вторник, 23 июня 2020 г.

Подкаст «Розенталь и Гильденстерн». «В оканье нет ничего стыдного и смешного». Эпизод в защиту говоров (и о том, откуда они появились)

https://meduza.io/episodes/2020/06/22/v-okanie-net-nichego-stydnogo-i-smeshnogo-epizod-v-zaschitu-govorov-i-o-tom-otkuda-oni-poyavilis
В подкаст «Розенталь и Гильденстерн» приходит много вопросов (каждый день мы получаем по несколько писем, спасибо вам большое!). И все эпизоды третьего сезона Владимир Пахомов и Александр Садиков начинают с ответов на ваши сообщения. А из некоторых писем получаются целые эпизоды. Сегодня именно такой случай.
Недавно авторы подкаста получили два больших письма от слушателей Максима из Новосибирска и Сергея из Нижневартовска — они просили рассказать о говорах и обсудить, как отличается речь в разных регионах России. Ведущие пригласили диалектолога, директора Института лингвистики РГГУ Игоря Исаева и записали большой разговор о диалектах.
В выпуске:
«Окальщики», «акальщики» и «якальщики»: чем отличаются северные, среднерусские, южнорусские и западные говоры? Почему оканье не означает, что везде говорят «о»? Как появились диалекты за Уралом?
Почему говоры воспринимаются как отклонение от нормы, с которым надо бороться? Правда ли, что различия в языке жителей разных регионов постепенно стираются (на самом деле это не совсем так) и какое будущее у диалектов?
Из Владимира или Гусь-Хрустального, из северного Дагестана или южного: можно ли по речи человека определить точное место его происхождения?
Не только мультифора: вспоминаем интересные местные слова. Например, что такое потеха на Сахалине? А где трехлитровую банку называют баллоном? Как говорят об оплате картой в разных городах: безнал, бесконтакт?
А также:
Ведущие отвечают критикам нового подкаста о здоровье «Намочи манту» и объясняют, почему вариант «головных боле́й» не ошибка.
🎙«Розенталь и Гильденстерн» выходит по понедельникам.

Комментариев нет: