четверг, 30 декабря 2021 г.

Мой книжный улов: декабрь 2021

      Купила книги.
Михаил Гаспаров. Собрание сочинений в шести томах. Т. 3: Русская поэзия". Составители О. А. Лекманов, К. М. Поливанов.
      Первое посмертное собрание сочинений М.Л. Гаспарова (в шести томах) ставит своей задачей по возможности полно передать многогранность его научных интересов и представить основные направления его деятельности. Во всех работах Гаспарова присутствуют строгость, воспитанная традицией классической филологии, точность, необходимая для стиховеда, и смелость обращения к самым разным направлениям науки. Статьи и монографии Гаспарова, посвященные русской поэзии, опираются на огромный материал его стиховедческих исследований, давно уже ставших классическими. Собранные в настоящий том работы включают исторические обзоры различных этапов русской поэзии, характеристики и биографические справки о знаменитых и забытых поэтах, интерпретации и анализ отдельных стихотворений, образцы новаторского комментария к лирике О. Мандельштама и Б. Пастернака. Открывающая том монография «Метр и смысл» посвящена связи стихотворного метра и содержания, явлению, которое получило название семантика метра или семантический ореол метра. В этой книге на огромном материале русских стихотворных текстов XIX–XX веков показана работа важнейшей этой составляющей поэтического языка, продемонстрированы законы литературной традиции и эволюции поэтической системы. В книге «Метр и смысл» сделан новый шаг в развитии науки о стихах и стихе, как обозначал сам ученый разделы своих изысканий. Некоторые из работ, помещенных в томе, извлечены из малотиражных изданий и до сих пор были труднодоступны для большинства читателей. Труды М.Л. Гаспарова о русской поэзии при всем их жанровом многообразии складываются в целостную, системную и объемную картину благодаря единству мысли и стиля этого выдающегося отечественного филолога второй половины ХХ столетия.
Галина Ульянова "Купчихи, дворянки, магнатки. Женщины-предпринимательницы в России XIX века".
       Тех, кто полагает, будто в России XIX века женщины занимались сугубо домашним хозяйством и воспитанием детей, а в деловом мире безраздельно правили мужчины, эта книга убедит в обратном. Опираясь на свои многолетние исследования, историк Галина Ульянова показывает, что в вопросах финансов и заключения сделок хорошо разбирались как купеческие дочери, так и представительницы всех экономически активных сословий. Социальный статус предпринимательниц варьировался от мещанок и солдаток, управлявших небольшими ремесленными предприятиями и розничными магазинами, до магнаток и именитых купчих, как владелица сталепрокатных заводов дворянка Надежда Стенбок-Фермор и хозяйка крупнейших в России текстильных фабрик Мария Морозова. Каково было отношение этих женщин к богатству? Какие стратегии развития бизнеса они избирали? Удавалось ли предпринимательницам совмещать твердость в бизнесе с мягкостью и заботой в семье? Автор отвечает на эти вопросы, приводя десятки фантастических историй женского успеха, которые переворачивают наши представления о месте женщин в дореволюционном обществе. Галина Ульянова — доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН, автор семи книг по истории купечества и благотворительности. «Темное царство» купечества, как и описания помещиков-эксплуататоров, всегда были окружены множеством мифов, а в советское время «бывшие» сословия стали объектом целенаправленных насмешек и издевательств. Сегодня на смену критике порой приходят почти житийные истории, которые столь же далеки от реальности, как образы купцов и дворян — «кровососов». Книга Галины Ульяновой, написанная на огромной документальной базе преимущественно архивных источников, позволяет нам увидеть созидательную деятельность женщин предпринимательниц XIX века, активных участниц социальных и экономических изменений в нашей стране.
Кирилл Соловьев "Союз освобождения. Либеральная оппозиция в России начала ХХ века".
       Первое десятилетие ХX века стало временем самоопределения многих общественных сил и колоссального запроса на политические изменения, временем поиска будущего, многочисленных программных установок и формирования партийных организаций. Новая книга Кирилла Соловьева посвящена либеральной оппозиции в России накануне и во время Первой русской революции 1905 года. Речь идет о формах политического действия оппозиции в условиях самодержавия — причем той ее части, которая не была готова к прямому насилию и вместе с тем рассчитывала на итоговый успех. В 1905 году ее лидеры (Петр Струве, Евгений Трубецкой, Александр Кизеветтер, Екатерина Кускова, Николай Кареев, Михаил и Сергей Сабашниковы, Николай Гучков, Владимир Набоков, Владимир Вернадский и другие) чувствовали себя в числе победителей, внесших свою лепту в эволюцию политического режима. Кирилл Соловьев — доктор исторических наук, профессор Школы исторических наук Факультета гуманитарных НИУ «Высшая школа экономики», специалист по политической истории России XIX — начала XX веков. Книга Кирилла Соловьева посвящена организации «Союз освобождения», но рассказывает она о куда более глобальных процессах: самоорганизации российского общества в условиях, когда власть перестала поспевать за новыми вызовами времени и вместо диалога выбирала разнообразные пути репрессий. Аресты, высылки из городов и даже отбирание детей у матерей-«революционерок» — эти меры сплачивали людей, формировали культуру подполья. На богатом фактическом материале автор выстраивает своеобразную партийную эволюцию либералов: житейские связи, университетский круг, издательская деятельность, общественный союз, политическая партия.
Олег Будницкий "Люди на войне".
       Очень часто в книгах о войне люди кажутся безликими статистами в битве держав и вождей. На самом деле за каждым большим событием стоят решения и действия конкретных личностей, их чувства и убеждения. В книге известного специалиста по истории Второй мировой войны Олега Будницкого крупным планом показаны люди, совокупность усилий которых привела к победе над нацизмом. Автор с одинаковым интересом относится как к знаменитым историческим фигурам (Уинстону Черчиллю, «блокадной мадонне» Ольге Берггольц), так и к менее известным, но не менее героическим персонажам военной эпохи. Среди них — подполковник Леонид Винокур, ворвавшийся в штаб генерал-фельдмаршала Паулюса, чтобы потребовать его сдачи в плен; юный минометчик Владимир Гельфанд, единственным приятелем которого на войне стал дневник; выпускник пединститута Георгий Славгородский, мечтавший о писательском поприще, но ставший военным, и многие другие. Олег Будницкий — доктор исторических наук, профессор, директор Международного центра истории и социологии Второй мировой войны и ее последствий НИУ ВШЭ, автор многочисленных исследований по истории ХX века.
Александр Пронин "Бумажный Вертов / Целлулоидный Маяковский".
      В этой книге знаковые фигуры русского революционного авангарда предстают в необычном ракурсе: кинорежиссер Дзига Вертов — как литератор, поэт Владимир Маяковский — как киноактер, сценарист и организатор кинопроизводства. Пользуясь методом «параллельного монтажа», автор монографии обнаруживает многочисленные, порой неожиданные пересечения в жизни и творчестве своих героев: сходства судеб и эстетических программ, взаимное цитирование, попытки друг у друга учиться. Перед читателем разворачивается «полнометражный творческий разговор» Вертова и Маяковского в контексте «поэтики эпохи». Авторский анализ дополняют ценные приложения, в том числе тексты Маяковского, посвященные кино, и впервые публикуемые стихотворения Вертова. Александр Пронин — доктор филологических наук, доцент СПбГУ, исследователь экранной драматургии, автор книг «Телевидение как рассказчик», «Как написать хороший сценарий», сценарист более 20 документальных фильмов.
Евгений Шалашов "Эдгар По в России".
      1829 год. Юный Эдгар Аллан По, начинающий писатель и поэт, садится на корабль, отправляющийся из Америки в Старый Свет. Эдгар решает повторить путь своего кумира - лорда Байрона, - отправившись на войну за независимость Греции, но из-за слабого знания географии выбирает самый "короткий" путь - через Россию. По прибытии в Санкт-Петербург выяснилось, что на войну Эдгар опоздал, потому что Греция уже обрела независимость, а нахождение в пределах Российской империи является незаконным из-за отсутствия документов. По счастью, высокопоставленный русский чиновник разрешил американцу остаться в Петербурге на один месяц, и этот период в жизни будущего литературного классика оказался богатым на приключения. Роман рассказывает о происшествии в жизни Эдгара Аллана По, которое одни исследователи считают фактом, а другие - выдумкой самого По.
Лев Соболев "Комментарий к книге Л. Н. Толстого "Война и мир".
      Предлагаемый комментарий содержит указания на источники некоторых реалий, эпизодов и суждений из книги Толстого; важнейшая задача предлагаемой книги - показать, как работает Толстой с источниками. При этом следует иметь в виду, что Толстой пользовался историческими материалами и для неисторических персонажей - так построен дневник Пьера, письма княжны Марьи и другие страницы книги. В книгу включен указатель имён и словарь устаревших и специальных слов.
Михаил Лермонтов "Бородино". Подробный иллюстрированный комментарий".
      "Книга в книге" содержит текст знаменитого стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Бородино" (1837) и постраничные пояснения к сложным терминам и событиям, описанным поэтом. В оформлении внутренней книги использованы классические иллюстрации В. Г. Шевченко, погружающие читателя в атмосферу эпохи. Издание будет полезно всем детям и взрослым, внимательно читающим русскую классическую литературу. Идея и комментарии - Л.В. Рожников.
Михаил Лермонтов "Смерть поэта". Подробный иллюстрированный комментарий".
       Дуэль Пушкина стала следствием изощренной интриги, в которой Жоржу Дантесу отводилась лишь роль исполнителя. Несмотря на обилие версий и множество документов, появившихся за почти два века, имена всех организаторов убийства поэта неизвестны до сих пор. Между тем наиболее взвешенный и объективный анализ обстоятельств трагедии был дан в первые же дни после дуэли мало кому тогда известным гусаром Лермонтовым. С необыкновенной художественной силой, возвестившей о появлении нового гения, Михаил Лермонтов раскрыл истинные причины убийства поэта и, в какой-то степени, помешал осуществиться планам организаторов заговора. В издании, подготовленном с использованием технологии "книги в книге", приводится подробный построчный комментарий великого стихотворения, позволяющий читателю реконструировать события тех лет и узнать об обстоятельствах, при которых создавалась "Смерть поэта". Идея и комментарии - Л.В. Рожников.
Михаил Есеновский "Ангина Марина".
       Михаил Есеновский написал книжку для тех, у кого под мышкой градусник, а на груди горчичники. Любимый герой писателя, мальчик Юра, хорошо знакомый читателям по книге "Главный шпионский вопрос", из любых затруднительных положений выходит с юмором и фантазией. На этот раз он налаживает отношения с детскими болячками: ангиной Мариной, коклюшем Пахомом, девчонкой ветрянкой, добродушной свинкой, хулиганом аппендиксом…Художник Юрий Скоморохов тепло и уютно проиллюстрировал Юрину историю болезней в своеобразной технике аппликации. Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Михаил Есеновский "Причёска номер один".
      В этой книге Михаила Есеновского - стихи про всё. И про причёску номер один, и про 303 тысячи 33 волосинки, и про 400 пятен на Солнце. Здесь курица пытается взлететь с палубы авианосца, а мыши - улететь на Луну в ракете. Черепаха копит деньги на ремонт панциря, а рыбка - на аквариум с джакузи. Лев работает парикмахером, а моль - гардеробщицей в Большом театре. И всё это весело, энергично, под музыку. Крот танцует фокстрот, козёл - рок-н-ролл, а муравьи - танец маленьких лебедей. Ну очень маленьких. Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Михаил Есеновский "Вкусный Юра".
      Михаил Есеновский снова написал про Юру. Того, который сначала всего боялся. Точнее, ничего не боялся (в книге "Главный шпионский вопрос"). Который потом болел. Вернее, не болел, а дружил со своими заболеваниями (в книге "Ангина Марина"). Теперь Юра ест. То есть, нет, это его едят. Он же вкусный. Ест лиса, ест волк, ест медведь. И носорог, и бегемот с крокодилом. Даже морская свинка. Даже тушканчик. Как же так? Ведь Юра один, а зверушек много. Ерунда, ничего страшного, хорошего человека на всех хватит. Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Анастасия Орлова "Море за углом".
      "Море за углом" - сборник рассказов для детей и, наверное, одна из ослепительных вершин в современной детской книжной иллюстрации. Необычно в этой книге всё. Как она выглядит. Какие вопросы освещает. Как в душу залезает. Как утешает. Как волнует. Книга неспокойная, словно танцующая, бликующая, переливающаяся - как море. Автор утверждает, что оно за углом, оттого всё вдруг вокруг и переменилось. И твой выбор - лечь на море, слушать море, прикинуться неопознанным плавающим объектом, но в общем море надо как-то использовать, нельзя его пропустить мимо ушей, проглядеть, проигнорировать, не заметить. Хотя… люди-то заряжаются от Земли, как от батарейки, оттого и ходят весёлые. А кто грустный, тому, видимо, надо чинить зарядное устройство. Нет во всём этом никакого противоречия. Есть нежнейшая проза чудесной детской писательницы Анастасии Орловой, богатейшая образность которой виртуозно воплотилась в иллюстрациях Екатерины Лаврентьевой. Сложная многоплановая техника художницы, внезапность каждого разворота, каждого стихотворения, так что - ах! - и невозможно справиться с эмоциями. Вы нигде и никогда не видели ничего подобного, а увидеть и ахнуть надо. Новый шаг в искусстве оформления детской книги; долгий общий путь писателя и художника, который привёл их к вершине. Хорошо отправиться за ними вместе со своим ребенком; вырастет - поблагодарит за такую возможность. Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Дина Бурачевская "Как будто".
      Дина Бурачевская очень любит сочинять детские стихи лёжа в кровати, обложившись подушками, а рядом чтоб стояла тарелочка с пряниками и конфетами, а в ногах чтоб урчал любимый кот Лунтик. И ещё она любит выступать перед детьми, а когда она выступает, то машет руками, краснеет и даже подпрыгивает, но детям всё равно это очень нравится. Любимый цветок Дины Бурачевской - это одуванчик, так что если придёте на её выступление, то обязательно принесите букет белых одуванчиков, главное, чтоб в этот день погода была не очень ветреной... Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Галина Дядина "Вот иду я в шубе".
       "Вот иду я в шубе" - это стихи наши с шубой. Шуба - моя закадычная муза. Вообще-то, в ней я хожу очень редко. Особенно летом. Просто на лето шуба моя уезжает в деревню к бабушке. Помогать по огороду. Там она работает пугалом и отгоняет ворон от грядок с морковкой. Осенью шуба улетает на юг вслед за журавлями и утками. Или впадает в зимнюю спячку, если погода нелётная. Я стараюсь не тревожить её без важного дела. Надеваю только под Новый год, в лес за подснежниками. А когда возвращаюсь - тут же берусь за стихи. Срочно ведёт рукавом вдохновение! Для дошкольного и младшего школьного возраста.
Марина Бородицкая "Рыбкин телевизор".
В наше время издается великое множество книг для детей. Веселые стишки, милые картинки - казалось бы, этим уже никого не удивишь. Однако сборник стихов Марины Бородицкой "Рыбкин телевизор", безусловно, выделяется среди прочих. В первую очередь тем, что написан и проиллюстрирован действительно с душой. Знакомые с детства и новые, отражающие современные реалии строки пронизаны теплом и добрым юмором, они вызовут улыбку и у детей, и у взрослых. Окружающий мир в этих стихах представляется таким, каким его видит ребенок - чудесным, полным волшебства. А ведь автору удалось так преобразить не только сказочные сюжеты, но и самые обычные, жизненные ситуации. Иллюстрации Кати Михалиной заслуживают отдельного внимания. Сами по себе они красивые, теплые и трогательные, но кроме того, дополняют стихи настолько органично, что текст и изображение создают общее впечатление, словно одно целое. Эта книга непременно найдет отклик в сердцах маленьких читателей и их родителей. Для дошкольного и младшего школьного возраста.

Комментариев нет: