Крайне полезные работы для учителей русского языка!
1.В.В.Репкин "Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности". Журнал "Вестник Сибирского института развивающего обучения", 1996, №1.
"Как известно, в современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном «правилосообразном» действии, предполагающем знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма. Однако ряд соображений и фактов заставляют сомневаться в справедливости такого представления о природе орфографического навыка...Таким образом, анализ феномена «природной грамотности» приводит к ряду принципиально важных выводов. Во-первых, проявляющийся в этом феномене достаточно универсальный и прочный орфографический навык представляет собой автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам». В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в речедвигательной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме. Во-вторых, такой навык формируется не за счет выполнения специальных орфографических упражнений, а за счет особой орфографической ориентировки в тексте, включенной в структуру смыслового чтения. Это значит, что судьба орфографического навыка решается не столько в процессе специального обучения орфографии в привычном смысле этого слова, сколько в процессе обучения чтению. В-третьих, поскольку источником орфографической грамотности в данном случае являются орфографические нормы, зафиксированные в разнообразных текстах, с которыми имеет дело ученик, темпы овладения практической грамотностью оказываются значительно выше темпов усвоения орфографических правил и овладения соответствующими умениями. В-четвертых, решающим условием овладения таким навыком является совмещение смысловой и орфографической ориентировки при переходе к смысловому чтению. Поскольку в условиях традиционного обучения этот переход осуществляется стихийно, вероятность совмещения этих двух видов ориентировки оказывается весьма невысокой, чем и объясняется сравнительная редкость феномена «природной грамотности".
Читать здесь
2.В.В.Репкин "О феномене "природной грамотности" и методе формирования орфографического навыка". Журнал "Начальная школа. Первое сентября", 2004, №35.
"В специальном исследовании было установлено, что способ чтения, обеспечивающий не только смысловую, но и орфографическую ориентировку в тексте, может быть планомерно сформирован у всех учащихся. Для этого перед ними должна быть поставлена особая задача, требующая совмещения указанных видов ориентировки, задан способ ее решения, а затем обеспечено усвоение самого способа. Такой задачей является задача на орфографически точное письменное воспроизведение прочитанного смыслового фрагмента текста, т.е. задача на списывание. Исходя из этого, в программе1 развивающего обучения русскому языку (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) наряду с формированием орфографических умений предусматривается в процессе специально организованного списывания разнообразных текстов сформировать у детей способ смыслового чтения, включающий в себя полноценную орфографическую ориентировку в тексте, и на этой основе к концу обучения в начальной школе обеспечить овладение универсальным орфографическим навыком, т.е. вплотную подойти к практическому решению проблемы орфографической грамотности письменной речи".
Читать здесь
3.В.В.Репкин "Начало начал". Журнал "Начальная школа. Первое сентября", 2004, №6, 12, 16.
"Послоговое прочтение слова опирается на представление о звуковой структуре слова и на понимание того, как она отображена в буквенной записи. Такое чтение в начале может быть выполнено только как осознанное действие, направленное на восстановление звукового образа слова на основе его буквенной записи. Оно возможно лишь в том случае, если ребенок поймет, как строится буквенная запись слова, а понять это невозможно, не научившись строить ее. Но научиться строить буквенную запись слова – это значит научиться писать его. Таким образом, невозможно научить ребенка осознанному словесному чтению, не научив его одновременно умению строить буквенную модель слова, записывать его.
1.В.В.Репкин "Развивающее обучение языку и проблема орфографической грамотности". Журнал "Вестник Сибирского института развивающего обучения", 1996, №1.
"Как известно, в современной методике прочно утвердилось представление об орфографическом навыке как автоматизированном «правилосообразном» действии, предполагающем знание орфографических правил и умение применять их в процессе письма. Однако ряд соображений и фактов заставляют сомневаться в справедливости такого представления о природе орфографического навыка...Таким образом, анализ феномена «природной грамотности» приводит к ряду принципиально важных выводов. Во-первых, проявляющийся в этом феномене достаточно универсальный и прочный орфографический навык представляет собой автоматизированное «письмо по памяти», а не «по правилам». В его основе лежат не правилосообразные орфографические действия, а хранящиеся в речедвигательной памяти образы слов, соответствующие орфографической норме. Во-вторых, такой навык формируется не за счет выполнения специальных орфографических упражнений, а за счет особой орфографической ориентировки в тексте, включенной в структуру смыслового чтения. Это значит, что судьба орфографического навыка решается не столько в процессе специального обучения орфографии в привычном смысле этого слова, сколько в процессе обучения чтению. В-третьих, поскольку источником орфографической грамотности в данном случае являются орфографические нормы, зафиксированные в разнообразных текстах, с которыми имеет дело ученик, темпы овладения практической грамотностью оказываются значительно выше темпов усвоения орфографических правил и овладения соответствующими умениями. В-четвертых, решающим условием овладения таким навыком является совмещение смысловой и орфографической ориентировки при переходе к смысловому чтению. Поскольку в условиях традиционного обучения этот переход осуществляется стихийно, вероятность совмещения этих двух видов ориентировки оказывается весьма невысокой, чем и объясняется сравнительная редкость феномена «природной грамотности".
Читать здесь
2.В.В.Репкин "О феномене "природной грамотности" и методе формирования орфографического навыка". Журнал "Начальная школа. Первое сентября", 2004, №35.
"В специальном исследовании было установлено, что способ чтения, обеспечивающий не только смысловую, но и орфографическую ориентировку в тексте, может быть планомерно сформирован у всех учащихся. Для этого перед ними должна быть поставлена особая задача, требующая совмещения указанных видов ориентировки, задан способ ее решения, а затем обеспечено усвоение самого способа. Такой задачей является задача на орфографически точное письменное воспроизведение прочитанного смыслового фрагмента текста, т.е. задача на списывание. Исходя из этого, в программе1 развивающего обучения русскому языку (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) наряду с формированием орфографических умений предусматривается в процессе специально организованного списывания разнообразных текстов сформировать у детей способ смыслового чтения, включающий в себя полноценную орфографическую ориентировку в тексте, и на этой основе к концу обучения в начальной школе обеспечить овладение универсальным орфографическим навыком, т.е. вплотную подойти к практическому решению проблемы орфографической грамотности письменной речи".
Читать здесь
3.В.В.Репкин "Начало начал". Журнал "Начальная школа. Первое сентября", 2004, №6, 12, 16.
"Послоговое прочтение слова опирается на представление о звуковой структуре слова и на понимание того, как она отображена в буквенной записи. Такое чтение в начале может быть выполнено только как осознанное действие, направленное на восстановление звукового образа слова на основе его буквенной записи. Оно возможно лишь в том случае, если ребенок поймет, как строится буквенная запись слова, а понять это невозможно, не научившись строить ее. Но научиться строить буквенную запись слова – это значит научиться писать его. Таким образом, невозможно научить ребенка осознанному словесному чтению, не научив его одновременно умению строить буквенную модель слова, записывать его.
Осознанное овладение способами чтения и письма предполагает, что ребенок в состоянии осуществить достаточно сложный анализ звуковой структуры и буквенной записи слова, направленный на установление связи между их элементами. Для этого необходимо располагать средствами, позволяющими осуществить такой анализ. Что это за средства и каким образом ребенок может овладеть ими – об этом предстоит особый разговор, выводящий нас в область содержания обучения в букварный период".
Комментариев нет:
Отправить комментарий