воскресенье, 28 августа 2022 г.

Мой книжный улов: август 2022

       Купила книги.
Михаил Гаспаров. Собрание сочинений в шести томах. Т. 4: Стиховедение.
        Первое посмертное собрание сочинений М. Л. Гаспарова (в шести томах) ставит своей задачей по возможности полно передать многогранность его научных интересов и представить основные направления его деятельности. В четвертом томе собраны его главные стиховедческие работы. Этот раздел его научного наследия заслуживает особого внимания, поскольку с именем Гаспарова связана значительная часть достижений русского стиховедения второй половины XX века. Предложенный здесь выбор статей не претендует на исчерпывающую полноту, но рассчитан на максимальную репрезентативность. Помимо давно ставших классическими, в настоящий том вошли также незаслуженно малоизвестные, но не менее важные труды Гаспарова, в соседстве с которыми тексты, отобранные самим автором, приобретают новое качество. Эти работы извлечены из малотиражных изданий и до сих пор были труднодоступны для большинства читателей. Также здесь представлены его энциклопедические статьи, где четко и сжато сформулированы принятые им определения фундаментальных понятий стиховедения. Труды М. Л. Гаспарова по стиховедению остаются в числе важнейших настольных справочников у всех специалистов по истории и теории стиха.
Дмитрий Александрович Пригов. Малое стихотворное собрание. В 6 томах.
      Дмитрий Александрович Пригов — один из основателей московского концептуализма, поэт, прозаик и художник, автор тысяч стихотворений, «неканонический классик». Поэтический дар Д. А. Пригова — уникальный, щедрый и неукротимый — разносторонне представлен в этом собрании. Буквы П.Р.И.Г.О.В. стали здесь ключами к темам и мотивам его поэзии — от преисподней до рая, от вины до искренности.
Ульрике Мозер "Чахотка. Другая история немецкого общества".
       Туберкулез легких, или чахотка, — спутник человечества на протяжении всей его истории. До XX века чахотка означала смертный приговор, не щадила ни бедных, ни богатых, ни безвестных, ни знаменитых. Но отношение к этой болезни в обществе постоянно менялось. В книге Ульрике Мозер показаны трагические стадии этих перемен: чахотка из «возвышенной» болезни, поражающей гениев и ангелоподобных девушек, превращается в источник прибыли горных курортов, а затем — в злокозненную язву городских низов. В Третьем Рейхе нацистские постулаты о вырождении и расовой чистоте лишили туберкулезных больных всякой надежды: их массово убивали или подвергали жестоким медицинским экспериментам. Несмотря на открытие антибиотиков, туберкулез и сегодня остается одной из самых распространенных причин смерти — и об этом полезно помнить даже на фоне более «актуальных» эпидемий. Ульрике Мозер — немецкий историк, сотрудница изданий «Frankfurter Allgemeine Zeitung» и «Die Woche».
Дарюс Сталюнас "Польша или Русь? Литва в составе Российской империи".
       История становления России как империи и доминирование в ней националистического дискурса наглядно отражается в той политике, которую страна проводила в отношении своих «окраин». Среди них — земли Великого княжества Литовского, названные в официальной номенклатуре XIX века Северо-Западным краем. Государственная идеология, создавшая образ этих территорий как исконно русских, загнала себя в «дискурсивный капкан»: этнокультурная реальность края была иной. Книга Дарюса Сталюнаса анализирует национальную политику в отношении каждой из наиболее многочисленных этнических групп этого региона — белорусов, литовцев, евреев и поляков. Его исследование показывает, что в Литве большинство мер, направленных на «обрусение», «исправление», «слияние» или «сближение» нерусского населения, оказались либо безрезультатными, либо привели к совсем не тем последствиям, на которые надеялись власти. Причины этих неудач были прежде всего связаны с господствующими идеологическими стереотипами, мешавшими увидеть сложную конфигурацию социальной действительности. Дарюс Сталюнас — ведущий научный сотрудник Института истории Литвы.
Борис Акунин "Он уходя спросил".
      В этот самый миг с грохотом распахнулась дверь. Сейчас судьба подхватит меня и понесет на своих бурных волнах, не давая опомниться…" Не зря криминалист Василий Гусев пытался передать дело "табачно-спичечной королевы" главе частного детективного агентства. Расследование, на первый взгляд касающееся только одной семьи, вскоре выйдет на совсем другой уровень и затронет тех, от кого зависит судьба Империи… «Дело табачно-спичечной королевы» видится криминалисту Василию Гусеву обыкновенной семейной историей. Он передает дело частному детективному агентству, но не подозревает, какая бомба замедленного действия скрыта в перипетиях семейных интриг. Улики указывают на самый верх аппарата государя. И вот на кону уже судьба Империи.
Борис Акунин - Чхартишвили "Медвежатница".
      Действие пятого романа серии "Семейный альбом" происходит в Москве в 1955 году. Люди постепенно возвращаются из лагерей, уже можно говорить на "опасные" темы, но XX съезд КПСС еще не состоялся. Наш любимый герой Антон Клобуков - член-корреспондент АН, по-прежнему весь в прошлом, в воспоминаниях и переживаниях об ушедших близких. И если бы не встреча с "медвежатницей", кто знает, как сложилась бы дальше судьба этого человека. Кроме как всегда точно подмеченных черточек времени особую прелесть и увлекательность придают книге небольшие стилизованные вставки - мы с героями попадаем то в Древний Рим, то в авиакатастрофу, то в чудом сохранившуюся в Сибири деревню старообрядцев. Ну и конечно Акунин-Чхартишвили не может обойтись без рефлексии и чрезвычайно интересных ментальных конструкций. Только на этот раз исследование человеческой природы касается не педагогики, как в "Трезриуме", а совместимости женщин и мужчин и даже любви.
Евгений Шалашов "Чекист. Секретная командировка".
      За двадцать с лишним лет службы в органах госбезопасности Олег Васильевич Кустов не скопил денег и не дослужился до высоких чинов. Единственное, что он умеет - защищать свою Родину от врагов. Как внешних, так и внутренних. В результате странного эксперимента Кустов перенесся в 1918 год и попал в тело Владимира Аксенова - выпускника учительской семинарии, двадцатилетнего ветерана Первой мировой войны, служащего журналистом в провинциальной газете. Однако, как известно, бывших чекистов не бывает. Поэтому Кустов-Аксенов недолго задерживается в журналистах. Он поступает на службу в Чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и спекуляцией. Став чекистом, он понимает, что враги остаются врагами, в какую бы шкуру их не рядили, а истинная ВЧК совсем не похожа на ту "кровавую машину", о которой писали либеральные СМИ.
Нина Валгина "Функциональные стили русского языка. Учебное пособие".
     В пособии даются экстралингвистические и собственно языковые характеристики функциональных стилей русского языка: разговорного, официально-делового, научного, церковно-религиозного, публицистического, художественного. Стили рассматриваются как речевые системы, обладающие набором средств выражения и экстралингвистических признаков, обусловленных спецификой общения в разных сферах деятельности. В каждом разделе имеются тексты для анализа и задания к ним. Книга предназначена для всех занимающихся литературным трудом, книгоиздательской деятельностью, для студентов и аспирантов, обучающихся по филологическим специальностям, для учителей и преподавателей словесности. Пособие также адресовано научным работникам, специалистам официально-деловой сферы и документооборота, лицам, пользующимся церковно-религиозными текстами. Оно может быть полезно желающим повысить уровень культуры разговорной речи и общения в деловой и бытовой сферах.
Вайсман Мария Евгеньевна, Громова Наталья Александровна "Это будет, как трамвай. История Никиты Шкловского".
       Книга о Никите Шкловском, сыне писателя Виктора Борисовича Шкловского, погибшего в самом конце войны, в 45 году в возрасте 21 года. Книга основана на материалах семейного архива, который был любовно собран матерью Василисой Георгиевной и сохранен сестрой Варварой Викторовной. Книга ценна своей живой документальностью, она дает возможность современным детям увидеть, чем жили такие же мальчики и девочки, как они, девяносто лет назад. Для среднего и старшего школьного возраста.
Анне Провост "Падение".
     Роман Анне Провост "Падение" вышел в 1994 году и сразу стал бестселлером, вошёл в Почётный список IBBY, получил десяток европейских литературных премий и до сих пор входит в школьную программу Бельгии и Нидерландов. Книга трижды адаптирована для театра и в 2001-м экранизирована. И вот - первый перевод на русский. Это мощный захватывающий текст о связи прошлого и настоящего, о выборе и ответственности, а ещё - трагическая история первой любви. "Если бы меня двадцать лет назад спросили, что ждёт эту книгу в будущем, я бы, вероятнее всего, ответила, что в двадцать первом веке она устареет. Европа к тому времени превратится в плавильный котел национальностей и культур, а расовые предрассудки напрочь исчезнут", - рассказывает об этом произведении автор Анне Провост. Увы, проблемы, обозначенные в "Падении", актуальны и сегодня. Для старшего школьного возраста.
Виктория Ледерман "Календарь ма(й)я".
       Просыпаться утром и обнаруживать, что проживаешь дни в обратном порядке, - штука посерьезней "Дня сурка"! Шестиклассник Глеб Елизаров всего лишь нацарапал на древней стене дату "23.05.2013" - и отправился с парой одноклассников сначала в 22 мая, а затем в 21-е, 20-е, 19-е…Недавно перешедший в новую школу Глеб, увалень-отличник Юра Карасев и погрязшая в домашних делах Лена Зюзина видят в повторении вчерашних и позавчерашних событий кое-какие плюсы. Можно переписать итоговую контрольную, уклониться от драки с хулиганом или даже без угрызений совести спустить все карманные деньги на угощение - ведь утром купюры и монеты снова окажутся в кошельке! Но чем дальше школьники от 23 мая, тем слабее надежда вернуться назад в будущее - да и как стереть надпись, которую сделаешь только через неделю? Экскурсия к археологической находке, якобы относящейся к цивилизации майя, стала для троих ребят началом приключения, рассказ о котором не убедит ни одного взрослого. Или все же...
Виктория Ледерман "Первокурсница".
        На первой странице 17-летняя студентка Саша признаётся в любви. Гена из параллельной группы - её идеал во всём, кроме одного: у него есть девушка. Ни шагу порознь, и уже так давно! На шестой странице Саша отрезает свои длинные волосы. Назло матери, но больше - чтобы Гена заметил. Точнее - ЗАМЕТИЛ. Чтобы точно не прошёл мимо, ответил взаимностью. У Саши готов план завоевания Генкиного сердца, и стрижка - только начало. У героини кружится голова от той свободы, что свалилась на неё с поступлением в университет. Поток новых знакомств, непривычное "вы" от преподавателей, учёба и влюблённости, вечеринки и праздники - всё это захватывает и кажется неповторимым. Каждый день приносит открытие о самой себе, о родных, о друзьях и случайных знакомых. Жизнь так полна событиями, что в реальность происходящего порой не верится, - ощущение, хорошо знакомое всем 17-летним. Да, ощущение неповторимое.
Виктория Ледерман "Всего одиннадцать! или Шуры-муры в пятом "Д".
       Ради любви - первой в жизни! - Егор и Никита готовы на все. Купить на скопленные деньги огромный букет цветов, засыпать единственную-неповторимую подарками, чудом достать билет на желанный для нее концерт - пожалуйста! Вот только влюбились друзья в одну и ту же девочку - новенькую в пятом "Д", Ангелину. Да что там билеты и цветы: кто из них готов рискнуть жизнью ради любимой и что дороже - любовь или мужская дружба? Не важно, что им всего одиннадцать: чувства - самые настоящие! И нестандартный характер предмета их любви только доказывает, что все в этой жизни бывает по-взрослому, и это совсем не легко. Новая книга Виктории Ледерман написана в форме чередующихся монологов трех главных героев. Повествование переключается то на размышления Ангелины, которая жаждет внимания и ловко манипулирует одноклассниками, то на метания добродушного хулигана Егора, то на переживания рефлексирующего "ботаника" Никиты. Читатель же получает редкую в детской литературе возможность понять и прочувствовать каждого персонажа "изнутри", не ассоциируя себя лишь с кем-то одним. Следить за эволюцией Егора, Никиты и Ангелины, за их мыслями и чувствами - процесс увлекательный и волнующий!
Виктория Ледерман "Уроков не будет!"
        Что объединяет робких первоклассников с ветеранами из четвертого "Б"? Неисправимых хулиганов с крепкими хорошистами? Тех, чьи родственники участвуют во всех праздниках, с теми, чьи мама с папой не приходят даже на родительские собрания? Все они в восторге от фразы "Уроков не будет!" - даже те, кто любит учиться! Слова-заклинания, слова-призывы!
Рассказы из сборника Виктории Ледерман "Уроков не будет!" посвящены ученикам младшей школы, с первого по четвертый класс. Этим детям еще многому предстоит научиться: терпению и дисциплине, умению постоять за себя и дипломатии. А неприятные сюрпризы сыплются на них уже сейчас! Например, на смену любимой учительнице французского - той, которая ничего не задает и не проверяет, - приходит строгая и требовательная. Или отвратительный Мирон Соломатин придумывает тебе обидную кличку Плюшка - всего лишь потому, что ты не дала ему списать. Хочется ли ходить в школу, когда там происходит такое? Хочется только кричать во все горло: "Уроков не бу-у-удет!"
Виктория Ледерман "К доске пойдет… Василькин! Школьные истории Димы Василькина, ученика 3 "А" класса".
        "Дети должны быть умнее своих родителей", - повторяла мама. А у меня не получается быть умнее! Вот и тройка в четверти затесалась, по русскому. Портит колонку четвёрок и пятёрок! Несправедливо: я же хорошо пишу, однажды вот сочинил целую книжку про шуструю обезьянку. А потом ещё рассказ про то, как я потерял ранец. И про ужасный, противный день рождения Лизы Комаровой. И ещё, ещё… Ладно, обо всём по порядку! Меня зовут Дима Василькин, я учусь в третьем "А" и постоянно попадаю в смешные истории. Не все они, правда, сразу кажутся смешными - как, например, когда мы с Костиком застряли у него дома до самой ночи. Но всё равно я такие случаи люблю - рассказывать их потом одно удовольствие! А не люблю я только это: "К доске пойдёт… Василькин!" - слова, которые наша учительница Светлана Алексеевна говорит каждый день. Вот за что? Неужели мне без этого "к доске" мало приключений! Посудите сами! Приключений на долю Димы Василькина и правда выпадает немало: то он на пару с другом придумывает самый весёлый розыгрыш на первое апреля, то решает во чтобы то ни стало научиться играть на гитаре к Новому году, то на собственном опыте испытывает, что означает выражение "гора с плеч". Все эти случаи он подробно записывает в тетрадку, и все они дают ему какой-то урок - из тех, что ни за что не получишь во время "настоящих" уроков.
Виктория Ледерман "Теория невероятностей. Комплект из 2-х книг".
       "Назад в будущее", говорите? "Назад в свою вероятность" - задача куда сложнее! И решать ее Матвею предстоит в одиночку - ведь все началось поздним вечером, когда он на минуту вышел из дома и наткнулся на местных хулиганов… Тот понедельник вообще не заладился: утром отключили интернет, в школе оставили после уроков, а потом мама огорошила ужасной новостью - с ними теперь будет жить чужая девчонка! Как мог закончиться такой день? Бегством от трех бандитов, мечтающих отобрать у Матвея телефон; поездкой в полупустом автобусе на окраину города; отчаянной попыткой спрятаться в заброшенной бетонной трубе. И попаданием в альтернативную вселенную, где никакого Матвея Добровольского не существует, а вместо него - девчонка по имени Милослава! Помощи ждать неоткуда: кто поверит в сказку о семикласснике, потерявшемся между мирами? Ни учителя, ни одноклассники, ни родители, ни друзья (которых у Матвея все равно нет). Разве что странный, вечно попадающий в неприятности Веня Ватрушкин? Вот уж кто разбирается в фантастических сюжетах! Виктория Ледерман в фантастических сюжетах разбирается не хуже своего героя, и новая повесть "Теория невероятностей" - прекрасный пример увлекательного, современного и ненавязчиво поучительного произведения. Предыдущие книги писательницы - "Календарь ма[й]я", "Уроков не будет", "Всего одиннадцать, или Шуры-муры в пятом "Д"", "К доске пойдёт… Василькин!" - стали бестселлерами среди читателей младшего и среднего школьного возраста.
Элизабет Гаскелл "Под покровом ночи".
        Английская писательница Элизабет Гаскелл (1810–1865), наряду с Диккенсом, Теккереем и Шарлоттой Бронте, принадлежит к яркой плеяде прославленных романистов викторианской эпохи, а ее произведения признаны шедеврами мировой классики. В их числе романы «Мэри Бартон», «Крэнфорд», «Север и Юг», «Жены и дочери» и др. Роман «Под покровом ночи» (1863) на русском языке публикуется впервые. Действие разворачивается в провинциальном городке небольшого английского графства, на фоне панорамного изображения викторианских нравов и социальных предрассудков минувшего времени. Тонкий психологизм сочетается с захватывающим сюжетом, пружиной которого становится непредумышленное убийство, совершенное в пылу гнева и роковым образом повлиявшее на судьбу главных героев – их жизнь превращается в арену вечного конфликта любви и рассудка, верности и предательства, добра и зла.
Поляков Л. В. "Блок Ада / Ад Блока. Двенадцать глав о поэме "Двенадцать". Опыт символической экзегезы".
        Эта книга родилась почти случайно. Меня заинтриговал очевидный парадокс: каким образом поэма «Двенадцать» стала едва ли не самым главным художественным текстом про Великую Октябрьскую Социалистическую Революцию. Она воспринималась так с первого дня ее публикации в марте 1918 года и продолжает восприниматься так и по сей день. И сегодня, сто лет спустя после ухода Блока, парадоксы знаменитой поэмы остаются неразгаданными. Эта книга — очередная попытка разгадки самого загадочного произведения в истории всей русской поэзии. С помощью подсказки самого Блока, написавшего: «Искусство есть чудовищный и блистательный АД!» И если бы эту книгу перевели на английский, я бы завершил эту аннотацию фразой: «Welcome to Hell!»
Марк Альтшуллер "Пушкин. Кюхельбекер. Грибоедов".
      Главными героями новой книги известного исследователя русской литературы первой половины XIX в., профессора Питтсбургского университета М. Г. Альтшуллера стали три автора Золотого века. В основной части книги собраны статьи, посвященные спорным проблемам поздних произведений А. С. Пушкина, вопросам творчества и биографии В. К. Кюхельбекера, литературной позиции А. С. Грибоедова в конфликте ранних русских романтиков и славя­нофилов. В книгу включен текст поздней редакции повести Кюхельбекера «Адо», впервые публикуемый в русской печати. Заключи­тельный раздел «Заметки» составили небольшие статьи об отдель­ных текстах разных авторов (от Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова до А. Вознесенского и Б. Акунина) и «мемуарно-библиографическое» эссе об издательской судьбе четырех поэтических сборников серии «Библиотека поэта» (Б. Л. Пастернака, О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой и А. А. Ахматовой).
Марк Альтшуллер "Между двух царей. Пушкин. 1824-1836 гг."
     Книга посвящена деятельности Пушкина последнего десятилетия. В частности, рассматривается один из сложнейших в пушкиноведении вопрос об отношениях поэта с Николаем I, который тесно связан с оценкой Пушкиным деятельности и личности Александра I. Этим проблемам посвящена первая часть книги. Во второй части делается попытка реконструировать ряд неосуществленных пушкинских замыслов (поэмы о Ермаке и Тазите, повесть о стрельце). В третьей части анализируется жанровая природа некоторых пушкинских произведений, что позволяет по-новому взглянуть на такие хрестоматийные вещи, как "Руслан и Людмила" и "Евгений Онегин".
Иванов Борис Евгеньевич "Даль свободного романа".
        Роман о романе "Евгений Онегин", о Пушкине, Онегине, Лариных, прототипе Ленского и о многих других людях и событиях, которые нашли отражение в знаменитом пушкинском произведении.
О книге https://gorky.media/fragments/v-galeree-nichtozhnyh-i-poshlyh-pushkinyh/

Комментариев нет: