воскресенье, 1 мая 2022 г.

Урок литературы в 7 классе. Валерий Роньшин "Новая мама". Учимся понимать художественный текст

      28 апреля 2022 в нашей школе проходил традиционный методический день. Побывала на отличном уроке русского языка в 5 классе. Большое спасибо, Екатерина Сергеевна Смелова.
      Я сама провела урок литературы в 7 классе "Валерий Роньшин "Новая мама". Учимся понимать художественный текст". На занятии учились применять некоторые приёмы понимания текста.
    Показала детям книги писателя Валерия Роньшина, которые недавно купила и начала читать. Вспомнили приёмы понимания текста: прогнозирование по автору, названию, вопросы к тексту толстые и тонкие.
     Читала рассказ "Новая мама" с остановками, дети высказывали предположения, что будет дальше, одна ученица на доске записывала прогнозы одноклассников (приём "Чтение с остановками", приём "Дерево предсказаний").
    Затем дети в парах придумывали толстые и тонкие вопросы. Пары задавали друг другу вопросы и сами отвечали на вопросы учеников по тексту рассказа (приём "Толстые и тонкие вопросы").
     Домашнее задание на выбор ученика: сочинить рассказ "Новая мама 2" или сравнить рассказ Роньшина со сказкой "Золушка".
    Далее предлагаю часть (ход урока) моего конспекта урока и таблицу "Стратегии смыслового чтения. Приёмы обучения пониманию текста на уроках гуманитарного цикла", которую сама составила когда-то.
Ход урока
1. Мотивация познавательной деятельности.
Учитель рассказывает о книгах Роньшина, которые он сейчас читает, показывает их.
2. Целеполагание.
А зачем я вам, семиклассникам, показываю эти книги? Да, мы сегодня обратимся к рассказу Валерия Роньшина. Зачем мы на уроках литературы читаем художественные тексты? Конечно, мы учимся понимать произведения, учимся анализировать их.
До чтения (у учеников текста нет перед глазами)
3. Прогнозирование.
Название рассказа – «Новая мама». Как вы думаете, о чём это маленькое произведение? Каким будет ваш прогноз?
По ходу чтения (текст только у учителя)
4.Чтение с остановками. Приём «Дерево предсказаний».
Учитель читает, ученики предсказывают. Один из учеников записывает предположения (на доске или в тетради) по ходу чтения.
«Жили были мама, папа и девочка Маруся. И всё у них шло нормально. Папа бегал по магазинам, обеды готовил, стирал, шил…. Короче хозяйством занимался. Мама в цирке работала акробатом-эксцентриком: она складывалась в несколько раз и забиралась в малюсенький сундучок. Зрители ей за это аплодировали, а в кассе ей за это платили денежки.
Ну а девочка Маруся ходила в школу.
Так они и жили».

Что, по-вашему, будет дальше?

«Но вот в прекрасный день…. мама исчезла.
Неделю мамы нет…. Две недели….месяц. Как сквозь землю провалилась.
Девочка Маруся уже и волноваться начала.
— Не волнуйся, доченька, — успокаивает её папа. – Найдется мама».

Мама найдётся?

«А тут звонок в дверь: дзинь -дзинь. Заходит в квартиру модно одетая женщина.
Вот и мама пришла! – улыбается папа.
Папа, ты что!? – говорит Маруся. – Какая же это мама!?
А папа рукой машет.
-Доченька, ну не все ли тебе равно? Была одна мама, теперь другая. Все женщины одинаковы.
А незнакомка потрепала Марусю по щеке и сказала: — Новая вещь, детка, она завсегда лучше старой.
Потом к мамину шкафу подошла и створки распахнула.
— Ух ты! — обрадовалась. – Одежки сколько! Да вся моднявая!
Звали новую маму Дарья Петровна. Работала она продавщицей. Пивом торговала.
Ну что ж…стали они опять жить втроем. Папа, Маруся и Дарья Петровна».

Как жилось с новой мамой?

«Да только с того дня снится Марусе каждую ночь один и тот же сон. Словно бы хоронят ее на кладбище. И она присутствует на собственных похоронах. Но её никто не видит кроме Дарьи Петровны.
А Дарья Петровна с нехорошей такой усмешкой, говорит:
— Вот ты Маруся, и померла наконец.
В одну из ночей проснулась Маруся от страха и видит, что не у себя в кроватке она лежит, а в темном лесу.
Да еще и связанная по рукам и ногам.
Еле развязалась Маруся и побежала домой. Прибегает - там свадьба. Папа на Дарье Петровне женится! Вбежала Маруся в комнату.
Папа! Папа! –кричит, — Дарья Петровна меня связала и в темном лесу бросила!»

Как отреагирует папа на эти слова дочери?

«А папа молчит и как-то странно на Марусю смотрит. И все гости умолкли и тоже странно смотрят.
— Доченька, — наконец говорит папа. – Откуда ты взялась? Мы ж тебя вчера похоронили. И поминочки справили.
— Как? – похоронили? – обалдела Маруся.
— Очень просто, — отвечают гости. – ты умерла, мы тебя в гроб положили, снесли на кладбище и в землю зарыли.
— Да! Да! - выскочила из-за стола Дарья Петровна. – Умерла, умерла детка! Так что нечего тута….
У нас и справочка с печатью имеется о твоей смерти. И машет у Маруси перед носом справочкой с печатью.
— Но папа, папа, — чуть не плачет Маруся. – Вот же я живая! Неужели ты мне не веришь!?
— Фу-у. - Папа пот со лба вытирает. Ну я-то, доченька, положим тебе верю, но это же ничего не значит раз справка с печатью имеется.
— Да что ты с нею разговариваешь!? – орет Дарья Петровна. – Не видишь, что ли, что она самозванка? Гони в шею!
— Вот именно, в шею! – подхватили гости. Умерла, так умерла!.
Папа обнял Марусю за плечи и шепчет ей на ухо: — доченька, ты бы и правда ушла отсюда. Погулять. А я тебе рубль дам. На мороженое. А, дочурка?..
- Мороженое , папа стоит дороже, — со вздохом отвечает Маруся.
— А ты купи половинку. А то у меня только рубль. Остальные деньги Дарья Петровна забрала.
А Дарья Петровна их разговор подслушивает.
— Обойдется без мороженого, — злобно шипит. – Ишь, наглая какая. Целое мороженое ей подавай. Сразу видно – самозванка. Та-то девка поскромнее себя вела».

Что будет дальше?

«Брела, брела и забрела в самый дальний угол двора. На помойку. Смотрит, а на помойке сундучок валяется, с каким мама в цирке выступала. Подобрала Маруся сундучок, открыла…
А там – мама!!! сложенная в несколько раз!.. Да не мертвая, а живая!
Нет слов, как Маруся обрадовалась. Ну а уж как мама обрадовалась, тем более слов нет.
— Мама! Мама! - прыгает Маруся от счастья. - Как ты здесь оказалась?
— Как, как, — отвечает мама, а сама разгибается, плечами шевелит, тело свое затекшее разминает. – папаша твой с Дарьей Петровной обманов засунули. Покажи да покажи, просят, как ты в такой маленький сундучок забираешься. Я и показала. А они сундучок на крючок и на помойку…
— Ни фига себе, — ахнула Маруся».

Мы подошли к финалу. Что, по-вашему, будет в конце рассказа?

«Короче, пошли они в милицию и рассказали всё как есть.
— Ни фига себе, — ахнули в милиции.
И тут же арестовали папу и Дарью Петровну. Посадили их в вагон и отправили в Сибирь. Папу на десять лет, а Дарью Петровну на двадцать, потому что женщины дольше живут.
Ну а мама вскоре привела Марусе нового папу. Дядю Юру. Он художником работал. Деньги рисовал. И стали они с тех пор жить богато и весело».

Ваши впечатления от рассказа? Может, текст что-то напомнил? Сказки про мачеху, «Золушку».
5. Приём «Дерево предсказаний».
Сопоставим наши установки во время чтения (слушания) и окончательный результат. Тот, кто записывал предсказания, читает их.
Почему нам  удались верные предсказания? 
После чтения (текст у всех учеников)
6. Приём «Толстые и тонкие вопросы». Работа в парах.
Начнём разбираться в смысле текста. Репродуктивные (вопросы, на которые есть прямые ответы в тексте) и продуктивные (прямых ответов нет) вопросы.
Каждая пара придумывает 2 репродуктивных (тонких) и 2 продуктивных (толстых) вопроса. Затем обмениваемся своими вопросами с соседями, задаём самые интересные вопросы классу.
Слушаем всем классом интересные толстые и тонкие вопросы, отвечаем на них.
7. Рефлексия.
Чьи вопросы вам показались интересными, необычными? Почему?
8. Самооценка.
Оцените себя и свой класс на этом уроке.
9. Домашнее задание. Инструктаж учителя.
Индивидуальное или парное (на выбор).
А. Сопоставить рассказ «Новая мама» со сказкой «Золушка».
Б. Написать рассказ «Новая мама 2».

Стратегии смыслового чтения. Приёмы обучения пониманию текста на уроках гуманитарного цикла

Образовательная технология «Развитие критического мышления средствами чтения и письма»

Модель работы читателя с текстом (Г.Г.Граник)

Примечания

I. До чтения текста

«Три попутчика сопровождают читателя в его движении сквозь текст: выявление связей причин и следствий, установление сходств и различий, выяснение правдоподобия и неправдоподобия. А заставляет их работать одна из самых важных мыслительных операций – операция сравнения…Мы рассматриваем диалог с текстом как систему следующих операций: постановка вопросов к тексту, выдвижение предположительных ответов на эти вопросы и гипотез относительно дальнейшего содержания текста, проверка этих ответов и гипотез» (Граник Г.Г.).

 

Виды информации в художественном тексте

·           Фактуальная. Факты, события, место и время действия  (фабула). Передаётся  пересказом текста.

·         Подтекстовая. Скрытый  смысл, который  передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств  художественной изобразительности (подтекст). Пересказом не передаётся.

·         Концептуальная. Система  взглядов автора  на жизнь, его  мировоззрение  (концепт, идея, главная мысль). У разных читателей разная концептуальная  информация. (И.Гальперин)

Стратегия «Чтение с остановками»

1.Искренний рассказ о своём опыте знакомства с автором, произведением.

1.Автор. Что известно о нём?

2.Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.

2. Обсуждение названия произведения. Ассоциации, аналогии, связи.

3.Эпиграф. Ассоциации.

4.Прогноз. Читательское предугадывание ведёт к возникновению вероятностного прогнозирования.

II.По ходу чтения текста

1.Чтение текста с остановками. Во время остановки учитель задаёт вопросы (Что будет дальше? Почему герой поступил так? Какие чувства вызвал этот фрагмент?).

1.Установка. Ожидание подтверждения своего прогноза.

2.Приём «Дерево предсказаний». Краткая запись ответов – предсказаний учеников в виде схемы.

2.Внимание к слову. Лексическое значение непонятных слов.

3.Диалог с текстом. Проблемные текстовые ситуации и скрытые вопросы.

III. После чтения текста

1.Приём «Толстые и тонкие вопросы».

1.Главная мысль текста.

Толстые вопросы

Тонкие вопросы

2.Приём «Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»).

2.Виды информации в художественном тексте.

·         Фактуальная.

·         Подтекстовая.

·         Концептуальная

Продуктивные.

Прямого однозначного ответа в тексте нет.

Репродуктивные. 

Есть в тексте однозначный ответ.

3.Сильные позиции текста.

Сильные позиции текста: название, эпиграф, начало и конец текста (главы), повторы, рифмы.

3. После обсуждения учитель предлагает несколько цитат, пословиц, связанных с содержанием текста. Ученики пишут эссе по своему выбору.

4.Вторичные тексты.

·         План.

·         Пересказ.

·         Тезисы.

·         Конспект.

«Ромашка вопросов»  («Ромашка Блума»)

1.Простые. Фактические, репродуктивные.

2.Уточняющие. «Если я правильно понял…».

3.Интерпретационные. «Почему…?».

4.Творческие. В вопросе есть частица «бы».

5.Оценочные. Критерии оценки явлений.

6.Практические. Взаимосвязь между текстом и жизнью.

 

Комментариев нет: