«ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ» Март, 2011
Мы спросили руководителя группы разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, управляющего директора издательства «Просвещение» Александра Михайловича Кондакова.
– Как Вы считаете, готово ли учительское сообщество к тому, чтобы работать в условиях нового образовательного стандарта? Может быть, стоило начать именно с повышения уровня подготовки учителей?
– Попробую объяснить на простом примере: сначала ученые изобретают новый автомобиль, а потом уже готовят автослесарей. Мастер, который привык чинить запорожец, никогда не возьмется за ремонт мерседеса. В данном случае то же самое. Сначала надо понять основные характеристики, особенности нового стандарта, а после этого уже предъявлять требования к педобразованию. Поэтому после того, как новый ФГОС будет утвержден, начнется массовая переподготовка и повышение квалификации учителей. Это же касается и подготовки учителей в педагогических вузах.
– Новый ФГОС не отменяет требований ЕГЭ? Не создается ли при этом противоречие между тем, чему будут учить в школе, и тем, что нужно будет сдавать на экзамене? И каково в целом Ваше отношение к такой форме итоговой аттестации, как ЕГЭ?
– Единый государственный экзамен не является самостоятельным явлением. Это форма проверки исполнения стандарта. Сегодня ЕГЭ проверяет тот неутвержденный стандарт 2004 года, который в основном был предметно-центрированным. Стандарт, о котором мы говорим сейчас, охватывает все стороны школьной жизни, это системный стандарт. Поэтому, естественно, что когда он будет принят, будет принято и решение об изменении формата проведения ЕГЭ. Если говорить лично обо мне, у меня сложное отношение к отечественному варианту ЕГЭ, но как форма итоговой аттестации, я считаю, он имеет много положительного.
– В последние годы в России много говорят о кризисе чтения. Нашла ли эта проблема какое-либо отражение в новом стандарте?
– Кризис чтения имеет под собой вполне реальные основания: развитие новых технологий (телевидение, Интернет), изменение той сферы жизни, которая называется развлекательной, резкое снижение требований к читательской компетентности в школе. Сегодня назрела необходимость сделать читательскую компетентность одной из ведущих, потому что человек, который «живет» в Интернете, работает с морем информации, должен уметь находить, анализировать обобщать текст, презентовать его, писать в различных стилях и жанрах. Поэтому мы предлагаем вернуть обязательное сочинение и многие другие параметры, которые, я надеюсь, помогут исправить эту ситуацию.
– Какой Вы бы хотели видеть российскую школу завтра? Нарисуйте свою, пусть и несколько идеалистическую картинку.
– Я хочу, чтобы школа, которая будет завтра, была школой, ориентированной на развитие личности ребенка, школой, куда дети будут идти с радостью. Это будет школа, использующая самые современные информационные и коммуникативные технологии, позволяющие каждому ребенку двигаться под руководством учителя в комфортном психологическом ритме, соблюдая при этом общие требования к получению среднего образования. Я очень рад, что мы смогли создать модель такой старшей школы, надеюсь, что она будет принята.
Читать интервью полностью здесь
Мы спросили руководителя группы разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), доктора педагогических наук, члена-корреспондента Российской академии образования, управляющего директора издательства «Просвещение» Александра Михайловича Кондакова.
– Как Вы считаете, готово ли учительское сообщество к тому, чтобы работать в условиях нового образовательного стандарта? Может быть, стоило начать именно с повышения уровня подготовки учителей?
– Попробую объяснить на простом примере: сначала ученые изобретают новый автомобиль, а потом уже готовят автослесарей. Мастер, который привык чинить запорожец, никогда не возьмется за ремонт мерседеса. В данном случае то же самое. Сначала надо понять основные характеристики, особенности нового стандарта, а после этого уже предъявлять требования к педобразованию. Поэтому после того, как новый ФГОС будет утвержден, начнется массовая переподготовка и повышение квалификации учителей. Это же касается и подготовки учителей в педагогических вузах.
– Новый ФГОС не отменяет требований ЕГЭ? Не создается ли при этом противоречие между тем, чему будут учить в школе, и тем, что нужно будет сдавать на экзамене? И каково в целом Ваше отношение к такой форме итоговой аттестации, как ЕГЭ?
– Единый государственный экзамен не является самостоятельным явлением. Это форма проверки исполнения стандарта. Сегодня ЕГЭ проверяет тот неутвержденный стандарт 2004 года, который в основном был предметно-центрированным. Стандарт, о котором мы говорим сейчас, охватывает все стороны школьной жизни, это системный стандарт. Поэтому, естественно, что когда он будет принят, будет принято и решение об изменении формата проведения ЕГЭ. Если говорить лично обо мне, у меня сложное отношение к отечественному варианту ЕГЭ, но как форма итоговой аттестации, я считаю, он имеет много положительного.
– В последние годы в России много говорят о кризисе чтения. Нашла ли эта проблема какое-либо отражение в новом стандарте?
– Кризис чтения имеет под собой вполне реальные основания: развитие новых технологий (телевидение, Интернет), изменение той сферы жизни, которая называется развлекательной, резкое снижение требований к читательской компетентности в школе. Сегодня назрела необходимость сделать читательскую компетентность одной из ведущих, потому что человек, который «живет» в Интернете, работает с морем информации, должен уметь находить, анализировать обобщать текст, презентовать его, писать в различных стилях и жанрах. Поэтому мы предлагаем вернуть обязательное сочинение и многие другие параметры, которые, я надеюсь, помогут исправить эту ситуацию.
– Какой Вы бы хотели видеть российскую школу завтра? Нарисуйте свою, пусть и несколько идеалистическую картинку.
– Я хочу, чтобы школа, которая будет завтра, была школой, ориентированной на развитие личности ребенка, школой, куда дети будут идти с радостью. Это будет школа, использующая самые современные информационные и коммуникативные технологии, позволяющие каждому ребенку двигаться под руководством учителя в комфортном психологическом ритме, соблюдая при этом общие требования к получению среднего образования. Я очень рад, что мы смогли создать модель такой старшей школы, надеюсь, что она будет принята.
Читать интервью полностью здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий