среда, 16 марта 2011 г.

Моя научно-методическая полка: орфографическая грамотность. Панов, Граник, Штильман и другие


Формирование орфографической грамотности - одна из труднейших задач учителя в XXI веке. Некоторые книги приносят определённую пользу и учителю, и репетитору, и ученику.
1.Михаил Панов "И всё-таки она хорошая! Русская орфография". - Москва, 2007.
Первое издание этой книги, давно ставшее библиографической редкостью, было настоящим событием для своего времени. Причиной тому послужила, прежде всего, уникальная личность автора, в которой счастливо сочетались глубоко мыслящий ученый и талантливый популяризатор науки. Немаловажную роль сыграло и то обстоятельство, что выход книги пришелся на пик дебатов вокруг деятельности Орфографической комиссии, в которой М.В.Панов был заместителем председателя и которая начала в 1960-е годы работу по усовершенствованию нашей орфографии, стремясь сделать ее более последовательной и легкой для усвоения.
2.Михаил Панов "Занимательная орфография". - Москва, 2010.
Михаил Викторович Панов - выдающийся языковед и преподаватель. Его "Занимательная орфография" - блистательный пример того, как должна быть написана научно-популярная книга - со знанием дела и фантазией, логично и лаконично. В занимательной форме рассказано, "как устроено наше письмо", как связано русское правописание с фонетикой, о сущности основных принципов отечественной орфографии, ее законах.
3."Энциклопедический словарь юного лингвиста". Составитель Михаил Панов. - Москва, 2006.
Словарь представляет собой значительно дополненное и переработанное издание "Энциклопедического словаря юного филолога (языкознание)". В отличие от книги 1984 года, в предлагаемом словаре дается более полная картина современного состояния и истории не только русского, но и других языков. Введены новые статьи, касающиеся современных лингвистических теорий, стилистики, культуры речи, языка ряда русских писателей, языка современных средств массовой информации, активных процессов, происходящих в русском и других славянских языках на рубеже ХХ-ХХI вв., и т.п. Дополнен список персоналий биографических описаний жизни и деятельности выдающихся отечественных и зарубежных лингвистов.
Среди авторов словаря - ученые-языковеды, известные не только своими трудами в области лингвистики, но и научно-популярными книгами и статьями, адресованными широкому читателю. Поскольку словарь в первую очередь предназначен школьникам старших классов, он в занимательной и доходчивой, иногда даже шутливой форме рассказывает о явлениях языка и этим отличается от большинства "взрослых" энциклопедических пособий по языкознанию. Тексты статей сопровождаются рисунками, диаграммами, фотографиями, которые делают изложение более наглядным.
4.Г.Г. Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концевая "Секреты орфографии". - Москва, 1994.
Авторы книги в занимательной, доступной для учащихся форме рассказывают об основных орфографических правилах русского языка. Рассказ сопровождается заданиями с ключами (ответами), играми, красочными иллюстрациями. Поэтому книга может быть использована как учебное пособие и на уроке, и во внеклассной работе.
Скачать
5.Сергей Штильман "Как научить писать грамотно. Книга для учеников, родителей и учителей. Индивидуальная коррекция грамотности". - Москва, 2002.
В книге известного московского словесника Сергея Штильмана на основе многолетнего учительского и репетиторского опыта доступно и просто говориться о том, как эффективно помочь ребятам скорректировать свою грамотность. Предлагается алгоритм подобной коррекции. В книге даются разнообразные по форме, содержанию и уровню сложности текстовые и словарные диктанты, рабочие карточки, тесты, а также всевозможные памятки и другие справочные материалы. Книга адресована учителям-словесникам, родителям, озабоченным безграмотностью своих детей, и самим ребятам, которые хотят самостоятельно избавиться от орфографических, грамматических и пунктуационных ошибок.
6.Сергей Штильман "Русский язык в старших классах. Орфография". - Москва, 2008.
Книга Сергея Штильмана - результат многолетней работы учителя, стремящегося к тому, чтобы дети стали не только грамотнее, но и почувствовали себя самостоятельными.
Орфографический материал дается в виде тематических блоков. Теоретические сведения по русскому правописанию представлены в виде компактных итоговых таблиц. Алгоритм закрепления навыков грамотного письма, предложенный в книге, следующий: от простого - к более сложному; от уровня слова и словосочетания - к уровню фразы, предложения и текста.
Тексты некоторых тренингов являются литературоведческими статьями, а во многих упражнениях содержатся выдержки из классических произведений, что позволяет проводить интегрированные уроки по русскому языку и литературе. Тренинги снабжены ключами. В книге имеются упражнения и по пунктуации. Пособие может быть использовано учителем как дидактический материал к урокам, а также в качестве самоучителя для старшеклассников и абитуриентов при подготовке к диктантам, тестам, ЕГЭ.
7.Сергей Штильман "Уроки русского языка в старших классах. Тема: орфография. Книга для учителей и учеников". - Москва, 2004.
Орфографические материалы в виде тематических блоков. Теоретические сведения по русскому правописанию в виде компактных итоговых таблиц. Алгоритм закрепления навыков грамотного письма: от простого - к более сложному; от уровня слова и словосочетания - к фразе, предложению и тексту. Упражнения содержат фрагменты классических произведений. Наиболее сложные снабжены ключами. Даны также упражнения по пунктуации.
8.Александр Мурашов "Абсолютная грамотность. Пособие по орфографии для совместной работы преподавателя и студента". - Москва. 2008.
Основной целью пособия является оказание помощи студентам неязыковых вузов в овладении навыками устной и письменной речи на профессиональном уровне, в закреплении основных принципов и законов русской орфографии и пунктуации, в доведении пользования ими до автоматизма. В пособии приведена тематика практических занятий, посвященная наиболее острым проблемам русского правописания.
  Особое место в книге занимают излагаемая автором концепция изучения русского языка и предлагаемая им методика "врожденной грамотности", основанная на творческом содружестве преподавателя и студента.
9.Марина Павлова "Интенсивный курс повышения грамотности с помощью НЛП". - Москва, 2000.
Предлагаемое пособие представляет систему работы по интенсивному повышению практической грамотности, развитию внимания, памяти, мышления и речи, с использованием новейших психотехнологий нейро-лингвистического программирования (НЛП) и включает элементы психокоррекции.
 Оно состоит из вводного курса по НЛП, подробных конспектов 26 трехчасовых занятий и приложения, представляющего собой тексты разноплановых упражнений по орфографии и пунктуации, составленных в связи с частотным определением ошибок в письменных работах учащихся. Книга дает возможность спланировать индивидуальный подход к повышению практической грамотности.
10.Борис Бадмаев, Борис Хозиев "Методика ускоренного обучения русскому языку". - Москва, 2001.
Пособие предназначено для учителей русского языка средней школы. В нем представлена новая методика ускоренного обучения грамматике русского языка, гарантирующая высокий результат. Методика разработана авторами - психологами на основе известной теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина и не имеет аналогов. Пособие может быть также использовано взрослыми для самостоятельного совершенствования знаний по русскому языку. Обеспечивает формирование навыков безошибочного письма в короткие сроки.
11.Е.Иванова, А.Иванов "Русский язык без репетитора. Орфография. Пунктуация. Упражнения. Диктанты. Ответы". - Москва, 2002.
Книга предназначена для поступающих в вузы и всех желающих самостоятельно и быстро овладеть устойчивыми навыками грамотного письма без утомительной "зубрежки" правил. Учебное пособие разработано на основе деятельностного подхода к обучению П. Я. Гальперина. Теоретический материал позволяет пользоваться книгой как справочником.
12.Ирина Голуб "Уроки русской орфографии. О сложном просто и легко". - Москва, 2002.
В занимательной форме излагаются правила русской орфографии. Основное внимание уделяется трудным случаям правописания частей речи: глаголов, существительных, прилагательных, числительных, местоимений, предлогов и частиц. Для лучшего усвоения материала предлагаются стихи и рисунки, даются упражнения и диктанты.
13.Татьяна Григорьева "Три века русской орфографии". - Москва, 2004.
Работа заключает в себе исторический очерк истории русской орфографии XVIII-XX вв.; основные документы и законодательные акты, отражающие путь русской орфографии к реформе 1917 г., и послереформенные проекты ее усовершенствования; хронологию орфографических публикаций за три столетия и мало доступные современному читателю материалы начала XX столетия, необходимость которых возникла в дискуссиях об усовершенствовании русского правописания.
14.Вера Иванова "Трудные вопросы орфографии". - Москва, 1982.
Автор систематически излагает наиболее сложные вопросы русской орфографии, останавливается на многих частых случаях, вызывающих затруднения у учащихся, не обходит и некоторых нерешенных проблем. Учитель найдет в пособии не только рекомендации, как надо писать, но и объяснения, почему принято то или иное написание.
15.Лариса Селезнёва "Полный курс практического русского языка. Орфография и пунктуация. 22 урока". - Москва, 2010.
Разработанные автором 22 урока охватывают все основные правила орфографии и пунктуации русского языка. Каждое правило всесторонне рассмотрено и представлено в четырех рациональных формах: обобщенное правило, алгоритм, свернутый алгоритм, алгоритмизированная схема. Использование любой из них позволяет безошибочно определять правильные написания и знаки препинания. Характер практических заданий обеспечивает поэтапное усвоение материала и контроль результатов.
16.Н.Л. Векшин "Русский язык в афоризмах". - Москва, 2008.
В средней школе и вузе залогом успешного усвоения правил, исключений и примеров должна являться ассоциативная форма обучения. Она основана на том установленном в последние годы биологической наукой факте, что человеческий мозг запоминает почти всё, причем, сразу. А проблема только в одном – «вытащить» запомненную информацию. Именно это позволяют осуществить ассоциации.
Для возникновения надежных ассоциаций необходимо использовать яркие краткие образы, имеющие жесткую внутреннюю логику. Этому критерию в полной мере удовлетворяют афоризмы (от греческого – «афоризмос» – краткое изречение), т. е. мудрые цитаты, выраженные в лаконичной и зачастую парадоксальной или забавной форме.
Мудрые изречения древних и современников - писателей, философов, ученых, политиков, деятелей культуры – представляют собой чрезвычайно богатый материал, концентрирующий основные особенности орфографии, пунктуации, лексики и стилистики русского языка.
Учебное пособие Н.Л. Векшина «Русский язык в афоризмах» является принципиально новым шагом в обучения грамоте с помощью устойчивых ассоциаций, возникающих при чтении афоризмов и пословиц. Причем, данное пособие выполняет не только учебные задачи, но несет также определенную смысловую и эмоциональную нагрузку, что позволяет сделать процесс обучения увлекательным и полезным во многих смыслах.
Об ассоциативной методике здесь                
17. Мария Ганькина "Грамматическая аптечка. Неотложная помощь в правописании".- Москва, 2005, 2010.
Авторская методика повышения практической грамотности.
"Грамматическая аптечка" прежде всего адресована учителям‑словесникам и учителям начальной школы, а также мамам, папам, бабушкам и дедушкам, которые хотят помочь своим детям освоить грамматику родной речи.
Автор книжки ‑ не только учитель‑словесник, но и ведущая рубрики "Режиссура урока" в газете "Первое сентября". Поэтому "Аптечка" является не просто оригинальной методикой повышения уровня грамотного письма, но и предлагает в копилку учителю самые разнообразные "режиссерские" решения ‑ способы организации того или иного задания, игровые приемы опроса и контрольных работ, типы домашнего задания, способы развития языковой интуиции.
"Аптечка" не только подсказывает, с помощью каких средств можно преобразить освоение родной словесности (едва ли не самого проблемного курса в школьном расписании), но может оказаться хорошим поводом для личного творчества любого учителя в любом предмете. Надеемся, что она поможет вам создавать на ваших занятиях творческую атмосферу сотрудничества, поиска, открытий и удивлений.
Скачать или читать здесь

Комментариев нет: