суббота, 11 сентября 2010 г.

Мой читальный зал: М.Булгаков, букеровский роман, детское чтение

1. Безрогов Виталий, Иванченко Галина "Детское чтение: от начала к концу XX века". Журнал "Новое литературное обозрение", 2010, № 102.
"Проблема чтения все чаще артикулируется как проблема «смерти читателя». Однако пока существует личный читательский опыт людей разных поколений, скорее можно говорить о жизни читателя, нежели о его смерти. Мы предлагаем посмотреть, как в жизненных историях присутствуют практики чтения, как складываются читательские биографии, что такое интерес к чтению, как он расширяется или теряется. Сведения об этом хранятся в воспоминаниях о собственном детстве, оставленных взрослыми. Начнем с описания своего начального читательского опыта писателем С. Гандлевским (род. в 1952 г.): «Читать я начал из-под палки между восемью и девятью годами. А до поры я довольствовался отцовским пересказом литературных сюжетов. “Робинзона Крузо” я сперва узнал со слуха, а только потом прочел. Первой увлекшей меня книгой была “Борьба за огонь” Ж. Рони (Старшего). Я взялся читать подряд с нарастающей скоростью весь принятый тогда подростковый набор беллетристики — Купера, Майн Рида, Дюма, Стивенсона — и уже через два-три года отец с осуждением замечал, что так не читают — так глотают. Прочитанное незамедлительно сказывалось на моей речи и манерах; я был, вероятно, довольно неуместен — нелеп и велеречив — в нашем приблатненном дворе в среднем течении Можайки. Но с высот сегодняшнего взрослого благоразумия и осмотрительности я завидую некоторым своим отроческим поступкам, возрастному донкихотству, которым я обязан, безусловно, книгам»1.
Читать дальше здесь
2. Ребель Галина "Кто управляет миром в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита" + 3 презентации (можно скачать). Интернет - журнал "Филолог", 2009, № 8.
"Но в том-то и дело, что «прочитать» произведение средствами другого искусства при отсутствии вразумительной, адекватной первоисточнику концепции невозможно. Даже просто читая текст вслух, мы уже его интерпретируем, так как по ходу чтения интонируем свое понимание. Тем более без этого понимания, без продуманной стратегии осмысления не обойтись на уроках литературы. При этом заметим: наличие стратегии означает наличие «волшебного клубка», путеводной нити, т. е. системы ведущих вглубь текста вопросов, ответы же не могут быть готовыми и однозначными. Разумеется, учитель на старте должен хорошо понимать, к какому финишу, к каким смысловым итогам он хочет привести своих учеников, и тем не менее ответы должны не декларироваться-вдалбливаться, а находиться, рождаться, оспариваться и корректироваться в процессе погружения в художественный мир. Концептуальные стратегические линии исследования булгаковского романа мы наметили, обозначая так называемые ключи. Теперь попробуем «разложить» текст на сюжетно-тематические блоки, могущие лечь в основу системы уроков".



Читать полностью здесь
3. "Букеровский роман: искушение массовостью". Журнал "Вопросы литературы", 2009, № 3.
"Сегодня мы опять собрались в РГГУ для того, чтобы поговорить по поводу вопросов, поставленных в прошлом году, вопросов, которые “породил” прошлый Букер. Если кто-то из вас смотрел прессу по Букеру прошлого года или просто отслеживал, кого мы наградили и за какой роман, то вы обратили внимание, что в списке шести финалистов есть два не вполне форматных для Букера - высоколобого, традиционного (такова репутация премии) - два неформатных романа. Один, хотя автор и сопротивлялся этому жанровому определению, - психологический триллер (так о нем говорили) Игоря Сахновского “Человек, который знал все”; и второй (здесь уже спорить невозможно) - политический детектив, боевик Алекса Тарна “Бог не играет в кости”.
Что произошло? Букер опустился к массовым жанрам или массовые жанры поднялись настолько, что стали претендовать на вхождение в литературу? Когда был объявлен шорт-лист нынешнего года - 2008-го, по крайней мере, один-два романа тоже спровоцировали это слово - “массовый жанр”. Хотя кто знает, что это такое. Чтобы выяснить - для этого мы и собрались сегодня. Что есть массовая литература, чем она определяется? Тиражом, жанром - или чем-то другим?"
Читать дальше здесь

Комментариев нет: