четверг, 6 октября 2011 г.

Лауреат Нобелевской премии по литературе - 2011

Нобелевским лауреатом по литературе в 2011 г. cтал шведский поэт Томас Транстрёмер.
Ранее среди возможных лауреатов наряду с Транстремером назывались сирийский поэт Адониса (Али Ахмад Саид Асбара), живущий во Франции, а также прозаики – японец Харуки Мураками и американец Филип Рот.
Напомним, в 2010 г. Нобелевским лауреатом стал перуанский писатель Марио Варгас Льоса. Комитет наградил его за "картографию властных структур и точное изображение сопротивления, восстания и краха личности". Среди номинантов значились американский писатель Кормак Маккарти, кенийский новеллист и активист Нгуги ва Тионго, японский писатель Харуки Мураками, шведский поэт Томас Транстрёмер. Кроме того, в шорт-листе комитета вновь оказались российский поэт Евгений Евтушенко (номинировавшийся уже в третий раз) и его бывшая супруга Белла Ахмадулина (вторая номинация).
Годом ранее премия досталась немецкой писательнице румынского происхождения Герте Мюллер. Она была награждена за "поэтичность и откровенность в прозе, отображающей жизнь обездоленных".
Нобелевская премия по литературе вручается ежегодно с 1901 г., исключением стали 1914, 1940-1943 гг., когда из-за военных действий мероприятие не проводилось вообще. Чаще всего ее получали французы (12 раз), вторыми по количеству первых мест являются граждане США (11 раз), замыкает тройку самых часто награждаемых авторов Великобритания (10 наград).
На сегодняшний день Нобелевская премия является одной из наиболее престижных международных премий, присуждаемой за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения или крупный вклад в культуру или развитие общества. Лауреаты обычно оглашаются в октябре, награждение проходит 10 декабря - в день смерти Нобеля. 

Источник

ВЕРМЕЕР
Стихотворение Т. Транстремера. (Перевод И. Кутика)
Крыши у мира нет. Есть — стена, сделай шаг —
и начинается шум, таверна
со смехом и руганью, бой часов и битье по зубам, свояк
с поехавшей крышей, пред коим дрожат безмерно.
Дикий взрыв и топот опоздавших спасателей. Корабли,
надутые ветром и важностью. Деньги, стремящиеся в основе
своей не к тем людям. Претензии, что легли
на претензии. Тюльпаны в поту от предчувствий соцветной крови.
С этого места, сквозь стену — прямехонько в мастерскую,
в мгновенье, живущее дальше само
собой. «Урок музыки» и (я рискую
ошибиться) «Женщина в голубом, читающая письмо» —
она на восьмом месяце, у нее два сердца, но вера
одна. Позади нее карта какой-то Terra
Incognita... Дыхание замирает... Неизвестная голубая
драпировка сливается с креслами. Золотые
гвозди врываются в комнату, застывая
в воздухе, как не забитые, а — влитые.
Уши заложены от глубины и высоты одновременно.
Это — давленье на стену с другой ее стороны.
Оно заставляет явленья парить. А стены
делают кисть устойчивей. Наличие же стены
рано иль поздно толкает на
прохождение сквозь... Это — нужно, хоть после — нужна аптека...
Мир — один, ну а стен... Стена
есть, по сути, часть человека,
ибо знает он или не знает, а это — ген
взрослых... Лишь для детей не существует стен.
Где кончаются стены, там
начинается небо. Как молитва стен пустоте.
И та
лицо обращает и шепчет нам:
«Я — открыта. Я — не пуста».

Комментариев нет: