Как мы изучали «После бала». Любовь и насилие, хронотоп, белое и чёрное
Часть 1. О неземном существе и людях в чёрном
После уроков литературы в 7 классе по рассказу Тургенева «Бирюк»
спросила детей: «Кто хочет почитать о любви»? Девочки одобрительно
улыбнулись. «А кто хочет почитать о насилии?» Мальчики громко
поддержали. «Вот и хорошо, на следующем занятии будем читать Льва
Николаевича». («Какая же вы хитрая!»)
Без спешки прочитали (с
комментариями) рассказ Толстого «После бала». Обсудили (на уровне детей
13-14 лет) любовные чувства (с моими взрослыми подсказками). «Хоть я и
охотник был до шампанского, но не пил, потому что без вина был пьян
любовью». «Не я один, все смотрели на нее и любовались ею, любовались и
мужчины, и женщины, несмотря на то, что она затмила их всех. Нельзя было
не любоваться». «Я был не только весел и доволен, я был счастлив,
блажен, я был добр, я был не я, а какое-то неземное существо, не знающее
зла и способное на одно добро». «Как бывает, что вслед за одной
вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями,
так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе
способность любви. Я обнимал в то время весь мир своей любовью. Я любил и
хозяйку в фероньерке, с ее елисаветинским бюстом, и ее мужа, и ее
гостей, и ее лакеев, и даже дувшегося на меня инженера Анисимова. К отцу
же ее, с его домашними сапогами и ласковой, похожей на нее, улыбкой, я
испытывал в то время какое-то восторженно-нежное чувство». «Я не
спрашивал ни ее, ни себя даже о том, любит ли она меня. Мне достаточно
было того, что я любил ее. И я боялся только одного, чтобы что-нибудь не
испортило моего счастья».
«Без вина был пьян любовью». Как понять эту фразу?
Почему влюблённому кажется, что все любуются Варенькой?
«Я обнимал в то время весь мир своей любовью». Объясните смысл фразы.
О насилии тоже, конечно, говорили. «Пройдя шагов сто, я из-за тумана
стал различать много черных людей. Очевидно, солдаты». «Он не говорил, а
всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте». Но братцы
не милосердовали, и, когда шествие совсем поравнялось со мною, я видел,
как стоявший против меня солдат решительно выступил шаг вперед и, со
свистом взмахнув палкой, сильно шлепнул ею по спине татарина». «И я
видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу
испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он
недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.
—
Подать свежих шпицрутенов! — крикнул он, оглядываясь, и увидел меня.
Делая вид, что он не знает меня, он, грозно и злобно нахмурившись,
поспешно отвернулся. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная,
куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я
опустил глаза и поторопился уйти домой». «Очевидно, он что-то знает
такое, чего я не знаю, — думал я про полковника. — Если бы я знал то,
что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».
Но сколько я ни думал, я не мог понять того, что знает полковник, и
заснул только к вечеру, и то после того, как пошел к приятелю и напился с
ним совсем пьян».
Почему полковник «поспешно отвернулся» от рассказчика?
Почему Ивану Васильевичу было стыдно? Он ведь ни в чём не виноват.
Зачем герой напился с приятелем в тот же день?
Почему Иван Васильевич отказался от военной службы и всякой другой?
«И любовь так и сошла на нет». Как же так?
Блог Ясинской Светланы Георгиевны, учителя русского языка и литературы МАОУ "СОШ №22" Череповца Вологодской области. 11 мая 2010
- Главная страница
- День за днём
- Мои эссе и рецензии
- Мой анализ текста
- Мои методические разработки
- Моя книжная полка
- Моя поэтическая антология
- Моя научно-методическая полка
- Мой читальный зал
- Мой кинозал
- Полезные сайты
- Интересные блоги
- ОГЭ по русскому языку
- Итоговое собеседование в 9 классе
- ОГЭ по литературе
- ЕГЭ по русскому языку
- ЕГЭ по литературе
- Итоговое сочинение в 11 классе
- Нормативные документы для учителя
- Рабочие программы
- ФГОС
- Образовательные сетевые проекты
- Олимпиады
- Проектная деятельность
- ВПР
- НИКО
- Аттестация
- Родной язык (русский)
- Родная литература (русская)
вторник, 9 декабря 2025 г.
Как мы изучали «После бала». Любовь и насилие, хронотоп, белое и чёрное. Часть 1. О неземном существе и людях в чёрном
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий