четверг, 25 ноября 2010 г.

Домашнее задание — это нарушение прав человека

Норвежский детский врач заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Скандинавская общественность остро восприняла слова врача, и в Норвегии разгорелась жаркая дискуссия «Жизнь — это больше, чем домашние задания?». Кто прав и как себя чувствуют российские школьники — рассуждает Виктория Белова.
Вот мнение норвежского доктора С. Фредриксена: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают их сон детей. Это так глупо, — это даже просто больно. «Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»
Как отнеслись к этой точке зрения в Норвегии? Как всегда общество разделилось на два лагеря.
Одни за сохранение домашних заданий в школе, другие — против.
Все признают, что наши дети вынуждены зачастую работать дольше, чем многие взрослые. Тем не менее, взрослые принимают это как должное. Родители должны приходить с работы, а дети должны приносить работу домой, — в виде домашнего задания.
Жесткие рамки острого дефицита свободного времени создаются даже для самых маленьких.
Исследования также показывают, что даже студенты получают намного меньше домашнего задания, по сравнению со школьниками.
Дети тех родителей, которые имеют высшее образование, успевают в школе лучше, чем дети родителей с низким уровнем образования.
Домашние задания становятся особенно трудными для тех детей, которые не получают помощи родителей, а также не имеют дома большого количества книг и доступа к Интернету.  У нас в группе продленного дня объединено несколько начальных классов, и количество детей достигает 80 и более человек. На «продленке» наши дети фактически не занимаются выполнением домашних заданий. Преподаватели группы продленного дня вне рамок стандартного урока оказываются беспомощными. Они заявляют, что основной их задачей является сохранение безопасности детей, и периодический «пересчет их по головам». Это важно, бесспорно, — безопасность важнее всего. Однако, приходя домой в шесть вечера, дети садятся за уроки.
Между уставшими детьми и усталыми родителями развивается конфликт.
Во второй половине дня дети хотят встретиться с друзьями, посмотреть телевизор, поиграть со своими младшими братьями или сестрами, наконец, — спокойно поужинать со всей семьей. Бремя несделанных уроков в конечном итоге превращается в проблему, которая разрушает семью. Приход родителей домой не означает, что родители готовы вместе со школьником сесть за уроки. В школе в результате проверки домашнего задания, возникает конфликт с учителем. Ребенок страдает в любом случае. Если школьник не делает домашних заданий, то страдает от конфликтов со старшими.
Если он старательно выполняет, то страдает от переутомления, нарушений сна и психологических проблем. Известная шутка: отличник — это диагноз, — не лишена оснований.
Что делать? Принять решение серьезно работать в школе и избегать домашних заданий? Создать баланс в повседневной жизни ребенка, и обеспечить помощь учебе ценой отказа от карьеры одного из родителей? Зарабатывать достаточно денег, чтобы нанять гувернантку? Сдавать экзамены экстерном и учиться на дому? Кто возьмет на себя какую-либо ответственность за то, что дети действительно будут учиться? Может быть, родителям самим делать уроки вместо детей, а их отпускать играть со своими друзьями? Деловые качества и будущие способности ребенка организовать себя и свой бизнес в будущем зависят от навыков общения со сверстниками здесь и сейчас.
Читать полностью здесь

Комментариев нет: