Источник
Галина Щекина
После получения премии "Русский Букер" Елена Колядина испытала на себе весь ужас освистывания и улюлюканья малообразованных читателей. С трудом я нашла несколько материалов направленных на понимание нового романа, а не на его уничтожение. Поразило меня то, что даже критики, в том числе Андрей Немзер, скатываются к шельмованию, вместо того чтобы разбирать текст.
Галина Щекина
После получения премии "Русский Букер" Елена Колядина испытала на себе весь ужас освистывания и улюлюканья малообразованных читателей. С трудом я нашла несколько материалов направленных на понимание нового романа, а не на его уничтожение. Поразило меня то, что даже критики, в том числе Андрей Немзер, скатываются к шельмованию, вместо того чтобы разбирать текст.
Поэтому хочу вставить в эту дискуссию и свое слово. Роман Колядиной "Цветочный крест" - это весьма масштабная вещь, которую я бы определила одновременно и как историческую реконструкцию, и как смелый лексический эксперимент. В центре судьба молодой якобы колдуньи Феодосьи из Тотьмы 17 века. Ну и задачу задала себе Елена Колядина, рисуя сие полотно! Здесь и бытовые сцены, которые просто лопаются от кустодиевской щедрости, здесь и жуткий исоциальный фон, в котором есть резкие драматические мотивы. И даже зверства, от которых воротит. Кстати, местами его многовато. Издевки родни над месячными юной дочери, пытки пойманного Истомы, издевательства отца Логгина… Натурализм это или достоверные детали - я судить не могу, не жила в 17 веке, не так хорошо знаю историю края. Но, судя по переполненности и даже агрессивности текста, натурализма слишком много…Погруженность в среду нужна, но иногда автор увлекается и теряет нить повествования.
Здесь, впрочем, успешно работает железный закон драматургии: хороший человек в тяжелой ситуации. Автор заставляет сочувствовать героине, а когда читатель уж на крючке, его начинают водить и волхвовать… Меня, например, выбивало из реальности напрочь. Это я отмечаю как плюс.
Читателя вовлекают в жизнь героев. Ничего не скажешь, эмоциональный градус высок. Сказала б – с водкой, но это невкусно, а в этом романе много чего написано вкусно: еда, любовные ласки, соляной промысел, народное гуляние, просторечные байки (где она набрала их?), грубость родных, казуистика церковника.…Этот роман надо широко издавать, и для этого необходима редактура. Я утверждаю, что языковое поле здесь богатое, что слова архаизмы так и хочется перенять: охабень (кафтан) очадела (залетела), рекши (говорю), очеса(глаза), влагалище (сумка, короб), оголовник(платок), заприманала (запричитала) аз (я), олей-о! (восклицание). И язык, весь стиль повествования очень выразительныЗдесь, впрочем, успешно работает железный закон драматургии: хороший человек в тяжелой ситуации. Автор заставляет сочувствовать героине, а когда читатель уж на крючке, его начинают водить и волхвовать… Меня, например, выбивало из реальности напрочь. Это я отмечаю как плюс.
+ сияли его очеса, словно в синеву просыпались крошечные сколки золота
+ а прохожих окромя ежей не было
+ их было в Тотьме тьма
+ закаркав на него уселись все события ночи
+ заушины пахли медом
+ треснул угол горницы, ломаемый ночным морозом. Сухим стручком гороху выщелкнула лучина.
+ а прохожих окромя ежей не было
+ их было в Тотьме тьма
+ закаркав на него уселись все события ночи
+ заушины пахли медом
+ треснул угол горницы, ломаемый ночным морозом. Сухим стручком гороху выщелкнула лучина.
Да, в романе есть ненормативная и низовая лексика. Цитировать низовую лексику, считаю, незачем, это язык персонажей, а не язык автора. То, что афедрон у всех не сходит языка, имеет причину простую: люди, редко идут дальше первых трех страниц. А тот, кто пошел, тот не пожалел. Цветочный крест и правда, вышел за все рамки, так ведь и правильно. Соблюдение рамок - стандарт, а талант выше стандарта. Да и как понять их, эти нормы, если речь идет о событиях 17 века?
Одним из самых сильных мест, я считаю, изготовление Феодосьей креста из полевых цветов. Понятно, почему редакция журнала пошла именно на этот вариант заголовка. Вроде бы это просто большая фигурная клумба. Но жертвенный труд и вдохновение самой Феодосьи и, непроизвольный восторг антагониста героини отца Логгина – удивительны. Это было зрелище, понятное всем. И его можно расценить как самый настоящий духовный подвиг…
Образы автор берет и крутит ими, как хочет... Это и звуковые, и зрительные очень меткие описания. Но в таком крутом стилистическом вареве выражения сиюминутные, сегодняшние выглядят нелепо:
- прогнозировать события
- в повитухиной интерпретации
- перегнуть палку в церковном наставлении
- амбициозный батюшка
- подоплека событий в регионе
- муж на жене в перспективе киота
- профанация юродства
- Логгин – талантливый трибун
- планировал нести слово в массы
- прекрати вопросити
Хотелось бы сказать несколько слов не только о тексте, но и о том, что за текстом.
Верующий человек может понять это повествование как резкое обличение церкви, священников. Об этом уже было много сказано в литературе, да, есть и недобросовестные люди, и формальные, и фарисействующие. Но Отец Логгин выглядит настоящим иезуитом. Был бы он сам истовым верующим… так нет, он толкает девушку на на деяния, к каким сам не способен, одновременно думая о карьере. Нет, это не просто плохой батюшка, это узнаваемый и нынче тип– церковный чиновник. Понятно, что играет он в романе самую негативную роль. Есть и другой священник – добрый, но тот слабей. РПЦ может придраться и запретить роман, будем надеяться, что власть РПЦ не простирается столь далеко...
Но тогда о чем роман? О том, что не надо слушать священника? Не верить в Бога? А слушать только себя? Ведь именно по его вине погибает героиня, наделенная столькими достоинствами! Самоотверженность, нравственная чистота и преданность, умение жить согласно своим взглядам, потрясающая способность любить – мужа, дитя, господа… Можно бы представить себе, чему посвятила бы жизнь новоявленная юродивая и мученица, если б жила обычную женскую жизнь: она или помогала бы мужу, или бы народила много детей. Или бы стала просветительницей и учительницей … И все пути хороши кроме избранного…Но все это втоптано в грязь вплоть до самой ее погибели. Хотя к такому финалу она пришла не столько из-за своей веры, сколько из-за окружавших ее людей…
Есть еще один важный аспект – аспект толпы, которая всегда радуется казни, кого бы перед нею ни казнили. Вот эта толпа никогда не знает правды, и всегда ликует! тут наверно тоже нет нового, но меня как читателя опять так больно поразило.
Все эти впечатления – сильные и глубокие – говорят еще об одном явно удавшемся портрете. Перед нами– Россия как она есть.
Одним из самых сильных мест, я считаю, изготовление Феодосьей креста из полевых цветов. Понятно, почему редакция журнала пошла именно на этот вариант заголовка. Вроде бы это просто большая фигурная клумба. Но жертвенный труд и вдохновение самой Феодосьи и, непроизвольный восторг антагониста героини отца Логгина – удивительны. Это было зрелище, понятное всем. И его можно расценить как самый настоящий духовный подвиг…
Образы автор берет и крутит ими, как хочет... Это и звуковые, и зрительные очень меткие описания. Но в таком крутом стилистическом вареве выражения сиюминутные, сегодняшние выглядят нелепо:
- прогнозировать события
- в повитухиной интерпретации
- перегнуть палку в церковном наставлении
- амбициозный батюшка
- подоплека событий в регионе
- муж на жене в перспективе киота
- профанация юродства
- Логгин – талантливый трибун
- планировал нести слово в массы
- прекрати вопросити
Хотелось бы сказать несколько слов не только о тексте, но и о том, что за текстом.
Верующий человек может понять это повествование как резкое обличение церкви, священников. Об этом уже было много сказано в литературе, да, есть и недобросовестные люди, и формальные, и фарисействующие. Но Отец Логгин выглядит настоящим иезуитом. Был бы он сам истовым верующим… так нет, он толкает девушку на на деяния, к каким сам не способен, одновременно думая о карьере. Нет, это не просто плохой батюшка, это узнаваемый и нынче тип– церковный чиновник. Понятно, что играет он в романе самую негативную роль. Есть и другой священник – добрый, но тот слабей. РПЦ может придраться и запретить роман, будем надеяться, что власть РПЦ не простирается столь далеко...
Но тогда о чем роман? О том, что не надо слушать священника? Не верить в Бога? А слушать только себя? Ведь именно по его вине погибает героиня, наделенная столькими достоинствами! Самоотверженность, нравственная чистота и преданность, умение жить согласно своим взглядам, потрясающая способность любить – мужа, дитя, господа… Можно бы представить себе, чему посвятила бы жизнь новоявленная юродивая и мученица, если б жила обычную женскую жизнь: она или помогала бы мужу, или бы народила много детей. Или бы стала просветительницей и учительницей … И все пути хороши кроме избранного…Но все это втоптано в грязь вплоть до самой ее погибели. Хотя к такому финалу она пришла не столько из-за своей веры, сколько из-за окружавших ее людей…
Есть еще один важный аспект – аспект толпы, которая всегда радуется казни, кого бы перед нею ни казнили. Вот эта толпа никогда не знает правды, и всегда ликует! тут наверно тоже нет нового, но меня как читателя опять так больно поразило.
Все эти впечатления – сильные и глубокие – говорят еще об одном явно удавшемся портрете. Перед нами– Россия как она есть.
Комментариев нет:
Отправить комментарий