понедельник, 29 августа 2011 г.

Игорь Реморенко об основных положениях проекта интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации»

Запись опубликована Интернет-издание «Просвещение».
Об основных положениях проекта интегрированного закона «Об образовании в Российской Федерации» рассказывает статс-секретарь — заместитель министра образования и науки Российской Федерации Игорь Реморенко в интервью корреспонденту «Просвещения» Борису Старцеву.
— Игорь Михайлович, чем обусловлена необходимость принятия закона «Об образовании в Российской Федерации»?
— Формальный ответ такой: законопроект направлен на преодоление разрыва между участниками образовательного процесса, потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением, устранение дублирования и противоречивости действующих законов «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». А фактически законопроект создает платформу для преодоления целого спектра конкретных нормативных правовых проблем.
Посмотрите, что у нас происходило за последние 20 лет. В 1997 году в России проходило восемь судов, связанных с образовательным законодательством. Речь идет не о судах по неисполнению законов, а о судебных процессах, связанных с противоречивостью самого законодательства. К 2001 году их стало уже 350, к 2006 году — 640. Огромное количество разбирательств по поводу правомочности действий работников образования: в какой степени оплачивается бюджетом воспитательная работа, правильно ли организована школьная аттестация, кто и как может утвердить образовательные стандарты, по каким нормативам школе финансировать хозяйственные нужды (у нас есть регионы, где для школ даже не предусматривалась такая статья расходов), какие социальные расходы можно осуществлять в системе начального профессионального образования и так далее.
Резкое ветшание действующего законодательства произошло в начале XXI века и повлекло сотни судов, административных выговоров, тысячи пострадавших. Людей наказывали за организацию питания в школах, так как относили это к предпринимательской деятельности, штрафовали за введение «не той» системы оплаты труда, делали выговор за неправильно прописанный в приказе КВН как мероприятие, не соответствующее образовательной программе образовательного учреждения, и многое другое. А противоречивые нормы пожарных, милиционеров и санитарных органов вообще исполнить было нельзя.

Пришлось срочно принимать законы о ЕГЭ, новой структуре образовательных стандартов, уровневой подготовке, постоянно обновлять структуру различного рода льгот. Но и это не решает проблему. С 2006 года по настоящее время состоялось порядка 400 судов, вызванных несовершенством образовательного законодательства. Это меньше, чем в предыдущий период, но всё равно без системного обновления законодательства не обойтись.
Есть и другой аспект. В 1990-е годы законодательство решало задачу описания правил, по которым система образования живет и развивается как отрасль экономики, как специфическая часть социально-экономической ситуации в России в целом. Принятые тогда образовательные законы отразили вектор развития страны в направлении рыночной экономики, демократии, гражданского общества. Но сегодня, в условиях модернизации различных сфер общества, появился еще один важный акцент. Главной фигурой инновационного развития становится человек с его потребностями, ценностями и интересами. Это значит, что задача образовательного законодательства — описать нормы и правила, по которым можно двигаться по образовательной лестнице от уровня к уровню, предоставить каждому гражданину в любом возрасте возможности для образования, профессионального роста и самосовершенствования.
— Что принципиально нового появилось в проекте закона «Об образовании в Российской Федерации»?
— Все новое как раз связано с ориентацией образовательного законодательства на развитие человека, на его потребности, ценности, интересы. Например, закон предусматривает возможность хорошей подготовки к школе для всех ребят дошкольного возраста. В детском саду, дома, в дошкольной группе при школе, в учреждениях дополнительного образования — формы могут быть разные, но получение дошкольного образования должно быть не просто гарантировано, а обеспечено каждому. Здесь государственные гарантии могли бы быть подкреплены механизмом финансирования дошкольного образования через субвенции (по аналогии со школой).
Еще пример: школьники и студенты должны получить возможность выбирать учебные курсы в самом образовательном учреждении при использовании модульных технологий обучения; обучаться в дистанционном режиме в другом образовательном учреждении, если есть потребность изучить какой-то специальный учебный предмет или углубленно освоить традиционный курс. Поэтому в тексте законопроекта предусмотрены нормы о кредитно-модульной системе организации образовательного процесса, сетевом взаимодействии образовательных учреждений. Это значительно упростит признание и зачет курсов, освоенных в других учебных заведениях, в том числе за рубежом.
Выбор образовательных ресурсов должен быть кардинально расширен. Чем богаче образовательная среда, тем больше возможностей получить качественное образование. Именно поэтому в законопроекте появились нормы, регулирующие использование, наряду с печатными, электронных образовательных ресурсов и сервисов.
Время, которое тратят граждане и работники системы образования на разного рода рутинные занятия — общение с органами управления, составление отчетности, сбор информации по запросам ведомств, должно быть максимально сокращено. Для этого в законопроекте предусмотрены электронные процедуры подачи заявлений и организация электронного документооборота в системе образования в целом. Высвободившееся время можно будет максимально использовать именно на образовательную, а не обслуживающую деятельность.
Чем больше мы заботимся о востребованности образования, тем больше родители в школах и работодатели в профессиональном образовании стремятся участвовать в образовательной деятельности. Предложено закрепить нормы, расширяющие число полномочий органов самоуправления образовательных учреждений, ввести такие полномочия органов самоуправления, как, например, согласование некоторых локальных актов образовательных учреждений.
Механизмы финансирования образовательных программ должны быть соразмерны потребностям, ценностям и интересам человека. Это не только означает дальнейшее распространение принципов нормативного подушевого финансирования, но и предполагает разнообразие использования финансово-экономических инструментов. Именно поэтому в законопроекте предусмотрены такие механизмы, как финансирование программ развития, государственная поддержка образовательного кредитования, инвестиции в сферу образования, формирование на всех уровнях перечней государственного и муниципального имущества, предназначенных для образования.
— Гарантирует ли проект закона бесплатность образования?
— Бесплатность гарантирована 43 статьей Конституции, а закон предлагает механизмы ее обеспечения. Этот вопрос — следствие одного из мифов, которые возникали на предыдущих этапах обсуждения законопроекта. Еще раз подчеркиваю: законопроект ни в коей мере не уменьшает государственные гарантии получения образования, все гарантии действующего законодательства в нем отражены. Точно так же в законопроекте не идет речи о ликвидации образовательных учреждений как таковых. И академии, и образовательные учреждения начального профессионального образования будут продолжать реализовывать образовательные программы, только, возможно, называться они будут иначе, а учебные и образовательные программы станут более востребованы.
Многообразие форм получения образования остается и поощряется. Семейная форма получения образования представлена в законопроекте наряду с иными формами получения образования (на уровне как дошкольного, так и общего образования). Получит широкое распространение электронное образование с использованием Интернета и дистанционных технологий, электронно-библиотечных систем. Эти нормы впервые появились в данном законопроекте.
Образование в сфере культуры и искусства впервые получает адекватные формы для своего нормативного правового закрепления — в противовес сегодняшней ситуации, когда вне правовых норм реализуется практика раннего набора обучающихся на программы профессионального образования.
Законопроект не предлагает отказаться от социальных стипендий студентам, напротив, механизмы стипендиального обеспечения стали более гибкими, и у вузов появилось больше возможностей по обеспечению адресных стипендиальных выплат.
— Изменит ли новый закон статус педагогического работника? И почему только сейчас впервые предлагается ввести гарантированную оплату труда?
— В законопроекте закрепляются положения, определяющие статус педагогических работников. Прежде всего сохраняются все права (академические и трудовые) и меры социальной поддержки педагогических работников, вводятся определения основных принципов и гарантий их деятельности, включая нормы оплаты труда; закрепляются полномочия субъектов Российской Федерации по установлению дополнительных мер государственной поддержки молодых специалистов в этой сфере.
Гарантированную оплату труда предлагается ввести только сейчас, поскольку лишь совсем недавно нашлись проектные механизмы для воплощения этой мечты в жизнь. Весной 2011 года было принято решение о реализации двухлетнего проекта, который доводит среднюю заработную плату учителей до средней заработной платы в экономике. Опираясь на его результаты, можно сконструировать норму: «Органы государственной власти при определении нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности рассчитывают уровень заработной платы учителей не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположена соответствующая образовательная организация».
Сейчас законопроект предлагает нормы как для современной педагогической деятельности учителей, так и для самореализации граждан. Нам представляется, что обсуждение законопроекта также должно быть современным. Поэтому мы предлагаем всем заинтересованным участникам стать авторами идей и нормативных положений законопроекта, используя специальный интернет-ресурс edu.crowdexpert.ru. Мы считаем, что благодаря современным технологиям вполне возможно создать закон с вовлечением потенциала всех заинтересованных и компетентных сторон.

Комментариев нет: