среда, 27 апреля 2011 г.

Приёмы эффективного чтения нехудожественной литературы

Павел Калугин 
Правила эффективного чтения книг
Прежде чем приступить к ознакомлению с принципами чтения, следует принять истину:
«Мы не умеем читать».
Сейчас я прошу вас принять истину как допущение, как постулат, который лежит в основе этой статьи. После ее прочтения вы поверите в эту истину.
Если же вы можете без труда читать, например, «Метафизику» Аристотеля, наблюдать на протяжении этого сборника трактатов за развитием мыслей великого философа и критически оценивать его рассуждения — то статья ничему новому вас не научит.
Мы не умеем читать. Слово «читать» в этом тезисе значит нечто большее, чем умение складывать буквы в слова, а слова в предложения. Я говорю о чтении в самом высоком смысле — о чтении ради понимания и образования.
В учебных заведениях нам преподают литературу, родной язык, иностранные языки и ряд других гуманитарных дисциплин, способствующих совершенствованию навыков чтения. Однако вдумчивому чтению хороших книг — в виде системы приемов работы с текстом — нас учат редко и фрагментарно.
Возможно, в последние столетия произошла деградация системы образования, которая в старые времена основывалась на изучении гуманитарных наук, активном чтении и обсуждении великих книг. Возможно, человеческое знание стало таким объемным и многообразным, что человек невольно сужает границы понимания мира. Возможно, человек ощутил себя настолько могучим и всесильным по сравнению с людьми прошлых веков, что потерял интерес к развитию. А возможно, уже начинает осуществляться то, от чего предостерегал Оруэлл в романе «1984», — снижение качества образования, вычищение из языка всего лишнего и подчинение разума и воли людей власти Партии.
Каковы бы ни были причины, нам надо учиться читать — учиться самим и учить наших детей, потому что система образования в ее современном виде не способна сделать это за нас.
При всей кажущейся простоте нижеизложенных правил чтения процесс овладения ими будет трудным, долгим, практически бесконечным в рамках человеческой жизни. В книге «Как читать книги» философа Сергея Поварнина (1870-1952 гг.) приводятся известные слова Гете:
Эти добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и все не могу сказать, чтобы вполне достиг цели.
Этот труд не станет напрасным. Правильное чтение — дорога к уникальным знаниям, которые содержатся только в книгах и которые дают человеку возможности для улучшения жизни, личностного и профессионального самосовершенствования. Хорошие книги имеют и более возвышенное значение: знание и понимание лежат в основе свободы человека, видящего суть явлений и умеющего мыслить эффективно и критически; в основе защиты от различного рода манипуляций, столь распространенных в эпоху информационных войн; в основе умения находить общий язык с окружающими людьми.
Эта статья стала итогом моих попыток определить для себя приемы эффективного чтения нехудожественной литературы (деловых книг, non-fiction) и дополнить и систематизировать их с помощью знаний, почерпнутых из книги «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» Мортимера Адлера (1902-2001 гг.), американского философа и председателя редакционного совета знаменитой энциклопедии «Британника».
Я изложу здесь вполне завершенную технологию чтения хороших книг, однако в будущем намерен расширить ее после прочтения нескольких книг по теме правильного чтения.

Выбор книг для чтения

В наследии человечества даже по-настоящему великих книг больше, чем человек способен прочесть за всю жизнь. Грустно, что невозможно охватить их все, но в то же время приятно сознавать, что мы обеспечены богатым материалом для ума и души до конца наших дней. Когда глубоко проникаешься этой мыслью, то приходишь к выводу: надо читать только то, что действительно заслуживает внимания и способно принести пользу. Стоит читать только лучшие книги.
В категории лучших книг особо выделяются великие книги. Они живут вне времени, они были актуальны тысячи лет назад и остаются таковыми сегодня — они являются для нас даром свыше, как и для наших древних предков.
Используя средства интернета, мы можем разобраться в бесконечном разнообразии книг и выбрать те из них, которые нужно прочесть, исходя из наших жизненных и профессиональных целей. Особый интерес вызывают специализированные социальные сервисы для любителей чтения: например, Goodreads (именно этой социальной сети я отдал предпочтение; посмотрите мой профиль в Goodreads и добавьте в друзья), Shelfari, LiveLib, Imhonet и др. Эти сервисы позволяют создавать собственные списки чтения, делиться с друзьями и единомышленниками отзывами о книгах и рекомендациями.
Важно иметь стратегию чтения: не читать все интересные книги вподряд, а соотносить план чтения с личными целями и текущими делами; не читать самые разные книги вперемежку, а изучать дополняющие друг друга или дискутирующие друг с другом книги (это расширенное чтение, более подробно я расскажу о нем ниже).

Чтение книги и работа над ней

Перечислю основные инструменты, которые я использую в работе над книгой. Прежде всего, это известная система упорядоченного хранения информации Evernote. В Evernote у меня есть отдельный блокнот, в котором для каждой книги создается заметка с цитатами, конспектами, пометками, ссылками, дополнительной информацией из других источников, помогающей лучше понять книгу. Для непосвященных: Evernote есть везде — на компьютере и в коммуникаторе, поэтому я могу делать заметки по книгам откуда угодно. Второй инструмент — букридер Pocketbook Pro 602. При чтении книги я нечасто, по наиболее важным темам, составляю интеллект-карты — в программе FreeMind (пребываю в поиске более подходящего мне приложения). Этот инструмент я использую, если встречается информация, которую нужно запомнить четко, структурированно и надолго. Для овладения методами создания интеллект-карт (mind maps) прочитайте книгу «Супермышление» и другие книги изобретателя этой технологии работы с информацией Тони Бьюзена.
Теперь рассмотрим правила работы с книгой, позаимствованные из книги Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений» и слегка видоизмененные мною для своего удобства. Напомню, что эти правила справедливы для чтения нехудожественной литературы — книг, предназначенных для понимания и обучения.
Мортимер Адлер выделяет три основных этапа чтения:
  1. Получение общего представления о книге и анализ ее структуры.
  2. Прочтение книги, поиск общего языка с автором, понимание книги.
  3. Формирование собственного критического мнения о книге.
1. Получение общего представления о книге и анализ ее структуры
Знакомство с книгой начинается с названия, обложки, аннотации, оглавления. Нужно внимательно прочесть предисловие к книге, так как в нем хорошие авторы дают ценную информацию для понимания проблем, затронутых в книге, ее структуры и целей. В большинстве случаев есть смысл еще до прочтения книги ознакомиться с заключением. Собранные в нем выводы способствуют лучшему пониманию произведения.
Необходимо определить основную тему книги, сформулировать ее для себя в кратком виде, в нескольких предложениях. Очень важно выразить главную тему именно своими словами, а не заимствовать готовые фразы из аннотации и предисловия.
Далее можно переходить к анализу структуры. Мы должны видеть анатомию книги — все ее составные части и их взаимосвязь — чтобы окончательно сформировать общее представление и понять логику и ритм произведения. В хороших книгах отчетливо просматривается стройная, как в музыке, структура.
Выделив основные логические части книги, нужно проговорить, о чем говорится в каждой из них, установить, почему они расположены именно в таком порядке, как они связаны друг с другом, какие части находятся на первом уровне структуры, какие второстепенны.
Можно даже записать структуру книги в специальном блокноте для заметок во время чтения (я пользуюсь для этого Evernote) или зарисовать ее в виде интеллект-карты.
Проделав эту начальную работу, мы выявим проблемы, которые автор собирается решить в книге. Необходимо знать перечень этих проблем, это пригодится нам как для понимания книги, так и для ее критической оценки на последнем этапе чтения.
2. Прочтение книги, поиск общего языка с автором, понимание книги
Часто мы считаем чтение пассивным занятием: казалось бы, мы только воспринимаем информацию, но не создаем ее сами. Однако в действительности вдумчивое чтение подразумевает активную работу мозга и активный диалог с автором. Как известно, условие успешного диалога двух людей — взаимопонимание и единство терминологии.
Следовательно мы должны найти общий язык с автором, понять, каким образом и в каком смысле он употребляет те или иные ключевые слова — слова, имеющие в книге большой вес. Например, ключевые слова этой статьи: «книга», «чтение», «автор» и т.д.
При знакомстве с книгой и анализе структуры мы уже могли обратить внимание на ключевые слова, теперь при подробном чтении книги за ними нужно внимательно следить, выделять их и правильно интерпретировать, исходя из контекста.
Одновременно в процессе чтения необходимо обнаруживать главные, наиболее важные для книги утверждения автора, подчеркивать их карандашом или выписывать в блокнот. Нужно видеть тезисы, их доказательства и выводы, нужно видеть утверждения, требующие аргументации, и утверждения, аргументирующие другие утверждения. Стоит сохранять в блокноте не только главные тезисы, но и кратко указывать своими словами, каким образом автор доказывает их.
Также можно выписывать наиболее яркие и сильные цитаты. Будет хорошо, если мы поделимся ими с другими людьми во время чтения через социальные сети или твиттер, а после чтения их можно оформить в виде отдельного поста в блоге.
Завершая чтение, мы вспоминаем, какие проблемы автор стремился решить в книге, и делаем вывод, насколько удачно он выполнил свою задачу. Мы определяем, какие проблемы не решены и знает ли автор об этом или упустил что-то важное. Таким образом, мы закладываем основу для следующего этапа чтения — критической оценки книги.
3. Формирование собственного критического мнения о книге
Перед началом этого этапа работы с книгой нужно убедиться, что мы добросовестно следовали всем правилам чтения, описанным выше. Мы только тогда имеем возможность и право соглашаться с автором или выносить ему обвинительный приговор, когда закончили внимательно изучать книгу и поняли ее.
Используя свои заметки и интеллект-карты, мы определяем сильные и слабые стороны книги и анализируем их. Если становятся видны недостатки труда писателя, мы записываем их и тщательно обосновываем свою точку зрения.
М. Адлер приводит в своей книге четыре возможных замечания автору книги: автору не хватает информации; автор владеет неверной информацией; автор нелогичен; анализ или изложение автора не завершены.

Расширенное чтение

Расширенное чтение — обращение к другим книгам, статьям, живым собеседникам и другим источникам информации с целью лучше понять читаемую книгу или проследовать по содержащимся в ней отсылкам.
Еще на стадии чтения книги мы не раз обращаемся к расширенному чтению, которое можно назвать контекстным: заглядываем, например, в словари и справочники, чтобы узнать значение нового для нас слова или изучить характеристики какого-либо предмета или явления.
Но есть и другой вид расширенного чтения — после прочтения книги чтение других книг, рассматривающих те же проблемы под другим углом зрения или вступающих в спор с прочитанной книгой. Это позволяет глубже понимать прочитанную книгу и изучать предмет со всех сторон.
Читая взаимосвязанные книги, мы совершенно иначе увидим каждую из них и заметим то, что ранее оставалось сокрытым.

Публикация рецензий, саммари и других статей

Если нам попалась хорошая книга, которая расширила понимание мира и себя, вполне естественно поделиться радостью с другими — написать отзыв о книге, перечень ярких цитат или полноценную рецензию в своем блоге, в социальной сети, порекомендовать книгу друзьям и незнакомым людям.
Мы не только поможем другим получить уникальные и ценные знания, но и сами при подготовке рецензии или саммари лишний раз подведем итог чтению книги, систематизируем в голове усвоенную при чтении информацию.
Еще больший эффект принесет написание аналитических статей на основе расширенного чтения нескольких взаимосвязанных книг. В таких статьях могут родиться собственные интересные идеи.
Кроме того, издательства нередко охотно идут на сотрудничество с блогерами. Можно стать рецензентом, издательство будет присылать книги на рецензию в электронном или бумажном виде.
Для публикации своих статей о книгах нужно выбрать несколько площадок: свой блог, другие популярные блоги по соответствующей тематике, блог в тематических социальных сетях, наподобие Хабрахабра и т. д.
Стоит преодолевать в себе барьер перед выходом на контакт даже с самыми популярными блогами Рунета. Нужно чувствовать уверенность, даже если вы не можете предоставить примеры своих работ. Следуйте моему примеру: я стал автором популярного «Лайфхакера», не имея портфолио статей, — просто подготовил одну статью для оценки главным редактором блога — и к моему удивлению был принят в команду авторов, что открыло для меня много новых возможностей.

Заключение

Мы обосновали важность чтения книг и рассмотрели технологию эффективного чтения, подразумевающую анализ структуры книги, установление взаимопонимания с автором и препарирование его рассуждений, а также критическую оценку его труда, чтение тематически связанных книг для более глубокого понимания и написание рецензий и других статей на основе прочитанной книги.
Я описал полный цикл работы над книгой. Уже после внимательного ознакомления с этой статьей вы можете приступать к вдумчивому эффективному чтению книг по изложенным здесь правилам.
Однако статья не может заменить уникального опыта чтения книг философов и ученых, годами разрабатывавших теорию правильного чтения. Воспринимайте этот пост как отправную точку обучения чтению и обратитесь для начала к книге Мортимера Адлера «Как читать книги. Руководство по чтению великих произведений». Это одна из тех книг, которые обязательно нужно иметь в домашней библиотеке и передавать из поколение в поколение, как бесценный кладезь сокровенного знания. В ней поднимаются вопросы, выходящие далеко за пределы приемов чтения книг, — вопросы науки, знания природы и человека, гуманитарного образования, политики и другие; в ней подробно рассматриваются правила чтения книг различных типов и жанров, что позволяет глубоко понимать эти правила и эффективно применять на практике.
В этой статье я изложил квинтэссенцию правил Адлера, слегка адаптировав их под особенности работы с информацией в наше время. При всей полноте и завершенности этой системы правил она может развиваться и далее. В моем списке к прочтению уже есть несколько книг по данной тематике, и в будущем я пополню эти правила новыми принципами.

Комментариев нет: