понедельник, 22 июня 2020 г.

Мой книжный улов: июнь 2020

      Купила книги. Для себя, для близких, для подарков.
Сергей Чупринин "Признательные показания. Тридцать портретов, девять пейзажей и два автопортрета".
     В эту пеструю, как весенний букет, книгу вошли и фундаментальные историко-литературные работы, и мемуарные очерки, и "сердитые" статьи о том, как устроена сегодняшняя российская словесность. Известный критик, главный редактор журнала "Знамя", как и положено, внимательно разбирает художественные тексты, но признается, что главное для него здесь - не строгий филологический анализ, а попытка нарисовать цельные образы писателей, ни в чем друг на друга не похожих, понять логику и мистику их творческого и жизненного пути. Вполне понятно, что в этой галерее портретов и пейзажей находится место и автопортретам, так что перед нами - самая, может быть, исповедальная и самая "писательская" книга Сергея Чупринина.
В. Акимов "Сто лет русской литературы. От серебряного века до наших дней".
     Книга "Сто лет русской литературы" является учебным и справочным пособием нового типа. В ней сжато и в систематическом порядке даются основные и необходимые сведения о русском литературном процессе XX в. в целом и о каждом из его своеобразных этапов. Настоящий "Путеводитель" может быть широко рекомендован в качестве учебного пособия в старших классах гимназий, лицеев, школ, а также гуманитарных факультетов.
Мария Черняк "Массовая литература XX века".
       Информация о книге "Массовая литература XX века": Пособие посвящено одному из дискуссионных и малоизученных явлений современной культуры - российской массовой литературе XX в., процессам ее становления от популярных произведений начала века (романов А. Вербицкой, М. Арцыбашева и др.) и авантюрного романа 1920-х гг. до формирования отечественного детектива, мелодрамы, исторического романа и других жанров в конце XX в. (А. Маринина, Б. Акунин, Д. Донцова и др.). Становление массовой литературы XX в. рассматривается в широком контексте социокультурных проблем. Для студентов, аспирантов, преподавателей гуманитарных факультетов вузов, специалистов-филологов.
Мария Черняк "Актуальная словесность XXI века. Приглашение к диалогу. Учебное пособие".
      Анализ формирующихся в последние годы разнообразных авторских стратегий и выявление социокультурных причин их появления помогут не только ориентироваться в современном литературном процессе, но и понять закономерности развития культуры XXI века. Основной целью пособия является развитие у читателей восприимчивости к современной литературе, способности к интерпретации различных художественных текстов, а также формирование навыков мышления в рамках мультикультурализма. Для студентов вузов, учителей, библиотекарей и всех, кому интересна современная культура. Пособие также может быть использовано старшеклассниками и абитуриентами при подготовке к сочинению.
Черняк В., Черняк М. "Массовая литература в понятиях и терминах. Учебный словарь-справочник".
    В учебном словаре-справочнике впервые в словарной форме представлены базовые понятия массовой литературы, знание которых необходимо для ориентации в современном книжном потоке, являющемся частью социокультурного пространства, для формирования читательской компетенции. Словарь может служить своеобразным путеводителем для квалифицированного читателя. Для студентов-гуманитариев, учителей-словесников и школьников
Мария Черняк "Проза цифровой эпохи. Тенденции, жанры, имена. Учебное пособие".
    Основной целью пособия является развитие у читателей восприимчивости к современной литературе, способности к интерпретации различных художественных текстов, а также формирование навыков мышления в рамках мультикультурализма. Анализ формирующихся в последние годы разнообразных авторских стратегий и выявление социокультурных причин их появления помогут не только ориентироваться в современном литературном процессе, но и понять закономерности развития культуры XXI в. В пособие включены эксклюзивные опросы современных писателей и критиков. Для студентов вузов, учителей, библиотекарей и всех, кому интересна современная культура. Пособие также может быть использовано старшеклассниками и абитуриентами при подготовке к сочинению.
"Топография популярной культуры. Сборник статей".
     Центральной проблемой данного сборника является вопрос об отношениях между массовой культурой и современными динамическими пространственными практиками. Авторы исходят из убеждения, что популярная культура формирует коллективные представления о пространстве, поддерживает и активно обновляет воображаемые топографии, идет ли речь о местах панк-перформансов и арт-стрит-акций или постимперском Лондоне книжной и телевизионной холмсианы, о символической географии кулинарных книг или советских топосах в текущей российской литературе. С другой стороны, постоянно меняющееся понимание пространства как многообразного социального феномена не может не влиять на процессы, происходящие в области производства, потребления и интерпретации различных форм популярной культуры. Сборник "Топографии популярной культуры" является форумом для междисциплинарных обсуждений массовой культуры и пространства в современных американских, европейских и российских контекстах. Составители Розенхольм А., Савкина И.
Татьяна Ивлева "Как "сделан" художественный текст. Учебное пособие".
     Предлагаемая вашему вниманию книга может стать помощником (проводником) в общении с художественным произведением. В ней рассматриваются не только основные теоретико-литературные термины-понятия, уровни художественного мира, на которых они "работают". Свободный жанр пособия - жанр цикла бесед - предполагает соединение жестких формулировок словарных статей с опытами анализа - профессионального чтения, показывающего, как рождается смысл художественного произведения. Тексты выбраны в достаточной степени произвольно. Единственный критерий - их эстетическая ценность. Многие произведения "трудные" и не "по программе", но если мы научимся понимать эти трудные вещи, то со школьной программой нам будет совсем легко. Краткий литературоведческий словарь, помещенный в приложении, всегда будет у вас под рукой и не даст забыть о правилах профессионального чтения. Информация, содержащаяся в приложении, не дублирует основной текст. Она выводит читателя на новый уровень осмысления специфики художественной литературы. Беседы рассчитаны прежде всего на учителя словесности, практикующего и будущего, но будут интересны всем, решившим и решившимся изучить самый сложный и самый удивительный язык в мире - язык художественной литературы. Для студентов, учителей, школьников и их родителей.
Татьяна Ивлева "Автор в драматургии А.П. Чехова. Учебное пособие".
    В книге впервые системно рассматриваются четыре "главные" чеховские пьесы с неожиданной для теории классической драмы точки зрения - взаимодействия основного текста с традиционно факультативным "паратекстом" (список действующих лиц, ремарки, открывающие и сопровождающие действие). Книга адресована студентам филологических отделений высших учебных заведений, преподавателям русской литературы, школьникам и всем читателям, стремящимся понять, на каких основаниях возникает театр Антона Чехова, как рождается смысл его драматических произведений.
Геннадий Беленький "Литература в школе вчера и сегодня. Книга для учителя".
     В пособие вошли статьи, посвященные различным аспектам преподавания литературы в школе, а также варианты интерпретации отдельных произведений, входящих в перечень обязательных для изучения в школе. Книга может быть адресована преподавателям литературы, а также студентам педагогических вузов.
Алексей Олейников "Соня из 7 "Буээ".
      Это история о девочке Соне.
Здесь драма и комедия в одном флаконе.
Здесь есть слезы и есть смех.
Эта история касается всех.
Это история о травле? Об абсурде школы? О жестокости детей или о красоте жизни? О давлении коллектива или о том, как в сопротивлении ему рождается свобода? Обо всем этом и еще о многом другом. Это история о Соне. Алексей Олейников - детский писатель, журналист и школьный учитель. Учился в Московском авиационном институте, окончил отделение прозы в Литературном институте имени А.М. Горького. Главный редактор журнала о детской литературе "Переплет". Лауреат премии "Заветная мечта", "Новая детская книга". Тимофей Яржомбек - художник, дизайнер и преподаватель. Сотрудничал с изданиями Esquire, Forbes, "Большой Город", "Секрет Фирмы" и др., издательствами "Самокат", "ОГИ", "Розовый жираф" и др. С 2016 года - куратор профиля "Иллюстрация и анимация" Школы дизайна в Высшей школе экономики.
Бурас Мария, Кронгауз Максим  "Тысяча лет и один день".
     Третья книга. Во-первых, врать иль не врать, вот в чём вопрос. Во-вторых, пропал заморский принц. В-третьих, по городу летает красный попугай, и он всем нужен. В-четвёртых, в класс пришла новая ученица, и с ней явно что-то не так. В-пятых, в-шестых, в-седьмых…Братья Петя и Ося вместе со школьными друзьями ищут попугая, а находят неожиданные ответы на вечные вопросы. А ещё они помогают добру и борются со злом. Но поди разбери, кто в этой сказке окажется добром, а кто - злом. О приключениях Пети и Оси рассказывают детям писатели и лингвисты Мария Бурас и Максим Кронгауз. Блестящая эрудиция, чувство стиля и языка, юмор, сюжетное мастерство рассказчиков делают эти истории замечательными образцами современной литературной сказки. Для младшего школьного возраста.

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/726198/
Владимир Кормер "Крот истории".
    В. Ф. Кормер - одна из самых ярких и знаковых фигур московской жизни 1960-1970-х годов. По образованию математик, он по призванию был писателем и философом. На поверхностный взгляд "гуляка праздный", внутренне был сосредоточен на осмыслении происходящего. В силу этих обстоятельств КГБ не оставлял его без внимания. Важная тема романов, статей и пьесы В. Кормера - деформация личности в условиях несвободы, выражающаяся не только в индивидуальной патологии ("Крот истории"), но и в искажении родовых черт всех социальных слоев ("Двойное сознание...") и общества в целом. Реальность отдает безумием, форсом, тем, что сегодня принято называть "достоевщиной" ("Лифт"). Революции, социальные и научно-технические, привели к появлению нового типа личности, иных отношений между людьми и неожиданных реакций на происходящее ("Человек плюс машина").
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/334898/

Фридрих Горенштейн "Притча о богатом юноше. Яков Каша. Куча. Последнее лето на Волге".
     Из всего написанного Фридрихом Наумовичем Горенштейном (1932-2002) на родине в советское время был опубликован лишь один рассказ. Выдающиеся романы "Псалом" и "Место" оставались в рукописях, прочитанных лишь немногочисленными друзьями. Но зато друзья эти - Лазарь Лазарев, Юрий Трифонов, Фазиль Искандер, Виктор Славкин, Марк Розовский - оценивали его прозу весьма высоко. Еще выше ставили его талант кинематографисты - среди фильмов, снятых по его сценариям, были культовые "Солярис" и "Раба любви". Андрей Тарковский записал в дневнике: "Он - гений". В 1980 году Горенштейн эмигрировал в Германию. Но Россию он не покинул: "Я мог бы сто лет писать и не использовать весь багаж, который вывез из России", - говорил он в Берлине. Пульс российской жизни отчетливо слышался в каждом его новом произведении, написанном за рубежом, но особенно - в нескольких небольших повестях: "Яков Каша" (1981), "Куча" (1982), "Притча о богатом юноше" и "Последнее лето на Волге" (1988). Собранные под одной обложкой, эти повести образуют своеобразную энциклопедию русских характеров советского времени - людей, живущих в маленьких городках и деревнях далеко за московской кольцевой дорогой.
Дина Рубина "Наполеонов обоз. Книга 3. Ангельский рожок". 
Жизни Надежды и Аристарха наконец-то страстно и мгновенно срослись в единое целое, запылали огненным швом - словно и не было двадцатипятилетней горькой - шекспировской - разлуки, будто не имелась за спиной у каждого огромная ноша тяжкого и порою страшного опыта. Нет, была, конечно: Надежда в лихие девяностые пыталась строить свой издательский бизнес, Аристарх сам себя заточил на докторскую службу в израильскую тюрьму. Орфей и Эвридика встретились, чтобы… вновь разлучиться: давняя семейная история, связанная с наследством наполеоновского офицера Ариcтарха Бугеро, обернулась поистине монте-кристовской - трагической - развязкой.
Элизабет Говард "Хроника семьи Казалет. Все меняется. Книга 5".
     1950. Матриарх семьи Казалетов, всеми любимая Дюши, уходит из жизни, закрывая за собой дверь в мир усадеб и слуг, классовых различий и нерушимых традиций, в котором Казалеты процветали. Луиза, теперь разведенная, влюбляется, но ее роман оказывается не таким уж безоблачным. Полли и Клэри тем временем пытаются найти баланс между семьей и собственными амбициями. Хью и Эдвард, которым перевалило за шестьдесят, ощущают себя потерянными в новом мире. Вилли, которую уже давно оставил муж, должна наконец научиться быть самостоятельной. Но главные испытания ждут Рейчел, которая всегда жила для других… Кульминация ждет все семейство в Хоум-плейс, где в рождество новое поколение Казалетов смело вступит в свои права. Только одно можно сказать наверняка - жизнь уже никогда не будет прежней.
Алиса Даншох  "История болезни, или Дневник здоровья. Воспоминания о здоровье".
     "История болезни, или Дневник здоровья" - удивительная история взросления, в которой каждый этап связан с той или иной болезнью. Ставшая легендарной книга "Похороните меня за плинтусом" не имеет продолжений, и только сейчас на смену маленькому замученному бабушкой мальчику пришла маленькая девочка-девушка-женщина с похожей судьбой. Новый роман - парадоксально жизнеутверждающее чтение. Плюс ко всему, это еще и портрет эпохи, где в гости может прийти не старый еще Аркадий Стругацкий и помочь выздороветь от ангины. А Вениамин Смехов в роли героя Ежи Ставинского заставляет задуматься о боях без правил: либо болезнь - тебя, либо - ты ее.

Комментариев нет: