пошла по второму кругу, если так хочет рассказчик). В 3 фильме героев преследует ксеноморф в теле коллеги, во 2 фильме Элизабет преследует ужасный Создатель, а ксеноморф уже поджидает внутри модуля.
№24. Появляется ложный герой (братья, царь присваивают себе чужие заслуги). Такой есть в 3 фильме. Это робот Дэвид, который якобы спасает космонавтов, а на самом деле позже их погубит и возьмёт власть в свои руки.
№28. Ложный герой или антагонист изобличается. Андроид Дэвид изобличён, но, к несчастью, слишком поздно.
№30. Враг наказывается. В 1 и 2 фильмах так и есть, в 3 фильме другой враг захватил власть (это, видимо, означает, что будут снимать продолжение).
№31. Герой вступает в брак и воцаряется. В фильмах выжившие люди укладываются в криокамеру. Выжила, считай, воцарилась.
     В книге Владимира Проппа перечислены действующие лица волшебной сказки, их всего 7. Это царевна, отправитель, герой, даритель, помощник, антагонист, ложный герой. В фильмах Ридли Скотта мы обнаружили почти всех этих персонажей. Поищем остальных. Отправитель – корпорация, которая отправляет космический корабль, во 2 фильме умирающий старец-отправитель даже сам полетел за бессмертием. Помощники – андроиды. Царевна, наверное, найдётся на какой-то неизвестной планете. Дарителя я не вижу в фильмах.
     Распределю героев кинокартин на 2 группы, на своих и чужих.
Свои: члены экипажа, кот Джонс, андроид Уолтер.
Чужие: Чужие (ксеноморфы), Создатель человечества, робот Эш, робот Дэвид.
     В кинофильмах 20-21 веков, конечно, всё сложнее, чем в традиционной сказке. В «Прометее» учёные находят планету, на которой когда-то жили Создатели человечества. Но выясняется, что выживший Создатель тоже чужой, его цель – смерть людей. В фильме «Чужой» андроид Эш получил на Земле приказ о спасении неизвестного биологического существа, а не человека. Андроид Дэвид из фильмов «Чужой: Завет» и «Прометей», пожалуй, самый страшный Чужой в трилогии. Он уничтожает жителей неизвестной планеты, убивает Элизабет Шоу, которая его восстановила, «сотрудничает» с ксеноморфами. В финале фильма «Чужой: Завет» Дэвид становится хозяином космического корабля и к эмбрионам людей подкладывает эмбрионы Чужих. Завет (одно из значений слова) – договор Бога с человечеством. Кажется, андроид вообразил себя очередным Создателем.
    Американская сценаристка Виктория Нельсон говорила о В. Я. Проппе: «Выведенные им законы построения сказки работают и в кинематографии. Его книга «Морфология сказки» – имею в виду второе американское издание 1968 года – перепечатывалась в США уже не менее 20 раз. Все сценаристы ее имеют. Это их рабочая Библия... Так что я серьезно говорю вам, Пропп разбогател бы в Голливуде» (воспоминания И.И.Земцовского).
     P.S. Зачем в фильме «Чужой» нужен кот?

Комментариев нет: